Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа
Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75
При расчете коэффициента
текущей ликвидности
на начало года: ;
на конец года: .
Теоретически считается достаточным, если величина этого показателя больше 0,2-0,25. В ЧПУП «Аделаида-Сити» значение коэффициента абсолютной ликвидности за отчетный период уменьшилось на 0,038 и составило на конец 2011 г. 0,04. Это означает, что предприятие не в состоянии погасить текущую задолженность при помощи имеющихся в распоряжении денежных средств.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (КОС) характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой деятельности. Он рассчитывается как отношение разности источников собственных средств, доходов и расходов и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств:
,
где III П – итог раздела III пассива баланса (строка 490);
I А – итог раздела I актива баланса (строка 190);
II А – итог раздела II актива баланса (строка 290).
на начало года: ;
на конец года: .
Нормативное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами составляет 0,3.
Таблица 2.9 – Показатели текущей платежеспособности ЧПУП «Аделаида-Сити» за 2011 г.
Показатели платежеспособности |
На начало периода |
На конец периода |
Изменение (гр.3/гр.2) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) |
1,03 |
0,92 |
0,89 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,078 |
0,040 |
0,51 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,026 |
-0,092 |
-- |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Таким образом, снижение показателей платежеспособности ЧПУП «Аделаида-Сити» связано с уменьшением собственного капитала предприятия. Показатели ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами не соответствуют нормативным, что говорит о неплатежеспособности предприятия.
Для анализа финансовой устойчивости используется ряд показателей.
Коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономности) (КФН) представляет собой отношение суммы собственных средств предприятия к общей сумме пассивов (валюте баланса):
, (2.4)
где ВБ – валюта баланса (строка 300 или 700).
на начало года: ;
на конец года: .
Данный коэффициент
характеризует долю средств, вложенных
собственником в общую
Коэффициент финансовой устойчивости (КФУ) характеризует долю постоянного (перманентного) капитала в общей сумме баланса. Он отражает удельный вес тех средств, которые предприятие может использовать в своей деятельности длительное время, и рассчитывается как отношение суммы собственных средств и долгосрочных обязательств к общей стоимости имущества предприятия:
; (2.5)
на начало года: ;
на конец года: .
Коэффициент привлечения средств (КПС) показывает, в каких объемах предприятие привлекает со стороны средства для финансирования текущей деятельности. Он рассчитывается как отношение общей суммы задолженности предприятия к сумме оборотных активов:
(2.6)
на начало года: ;
на конец года: .
Таблица 2.10 – Показатели финансовой устойчивости ЧПУП «Аделаида-Сити» за 2011 г.
Показатели |
На начало периода |
На конец периода |
Изменение (гр.3/гр.2) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Коэффициент финансовой независимости |
0,051 |
-0,043 |
-- |
Коэффициент финансовой устойчивости |
0,051 |
-0,043 |
-- |
Коэффициент привлечения средств |
0,97 |
0,95 |
0,98 |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Рассчитанные показатели позволяют сделать вывод, что финансовое положение предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити» являются неустойчивым. Финансовая зависимость предприятия от внешних кредиторов велика и является угрозой для финансовой устойчивости.
В Республике Беларусь в целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации в Республике Беларусь создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры), среди них центры и базовые центры поддержки предпринимательства.
Центром поддержки предпринимательства является организация, создаваемая на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства [15].
Основными задачами центра являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.
В целях реализации основных задач центр осуществляет деятельность по следующим направлениям:
формирование информационных баз данных по вопросам предпринимательства;
оказание консалтинговых услуг субъектам малого предпринимательства;
проведение маркетинговых
содействие в подготовке и переподготовке кадров для субъектов малого предпринимательства;
иная деятельность, направленная на реализацию задач центра и не запрещенная законодательством [15].
Базовым центром поддержки предпринимательства области (г. Минска) (далее – базовый центр) является центр, реализующий совместно с местными исполнительными и распорядительными органами мероприятия, направленные на развитие малого предпринимательства, координирующий деятельность центров, расположенных на территории области (г.Минска), по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности.
Основными задачами базового центра являются взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами, центрами, расположенными на территории области (г. Минска), в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, координация деятельности центров по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности, а также содействие субъектам малого предпринимательства в получении финансовых средств, подготовке и переподготовке кадров, проведении маркетинговых исследований.
В целях реализации основных задач базовый центр осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
анализ тенденций развития малого предпринимательства;
координация деятельности центров, расположенных на территории области (г. Минска), по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности;
участие в разработке и реализации программ государственной поддержки малого предпринимательства;
формирование информационной базы данных по вопросам предпринимательства в области (г.Минске);
информирование субъектов
иная деятельность, направленная на поддержку и развитие малого предпринимательства в регионе [15].
Центры (базовые центры) создаются
при содействии Белорусского фонда
финансовой поддержки предпринимателей,
республиканских органов
Регистрация организации в качестве центра (базового центра) осуществляется Министерством экономики.
По состоянию на 1 октября 2011 г. в республике действует 50 центров поддержки предпринимательства (далее – центры) и 10 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубатор).
Деятельность субъектов
Итак, в настоящее время среди институтов по поддержке малого предпринимательства особое место занимают центры, базовые центры и инкубаторы. Остановимся на анализе деятельности каждого из этих институтов.
1. Центры.
Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.), информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.
За 9 месяцев 2011 года в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 49352 человека (в 2010 году - 51041 человек).
По актуальной для предпринимателей тематике проведены 1043 курса, семинара (в 2010 году – 993), в которых приняли участие 24023 человека (в 2010 году – 20661 человек).
Основными клиентами центров являются предприниматели, работающие свыше 1 года, доля которых в общем количестве клиентов центров составляет 51,4% (25347 человек). Граждане, которые планируют или начали осуществлять предпринимательскую деятельность, составляют 29,4% (14498 человек), студенты - 16,3 % (8064 человека), безработные -2,9 % (1443 человека).
Деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, была связана с розничной торговлей – 14436 человек (29,3 %), осуществлением производственной деятельности – 7617 человек (15,4 %), оказанием услуг – 5608 человек (11,4 %), строительством – 5080 человек (10,3 %), оптовой торговлей – 3487 человек (7,1 %), оказанием транспортных услуг – 2065 человек (4,2 %), не имеющие отношения к предпринимательству – 11059 человек (22,3 %).
Кроме этого, центрами в регионах проводятся мероприятия, которые содействуют продвижению производимых субъектами предпринимательства товаров (работ, услуг), организации деловых контактов между отечественными и зарубежными субъектами предпринимательства, а также развитию предпринимательства и активизации ремесленной деятельности в сельской местности.
Например, в Брестской области ЧУП «Нью-Тон» в рамках выставки-ярмарки «Брест. Содружество. 2010» проведены фестиваль маркетинговых решений «Бизнес-класс» и Форум управленцев.
В Витебской области: ККУП «Витебский областной центр маркетинга», начиная с 2001 года, ежегодно проводятся республиканская выставка-ярмарка «Малый бизнес в фестивальном Витебске», экономические форумы, а в 2011 году проведено еще и маркетинговое исследование по изучению ресурсного потенциала регионов Витебской области для выявления незанятых рыночных ниш для развития предпринимательской деятельности;
ОДО «Витебский бизнес-центр» проведено исследование рынка банковских услуг на тему «Как выбрать банк для бизнеса в Витебске», по результатам которого разработаны рекомендации по выявлению направлений предпринимательской деятельности, наиболее востребованным в районах области (организация производств, развитие сферы услуг, в том числе бытового обслуживания населения, придорожного сервиса, туристических, транспортных услуг и другое).
Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь