Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа
Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75
9579 Диплом Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь
РЕФЕРАТ
Дипломная работа: 77 с., 20 табл., 8 рис., 26 источников, 4 приложения.
малый бизнес, развитие, перспективы, проблемы, предприятие, предпринимательство
Объект исследования: ЧПУП «Аделаида-Сити».
Предмет исследования: эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь.
Цель исследования: определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити».
Методы исследования: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, метод сравнения и другие.
Исследования и разработки: изучена социально-экономическая сущность и значение малого бизнеса; проведен анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»; рассмотрены направления развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Область возможного практического применения: развитие малого бизнеса в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведённые в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что предпринимательство, представленное в том числе малым и средним бизнесом, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны.
Рыночные условия создают
Наиболее активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начался с середины 70-х годов. На сегодняшний день в развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США, где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.
В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые создают лишь 10% новых технологий. Остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо и потому, что они приводят к реструктуризации старых крупных предприятий и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
Объектом исследования в данной работе является ЧПУП «Аделаида-Сити».
Предметом исследования является эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь.
При выполнении работы использованы такие методы, как системный подход и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, экономический анализ, синтез.
Теоретической базой исследования явились работы М.И. Балашевича «Экономика малого бизнеса», С.Е. Витуна «Проблемы развития предпринимательства», Е. Головиной «Построение новой концепции малого предпринимательства в Беларуси», Г.В. Германовича «Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь» и многие другие. Изучены законодательные акты, регулирующие процесс создания и развития малого бизнеса, использован статистический материал.
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.
Малый бизнес относится к категории малого предпринимательства.
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением). Предприниматели не всегда знают, продадут ли все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то новое для того, чтобы процветать, развиваться.
Согласно закону Республики Беларусь
от 28 мая 1991 года № 813 «О предпринимательстве
в Республике Беларусь» под
Предприниматель может заниматься
любыми видами деятельности, если они
не запрещены законом, включая хозяйственно-
Понятия предпринимательства и
предпринимательской
Обобщение исследований по проблеме предпринимательства позволяет выделить следующие отличительные особенности предпринимательской деятельности:
Таким образом, предпринимательская деятельность объединяет функции собственника, новатора и менеджера.
В отличие от менеджера предприниматель, реализуя функции собственника, может самостоятельно изменять условия хозяйствования, единолично принимать решения и несет ответственность за их последствия.
В отличие от изобретателя и научного работника предприниматель не всегда является «духовным творцом новых комбинаций», но его деятельность всегда связана с претворением новых идей в жизнь.
В отличие от собственника инвестиционных ресурсов предприниматель чаще всего обладает необходимыми знаниями и мотивацией для того, чтобы управлять экономическими ресурсами. В то же время, используя собственные ресурсы, предприниматель берет на себя риск, по своему содержанию являющийся риском собственника.
Следует разграничивать понятия «предприниматель» и «предпринимательская деятельность». Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица. В данной трактовке предпринимательская функция выступает, как присущая различным категориям граждан и становится общеэкономической функцией. Поэтому предпринимателем следует считать лицо, которое реализует предпринимательскую функцию и идентифицируется в общественно-правовой системе как предприниматель, то есть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Это позволяет лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью, получить все права, которыми обеспечивает общество статус предпринимателя: самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, распоряжаться прибылью, заниматься любой деятельностью и создавать любые предприятия, не запрещенные законом, привлекать имущество, денежные средства и имущественные права физических и юридических лиц, участвовать своим имуществом в деятельности хозяйствующих субъектов.
Среди обязанностей, которые общество возлагает на предпринимателя, необходимо выделить следующие: предприниматель должен выполнять все обязательства, предусмотренные договорами и законодательством, заключать договор при найме на работу, оплачивать труд в размере, не меньше минимального уровня, вносить платежи в фонды социальной защиты, осуществлять меры по защите окружающей среды, соблюдать права и интересы потребителей.
Права и обязанности предпринимателя
обеспечивают, с одной стороны, гарантии
реализации его интересов - право
на получение справедливого
Сложность предпринимательской
Предпринимательская деятельность |
||||||
|
|
|
||||
Управление ресурсами |
Аккумулирование ресурсов |
Управление рисками |
Разработка новых идей | |||
|
|
|
| |||
Менеджмент |
Финансовый сектор |
Страховое дело |
Научная сфера |
Рисунок 1.1 - Структура предпринимательской деятельности
Примечание - Источник: [23, с. 91].
В соответствии с этими функциями
прибыль предпринимателя
Предпринимательская деятельность в современной экономике является специфическим фактором производства, объединяющим другие производственные факторы в рамках экономической единицы. В результате разрозненные производственные факторы формируют экономическую систему и приобретают новые свойства – способность эффективно производить продукцию и создавать новые ресурсы.
Важным условием предпринимательской
деятельности является наличие свободного
рынка с его жесткой
В конечном итоге от конкуренции в большей степени выигрывают потребители, получая новые качественные товары, доступные цены, высокий уровень обслуживания, новые рабочие места и другие блага.
Среди основных стимулов, мотивов
и причин, побуждающих заниматься
предпринимательской
Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь