Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты

Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад

Описание работы

Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.

Работа содержит 1 файл

диплом по малому бизнесу.rtf

— 1.15 Мб (Скачать)

      В настоящее время в области действует двухуровневая система сельскохозяйственных кредитных кооперативов.

      Кооперативы первого уровня (районные, филиалы областного) являются основой системы. Их задача - привлечение средств в фонд финансовой взаимопомощи от своих членов по договорам займа и выдача займов другим членам, нуждающимся в дополнительных денежных средствах.

      Кооператив второго уровня - областной кооператив "Донской фермер" объединяет кооперативы первого уровня. Основные задачи - привлечение средств из внешних источников для кооперативов первого уровня, создание гарантийного и страхового фондов, а также разработка единых нормативов и правил деятельности для всей системы.

      На сегодняшний момент в систему входят 23 районных кооператива и областной кооператив с шестью филиалами. Общее количество членов 1,2 тыс. В 2003 г. выдано более 700 займов на общую сумму 50,5 млн. руб.

      По словам официальных лиц, следующим шагом в улучшении кредитования малого и среднего бизнеса может стать создание кредитного кооперативного банка*(312).

      Действующее законодательство разрешает кооперативам создавать банки, которые могли бы концентрировать ресурсы кооперативов. Однако банки являются коммерческими организациями, которые должны заботиться об увеличении своего капитала за счет максимизации прибыли и снижения рискованности операций, а не о том, чтобы кредитовать своих акционеров (пайщиков). К тому же банковское законодательство ограничивает выдачу банками кредитов своим акционерам. Поэтому консолидаторами и перераспределителями ресурсов кредитных кооперативов на местах должны быть не коммерческие банки, а кредитные кооперативы более высокого уровня, сформированные за счет взносов кредитных кооперативов нижнего уровня. В международной практике за такими структурами утвердилось название "кооперативные банки".

      Один из сторонников данной модели - А.И. Бажан - считает, что без такой системы "кредитные кооперативы будут оставаться маломощными финансовыми структурами, ориентированными на удовлетворение незначительных текущих потребностей их участников, что, безусловно, тоже важно, однако не решает проблему инвестиций"*(313).

      Представляется, что автор этих строк пытается решить проблему кредитования МП с конца, а не сначала. В российском малом бизнесе существуют две проблемы: выживания и развития. Не решив проблему выживания, решать проблему развития не имеет смысла. Основной целью создания кредитных кооперативов как раз и является удовлетворение текущих потребностей их участников, т.е. помощь в выживании субъектов МП. А.И. Бажан ставит проблему инвестиций выше всех остальных в деятельности кредитных кооперативов. Тогда возникает вопрос: кого они будут инвестировать при сохраняющейся тенденции разорения субъектов МП в некоторых отраслях экономики? Благополучные в финансовом отношении субъекты малого бизнеса могут обращаться и в обычные банки.

      Следующий аргумент против предложенной модели заключается в том, что в памяти россиян еще свежи инвестиционные банки типа "МММ". Не будут ли они прототипом "кооперативных банков" и много ли найдется смельчаков, вкладывающих туда свои деньги?

      Разумеется, проблема инвестиций в малом бизнесе немаловажна. Однако решать ее можно не только в рамках кредитной кооперации.

      Для создания многоуровневой системы кредитных кооперативов необходимо наличие большого числа таких кооперативов с устойчивым финансовым положением. В настоящее время в России насчитывается немногим более 400 кредитных кооперативов*(314). В масштабах всей страны такая цифра незначительна. Поэтому предложенная выше структура может себя не оправдать, затраты на ее содержание могут поглотить большую часть прибыли. Значит, создавать такую модель сейчас в России преждевременно.

      В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"*(315) на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, было выделено 1,5 млрд. руб.

      Согласно Постановлению N 249 средства федерального бюджета предоставляются Министерством экономического развития и торговли РФ на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на развитие системы кредитования субъектов МП. Данные субсидии направляются на субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2005 г. на срок не более 3 лет в российских банках следующими организациями:

      - кредитными потребительскими кооперативами граждан и потребительскими обществами;

      - сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

      Субсидирование осуществляется с целью предоставления займов членам таких кооперативов, являющимся субъектами МП, для осуществления предпринимательской деятельности.

      Кредитным потребительским кооперативам граждан и потребительским обществам субсидии предоставляются за счет средств бюджета субъекта РФ ежемесячно из расчета 50% произведенных кооперативами затрат на уплату процентов, но не более 1/2 ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, действовавшей на дату предоставления кредита.

      Сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидии предоставляются за счет средств бюджета субъекта РФ ежемесячно из расчета 2/3 произведенных сельскохозяйственными кооперативами затрат на уплату процентов, но не более 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, действовавшей на дату предоставления кредита.

      Приоритет при отборе субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии на развитие системы кредитования субъектов МП, имеют субъекты РФ, реализующие программы поддержки вышеназванных кооперативов за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета. Субсидии предоставляются при отсутствии у кооперативов просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему РФ.

      Если эта программа покажет свою эффективность, то в 2006 г. правительство выделит на поддержку микрокредитования еще больше средств*(316).

      Очевидно, что если не будет контроля на местах за движением государственных финансовых ресурсов, то появятся так называемые черные схемы, "откаты", "комиссии", которые удорожат кредиты, в результате чего малому бизнесу ничего не достанется. В связи с этим в Минэкономразвития создан наблюдательный совет из представителей РСПП, ТПП, "Опоры" и "Деловой России".

      Около 150 млн. долл., по подсчетам экспертов, составляет сегодня в России объем рынка микрофинансирования. Данная государственная программа субсидирования процентных ставок увеличит этот рынок более чем на 20%. Впрочем, спрос на микрокредиты сегодня значительно выше - 5-7 млрд. долл.*(317)

      Рынок микрокредитов составляет порядка 350 млн. долларов. В 2005 г. государство компенсирует процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была ниже. За счет небольшого вливания денег можно увеличить рынок на 30%. В перспективе выращивается сеть кредитных кооперативов, которые заполняют нишу, неинтересную банкам. А из них потом могут вырасти крупные розничные банки*(318).

      Таким образом, в российском законодательстве уже есть некоторые предпосылки для развития системы кредитной кооперации в малом бизнесе. Однако пробелы и противоречия в нормативных актах существенно тормозят данный процесс. Все предложенные выше меры по совершенствованию законодательства в сфере кредитной кооперации, безусловно, должны способствовать развитию МП в нашей стране.

Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты