Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
Кроме того, запрет на предоставление ОВК денежных средств физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками этих обществ, выполняет важную защитную роль финансовых интересов участников ОВК. Данное требование связано также с тем, что выдавать займы неограниченному кругу лиц на регулярной основе вправе только кредитные организации согласно закону о банках*(304).
Местные органы власти могут освобождать кредитные кооперативы полностью или частично от местных налогов. Такое право предоставлено им ст. 8 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"*(305) (далее - Закон N 126-ФЗ), в котором сказано, что представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами, а также принимать решение об установлении или отмене местного налога и сбора.
В последние годы в научной литературе доминирует точка зрения, согласно которой государственные и муниципальные органы власти должны более тесно взаимодействовать с организациями кредитной кооперации субъектов МП*(306). Первоначально членами кредитных кооперативов, как правило, являются предприниматели и предприятия с небольшим достатком. Поэтому сформировать достаточно большую кассу только за счет накоплений пайщиков чрезвычайно сложно. В такой ситуации целесообразно привлечение сторонних средств с последующим их возвратом или участие в кредитном кооперативе органов местного самоуправления.
В п. 1 и 2 ст. 13 Закона N 126-ФЗ указывается, что "местные органы самоуправления выполняют функции по организации местных финансов во взаимодействии с финансово-кредитными организациями, действующими как на территории соответствующего муниципального образования, так и за ее пределами. Местные органы самоуправления содействуют развитию рынка местных финансов, местных финансово-кредитных организаций".
Таким образом, органы местного самоуправления могут активно поддерживать деятельность кредитных кооперативов. На практике уже есть положительные примеры. В некоторых регионах при поддержке местных органов власти реализуются программы создания сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (Волгоградская, Саратовская области); осуществляется государственное финансирование и кредитование данных кооперативов*(307).
Необходимо иметь в виду, что недавно был принят Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 12 октября 2005 г.)*(308), согласно которому Закон N 126-ФЗ с 1 января 2006 г. утратит силу. Возможно, в новом нормативном акте, посвященном финансово-кредитным отношениям органов местного самоуправления, сотрудничество данных органов с организациями кредитной кооперации будет более эффективным для субъектов МП.
Однако на практике уже имеются положительные примеры того, когда одними из учредителей кредитных кооперативов являются представители органов местного самоуправления в лице муниципального фонда поддержки малого предпринимательства (или иной организации).
Фондом ПМП в Республике Северная Осетия - Алания (РСО - Алания) был создан в порядке эксперимента потребительский кооператив финансовой взаимопомощи "Пайщик", в который были вложены для начала небольшие средства, имеющиеся у фонда*(309). Пайщиками данного кооператива могут стать не только предприниматели, желающие пользоваться его кредитными ресурсами, но и те, кто просто хочет выгодно вложить свой капитал, так как ФПМП РСО - Алания гарантирует более высокие проценты, чем в коммерческих банках.
Кредитные кооперативы, соучредителями которых являются муниципальные ФПМП, могли бы взаимовыгодно сотрудничать с коммерческими банками, в том числе быть поручителями перед коммерческими банками при предоставлении кредитов своим пайщикам.
Как известно, одной из основных причин отказа в кредитовании малого бизнеса со стороны коммерческих банков является отсутствие надежного обеспечения выдаваемых кредитов. Если соучредителем кредитного кооператива будет выступать муниципальный ФПМП, активно действующий на данной территории и зарекомендовавший себя надежным партнером, коммерческие банки будут более заинтересованы в данном сотрудничестве, а субъекты МП получат еще одну возможность кредитования своей деятельности.
В свете сказанного представляет интерес опыт функционирования некоммерческой организации "Женский потребительский кооператив финансовой взаимопомощи "Содействие"*(310). Этот кооператив, учрежденный по инициативе группы предпринимателей в 1997 г., выполняет экспериментальную программу "Микрофинансирование женских предпринимательских проектов" при поддержке целевого займа федерального ФПМП. Опыт работы кооператива "Содействие" был отмечен в одной из Федеральных программ поддержки малого предпринимательства.
В рассматриваемом кооперативе, как и в банках, выдаче займа предшествует процедура рассмотрения заявок, оформления документов, привлечения поручителей и залогов. Однако все эти процедуры осуществляются быстро. В дальнейшем время на выдачу займа измеряется несколькими часами.
Кооператив руководствуется принципами партнерского, а не клиентского (как в банках) отношения с пайщиками. Принимаются залоги, но они, как правило, оказываются неликвидными и являются не средством обеспечения потерь от невозвращения займов, а свидетельством дееспособности заемщика. Например, автомобиль "жигули" 1971 г. выпуска не может являться залогом в рыночном отношении, но он представляет собой достаточно надежное обеспечение обязательств в данной системе как средство, используемое в бизнесе заемщика, которым он рискует, принимая на себя обязательства по займу.
Аналогичный подход применяется и при привлечении поручителей. Они, как правило, бывают из той же среды предпринимателей. Разумеется, такие поручители также мало обеспечены, и вероятность исполнения ими обязательств за заемщика весьма проблематична. Однако это с лихвой компенсируется опасностью ухудшения личностных отношений, утраты деловой репутации и тем самым становится весьма эффективной формой солидарной ответственности по микрозаймам, особенно в провинциальных районах или в замкнутых социальных группах, где сильны и ценны межличностные связи.
Займы - 9% в месяц - могут показаться дорогими, не соответствующими логике поддержки предпринимательства. Однако льгота заключается не в плате за привлеченные средства, а в формировании регулярного и оперативного доступа к финансовым ресурсам, что более актуально и предпочтительно для основного круга пайщиков. Результатом деятельности кооператива "Содействие" является выдача 200 займов в месяц. При этом уровень возвратности заемных средств составляет 98,5%.
Таким образом, сложившаяся юридическая практика такова, что разные сферы деятельности организаций кредитной кооперации на федеральном уровне регулируются разными законами. При этом на федеральном уровне отсутствует закон, который бы рассматривал кредитную кооперацию как систему.
Несмотря на большое количество федеральных законов, не получили отражения многие аспекты деятельности организаций кредитной кооперации, и в частности:
- механизм обеспечения надежности системы кредитной кооперации (деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти);
- формы государственной поддержки развития системы кредитной кооперации;
- деятельность саморегулирующихся организаций системы кредитной кооперации;
- участие организаций системы кредитной кооперации в государственных целевых программах.
В связи с этим Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект "О кредитной кооперации", который будет серьезным финансовым инструментом для поддержки субъектов МП как юридических, так и физических лиц. Желающие получить, к примеру, стартовый капитал на развитие своего бизнеса смогут вступить в члены кооператива в качестве деловых партнеров. Для этого нужно будет внести определенный пай (как правило, начальные суммы при вступлении в потребительские кооперативы граждан колеблются от 50-100 руб., но для юридических лиц будут выше). Затем члены кооператива, хорошо знающие друг друга, примут решение о выделении необходимой суммы. При этом начинающим или уже процветающим бизнесменам не нужно будет представлять что-либо в залог. Правда, предпочтение при выдаче займов согласно закону будет отдаваться не высокорентабельному и достаточно рисковому вложению средств, а среднерентабельным, но надежным операциям.
До сих пор в пайщиках кредитных кооперативов могут числиться только физические лица. Юридическим лицам по закону о потребительских кооперативах граждан подход к "народным копилкам" заказан. Собственно, вокруг этого вопроса и велись основные дебаты, не давая ходу законопроекту "О кредитной кооперации". Против высказывались многие, в том числе и банкиры. Они видят в лице "денежных" кооперативов граждан мощного конкурента, который посягнет на финансовых монополистов. Планируется, что отныне кредитные кооперативы могут создаваться в России как в виде кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных кооперативов, так и обществ взаимного кредитования, ипотечных кредитных кооперативов и иных кооперативов. При этом законом будут четко оговорены правила членства (условия, права, обязанности) физических и юридических лиц, детально прописаны финансовые отношения между членами кооператива и их деловыми партнерами.
Наряду с формами и способами поддержки государством кредитного кооперативного движения большой интерес представляет и практика его организации*(311). В некоторых зарубежных странах уже опробована и успешно действует многоуровневая система кредитных кооперативов.
В частности, в Нидерландах существует двухуровневая система работы кооперативных кредитных учреждений. Ее составляют Центральный кооперативный банк "Рабобанк" и 600 местных банков. Последние являются акционерами Рабобанка.
В Европе, прежде всего в Германии и Австрии, сложилась трехуровневая система организации.
Фактическая трехуровневая система с самого начала возникла в США. В 80-е годы прошлого века на низшем уровне действовали местные банковские и кредитные ассоциации. Следующий уровень - региональные банки (земельные, краткосрочных кредитов и для кооперативов), которые действовали в рамках первоначально очерченных 12 регионов. И на высшем уровне функционировали Корпорация по финансированию сельскохозяйственных кредитных банков, Корпорация по лизингу, Корпорация по капиталам, а также Центральный банк кооперативов. В настоящее время система несколько изменилась. Уменьшилось количество местных ассоциаций. Остался лишь один банк для краткосрочных кредитов, 11 фермерских кредитных банков, и создано три банка для кооперативов вместо одного Центрального банка.
В научной литературе существуют различные предложения по повышению эффективности функционирования кредитных кооперативов. К сожалению, некоторые ученые предлагают зарубежные модели, не учитывая российской специфики. Одним из таких предложений является создание многоуровневой системы кредитных кооперативов, подобно приведенным выше. Заключается она в следующем.
Кредитные кооперативы за счет объединения своих ресурсов создают вертикально интегрированные структуры с целью концентрации инвестиций на региональных или общероссийском уровнях для их последующего перераспределения в пользу значительных и долгосрочных проектов. В российской практике нечто подобное уже существует.
В Ростовской области возрождение сельскохозяйственной кредитной кооперации началось с созданием областного кооператива "Донской фермер" в августе 1996 г. Политика развития кооперации по территории области строилась на основе американской модели (кооперативный банк с филиалами). До 1999 г. на базе районных фермерских организаций самоуправления было организовано 10 филиалов (представительств). В 1999 г. наиболее успешные подразделения областного кооператива стали преобразовываться в юридически самостоятельные районные кооперативы, которые остались членами областного кооператива.
Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты