Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты

Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад

Описание работы

Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.

Работа содержит 1 файл

диплом по малому бизнесу.rtf

— 1.15 Мб (Скачать)

      Что касается второй категории существенных условий, т.е. тех, о которых указано в нормативных актах, то данный вопрос является спорным.

      Некоторые специалисты*(215) обнаруживают существенные условия кредитного договора и в ст. 30 Закона о банках, в которой сказано: "В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора".

      Полемизирует с ними В.В. Витрянский, который считает, что среди норм о кредитном договоре, содержащихся в ГК РФ (§ 2 гл. 42) какие-либо правила о таких существенных условиях кредитного договора отсутствуют*(216).

      По его мнению, нормы, содержащиеся в ст. 30 Закона о банках вовсе не предназначены для специального регулирования именно кредитного договора. "Скорее предназначение указанных норм состоит в определении принципов взаимоотношений, складывающихся между Банком России и коммерческими банками, а также между последними и их клиентами за пределами банковского регулирования и надзора (т.е. в сфере частного права. - Примеч. автора). Иначе и быть не может, поскольку Закон о банках и банковской деятельности, несмотря на наличие в нем отдельных гражданско-правовых норм, относится к актам публичного права"*(217). Данный аргумент является недостаточно убедительным, поскольку автор цитаты признает наличие гражданско-правовых норм в Законе о банках. Так почему же эти нормы не могут содержать условий, существенных для кредитного договора?

      Ответ на этот вопрос можно дать, исходя из анализа ст. 30 Закона о банках. По справедливому замечанию В.В. Витрянского, в данной статье речь идет о всех видах банковских операций и сделок, а не только о кредитных договорах. Поэтому, формируя перечень существенных условий договоров, законодатель оставляет его открытым и говорит о "других существенных условиях договора". Иными словами, "названная норма говорит об условиях всех договоров, на основе которых осуществляются отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами, а не о существенных условиях "договора данного вида" (т.е. кредитного договора), как того требует п. 1 ст. 432 ГК РФ"*(218).

      Кроме того, ряд условий, перечисленных в ст. 30 Закона о банках, не могут считаться существенными условиями кредитного договора по причинам, кроющимся в существе кредитных правоотношений*(219). В частности, условие о стоимости банковских услуг и сроках их выполнения вообще не входит в содержание кредитного договора, который как вид договора займа не является договором об оказании возмездных услуг, а относится к категории гражданско-правовых договоров о передаче имущества.

      Условие о порядке расторжения договора, содержащееся в ст. 30 Закона о банках, также не может считаться существенным условием кредитного договора (как относимое к категории существенных условий, названных таковыми в законодательстве), поскольку при любых условиях кредитного договора каждая из его сторон вправе требовать по суду расторжения договора при его существенном нарушении со стороны контрагента (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Поэтому отсутствие в кредитном договоре условия о порядке его расторжения не может повлечь за собой признания кредитного договора незаключенным.

      Следовательно, к существенным условиям кредитного договора относятся только условия, определяющие его предмет (не считая условий, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение). Значит, кредитный договор должен признаваться льготным, если хотя бы одно из его условий, относящихся к предмету договора, является льготным.

      Что же касается иных условий, не относящихся к предмету договора, то они могут быть признаны существенными лишь при наличии специального заявления одной из сторон договора о необходимости достичь по ним соглашения. Здесь возникает следующий вопрос: следует ли признавать кредитный договор льготным, если льготным является условие, не относящееся к предмету договора, но являющееся существенным по соглашению сторон?

      В этой связи представляет интерес вывод М.И. Брагинского о том, что никаких других условий, кроме существенных, в договоре не может быть, поскольку "одни условия становятся существенными в силу обязательной для сторон императивной нормы, требующей их согласования, другие - в силу того, что сторона воспользовалась предоставленной диспозитивной нормой возможностью, третьи - в силу самого характера соответствующей договорной модели, а четвертые - благодаря признанной одной из сторон необходимости включения их в договор"*(220). Данный вывод относится не к договорной модели в целом, а к уже заключенному, конкретному договору. Отсюда вытекает, что в каждом конкретном договоре любое условие, не относящееся к предмету договора, может стать существенным. Например, для заемщика субъекта МП отсутствие условия об обеспечении кредита может быть гораздо более выгодным, чем все льготные условия, касающиеся предмета договора, вместе взятые*(221). В научной литературе справедливо отмечается, что льготный характер кредитования обычно определяется не размером процентов, а условиями государственного обеспечения кредитов банкам*(222). Стоит ли в таком случае ограничивать критерии определения льготного договора лишь условиями, касающимися его предмета? Думаю, что ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

      В то же время необходимо учитывать и следующее обстоятельство. На практике некоторые кредитные организации в качестве преимуществ того или иного кредита указывают отсутствие отчетности о его использовании, учет нескольких источников дохода при определении максимального размера кредита, предъявление заемщиком минимального числа подтверждающих документов, короткий срок рассмотрения документов на выдачу кредита. Таким образом, понятие льготный кредит на практике трактуется весьма широко. При этом возникает следующий вопрос: можно ли любое условие договора, которое более выгодно для заемщика, считать основанием для признания кредитного договора льготным?

      При решении данного вопроса необходимо исходить прежде всего из интересов заемщиков - субъектов МП. Установление перечня льготных условий может создать видимость ухудшения положения субъектов МП, но лишь на первый взгляд. На самом деле, такой перечень внесет определенность и ясность в отношения между субъектами МП и кредитными организациями и последними с организациями, предоставляющими льготы. В связи с этим целесообразно установить следующее положение: при отсутствии в федеральном или региональном акте указания на условия, при которых кредитный договор считается заключенным на льготных условиях, такими условиями следует считать льготные существенные условия кредитного договора, а также условие об обеспечении кредита.

      На сегодняшний день льготное кредитование субъектов МП осуществляют:

      - специализированные банки;

      - государственные региональные и муниципальные ФПМП;

      - частные фонды поддержки малого предпринимательства и международные небанковские финансовые организации;

      - кредитные кооперативы.

      Кредитование, в том числе и льготное, имеет множество видов: краткосрочное, долгосрочное, гарантированное, государственное, банковское, потребительское, коммерческое и т.д.

      В специальной литературе наибольшее значение придается делению кредитования на следующие два вида*(223): банковское и небанковское.

      Данное деление имеет значение не только для оценки правомерности той или иной деятельности, но и для вопросов налогообложения, что косвенно влияет и на кредитование субъектов МП.

      В научной литературе все еще ведутся дискуссии о критериях разграничения банковского и небанковского кредитования*(224). Не вдаваясь во все тонкости, приведем основные критерии их разграничения.

      Смысл выделения банковского кредитования состоит в том, чтобы закрепить возможность осуществления данного вида деятельности за специальными организациями, действующими на профессиональной основе и контролируемыми государством в лице Банка России. Размещение денежных средств, полученных из вышеуказанных источников (банковских вкладов (депозитов) и банковских счетов), требует получения лицензии Банка России.

      Банковское кредитование осуществляется в различных правовых формах: кредиты, включая межбанковские; приобретение (учет) векселей; выплаты по банковским гарантиям; финансирование под уступку денежного требования (факторинг) и т.д.

      Привлечение денежных средств физических и юридических лиц, в том числе и субъектов МП, в качестве основной деятельности может осуществлять помимо банков целый ряд организаций: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, общества взаимного кредитования, общества взаимного страхования и т.д. Деятельность этих организаций не является банковской, поскольку отношения, возникающие при привлечении ими денежных средств, не являются отношениями по банковскому вкладу и банковскому счету. Более того, для каждой из вышеуказанной организации устанавливается отдельный правовой режим деятельности.

      Таким образом, можно выделить следующие основные критерии разграничения банковского и небанковского кредитования:

      - источник размещаемых денежных средств, о которых было сказано выше;

      - в банковском кредитовании в качестве кредитора выступает специальный субъект - банк;

      - размещение средств при банковском кредитовании осуществляется на принципах возвратности, платности и срочности. При небанковском кредитовании принцип платности может отсутствовать;

      - предметом банковского кредитования могут являться только денежные средства. При небанковском кредитовании предметом могут быть и вещи, определенные родовыми признаками (например, товарный кредит);

      - при кредитовании банк размещает денежные средства от своего имени и за свой счет. Небанковское кредитование может осуществляться от имени и за счет клиента банка, например, осуществляемое в рамках профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг*(225);

      - при банковском кредитовании наряду с частными присутствуют и публичные интересы (например, в виде установления экономических нормативов). Небанковское кредитование, за исключением тех его видов, для которых устанавливаются специальные правовые режимы, в основном регулируется нормами частного права (например, заем, товарный и коммерческий кредит);

      - банковское кредитование может быть только прямым, т.е. оно предполагает обязательно фактическую выдачу (перечисление) денежных средств. Небанковское кредитование может быть и косвенным, например, коммерческое кредитование.

      Исходя из вышесказанного, можно провести четкую грань между банковским и небанковским кредитованием малого бизнеса. 
 

      Несовершенство финансово-кредитных институтов в нашей стране, и в первую очередь банковского кредитования, негативно сказывается на развитии российского МП. Такое положение объясняется тем, что в России в условиях рыночной экономики практика банковского кредитования насчитывает лишь одно десятилетие, в то время как в развитых зарубежных странах в этой сфере существуют вековые традиции.

      Развитие банковского кредитования МП невозможно без соответствующего правового регулирования. К сожалению, в законодательстве данной сферы имеется немало проблем. Согласно проводившемуся опросу, положительно оценивают влияние ГК РФ - 38% опрошенных, действия арбитражных судов 30%, федерального банковского законодательства и нормативного регулирования Банка России - 16%. Отрицательное воздействие тех же факторов приходится соответственно на 19, 17 и 17% опрошенных. На фактор отрицательного воздействия местных органов власти и местного законодательства пришлось 13% ответов. В ряде случаев критически оценивается деятельность федеральных властей (8%)*(226). Такой высокий процент опрошенных, негативно оценивающих правовую среду, безусловно, свидетельствует о недостаточной проработанности законодательных и нормативных актов, что является препятствием для финансирования предприятий малого бизнеса.

      Нормы о банковском кредитовании МП содержатся в ст. 11 Закона N 88-ФЗ. Необходимо обратить внимание на то, что там нет ни слова о банках. В ст. 11 указанного закона речь идет о льготном кредитовании субъектов МП кредитными организациями. В связи с этим представляет интерес определение субъектов, на которых распространяется данная норма.

Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты