Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
Важно отметить, что Закон N 193-ФЗ предоставляет право ассоциациям (союзам) кредитных сельскохозяйственных кооперативов создавать именно хозяйственные общества, к которым не относятся согласно ГК РФ потребительские кооперативы (они входят в группу некоммерческих организаций).
Возрождение сельскохозяйственной кредитной кооперации в России началось в 1996 г. в Волгоградской, Ростовской и Саратовской областях.
Сегодня в 40 российских регионах зарегистрировано 500 кредитных потребительских кооперативов граждан, насчитывающих 250 тыс. пайщиков. Сельских кредитных кооперативов в России 639, и в них числится более 60 тыс. человек. Годовой оборот кооперативов колеблется от 3-4 до 100-150 млн. руб. По приблизительным оценкам "Лиги кредитных союзов" и "Союза сельских кредитных кооперативов", в секторе гражданской кредитной кооперации ежегодный оборот составляет от 750 млн. до 2 млрд. руб. С каждым годом количество привлеченных от населения денег на этом оригинальном денежном рынке растет. Лучше всего кредитные потребительские кооперативы граждан приживаются в небольших российских городах, где на всех одно банковское учреждение - Сбербанк РФ, а спрос на финансовые услуги высок.
В кредитном кооперативе каждый пайщик независимо от того, сколько у него денег на лицевом счете, имеет право на доверительный минимальный заем. В разных кооперативах его сумма колеблется от 10 до 60 тыс. руб. в зависимости от общего фонда взаимного финансирования. Такой заем не предполагает ни поручительства, ни залога, пайщики могут получить его по устной заявке на другой же день. Доверительные займы составляют примерно 50% займов в кредитных кооперативах. Остальные, крупные - от 60 тыс. руб. и выше - выдаются под поручительство или под залог. Правда, делается это гораздо быстрее и проще, чем в банках.
Субъектов МП привлекают в кредитных кооперативах и проценты за пользование займом. Если за последние годы средняя процентная ставка кредита в коммерческих банках составляла не менее 29% годовых, то в кредитных кооперативах она варьировалась от 10 до 35% - в зависимости от того, на что берется заем, каков его размер и срок пользования. Максимальная сумма займа и процент за него зависят от индивидуального рейтинга заемщика. Если пайщик не в состоянии по какой-то причине вовремя вернуть деньги (например, заболел, потерял работу), то кооператив своим решением вправе приостановить начисление и выплату процентов, не применять штрафных санкций. Подобной лояльности в силу своей специфики не обеспечит ни одно банковское учреждение.
Дешевизна займов в кредитном кооперативе объясняется тем, что им нет необходимости "страховать" риски невозврата займа высоким процентом. Члены кредитного кооператива, как правило, знают друг друга в лицо. В среднем невозврат колеблется от 0,1 до 3%. Впрочем, кредитовать субъектов МП выгодно и самим кооперативам.
Один волгоградский предприниматель за месяц увеличил доходы своего магазинчика с 7 до 30%. Выросла и прибыль его кооператива с 60 до 150 тыс. руб.*(293)
Формирование системы сельской кредитной кооперации в России требует создания новых элементов, которые позволили бы ей эффективно решать поставленные перед ней задачи. К этим элементам относятся: централизованный гарантийный фонд (имеется успешный опыт действия созданного в Волгоградской области при областном кредитном кооперативе Фонда гарантий и поддержки)*(294); централизованная резервная касса; специализированная страховая компания; организация системы внешнего и внутреннего аудита и т.д.
Необходимым элементом системы в соответствии с Законом N 193-ФЗ является Северо-Кавказский аудиторский союз сельскохозяйственных кооперативов. Он учрежден региональными ассоциациями фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и кредитными кооперативами второго уровня Ростовской области, Краснодарского края и Республики Адыгея с зоной деятельности на территории Южного федерального округа.
Кредитные кооперативы обязаны быть членами аудиторского союза и должны подвергаться проверке ежегодно. Цель таких проверок - повышение устойчивости кооператива и доверия к его деятельности.
Организаторскую работу по развитию системы и обучению сотрудников кредитных кооперативов проводит Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельскохозяйственной продукции Ростовской области. Ассоциация развивает два наиболее важных направления поддержки малого предпринимательства: обеспечение доступа фермерских и личных подсобных хозяйств к финансовым ресурсам через систему кредитных кооперативов и оказание консультационной помощи в повышении эффективности производства через систему консультационных центров на базе районных организаций саморегулирования.
Для дальнейшего развития сельскохозяйственных кредитных кооперативов региональным и местным ФПМП необходимо в течение первых двух лет при создании таких новых кооперативов компенсировать разницу в процентной ставке по кредитам, получаемым в них сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, являющимися субъектами МП.
Заметную роль в развитии системы сельской кредитной кооперации играют две организации - Фонд развития сельской кредитной кооперации и Союз сельских кредитных кооперативов, объединяющие 200 кредитных кооперативов, насчитывающих более 8 тыс. пайщиков из 41 региона страны*(295). Сегодня, когда нет надлежащей государственной поддержки, эти структуры играют неоценимую роль в развитии кредитной кооперации.
В основном данный сектор экономики в России пока поддерживают международные организации и отдельные российские губернаторы. В частности, администрацией Ростовской области была оказана стартовая поддержка в 1997-1998 гг. областному кооперативу "Донской фермер" в виде долгосрочного 5-летнего займа на сумму 1,8 млн. руб.
В Липецкой области в рамках программы поддержки малого бизнеса на 2005 г. выделили из бюджета на пополнение оборотных средств кредитных кооперативов 1 млн. руб. Подобным участием властей могут сегодня похвастаться кредитные кооперативы Волгоградской, Ростовской областей. Разумеется, это немного. Однако есть надежда, что другие субъекты РФ последуют их примеру.
В 2004 г. был запущен проект Евросоюза "Техническая поддержка кредитных кооперативов в РФ", который поможет созданию системы кредитной кооперации*(296). В том же году Евросоюз выделил на помощь кредитным кооперативам России 2,5 млн. евро*(297).
Большую роль в развитии системы сельскохозяйственной кооперации играют международные организации из США, Германии*(298).
С 1998 г. действует российско-американская программа развития сельской кредитной кооперации. Американские партнеры оказали финансовую поддержку Фонду развития сельской кредитной кооперации в размере около 200 млн. рублей. Эти средства стали основным источником займов для большинства кооперативов. За период с сентября 1999 г. по июнь 2003 г. фонд предоставил краткосрочных займов (до года) на сумму 518 млн. руб.
Существенное влияние на развитие кредитной кооперации в регионах оказывают программы технической помощи. Свыше 70 кооперативов созданы в России в результате осуществления проекта ТАСИС в 1999-2002 гг. Кроме обучения специалистов проект оказал помощь на закупку оборудования (4,4 млн. руб.) и формирование капитала кооперативов (3,4 млн. руб.).
В 2001 г. Фонд Евразия оказал помощь 40 кооперативам в техническом оснащении на сумму 7,5 млн. рублей.
С 1997 г. в Волгоградской области работает Германский кооперативный союз Райффайзен. Опираясь на свой 150-летний опыт и опыт работы в других странах, союз оказывает помощь в развитии многоступенчатой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации.
Волгоградская область является безусловным лидером в развитии кредитной кооперации: создано 46 кооперативов, общее количество членов кооперативов более 11 тыс. физических и юридических лиц. За 2002 г. кооперативами выдано около 5 тыс. займов на общую сумму 200 млн. рублей.
Основными составляющими успеха в данных кооперативах являются:
- активные лидеры фермерских организаций;
- широкая поддержка, включая финансовую помощь, развития кредитной кооперации администрацией области и районов;
- консультационная помощь союза Райффайзен;
- финансовая помощь краткосрочными займами Фондом развития сельской кредитной кооперации.
Еще одной формой кредитной кооперации МП являются общества взаимного кредитования (ОВК). В их создании заложен значительный потенциал ускоренного развития МП. Они особенно актуальны, потому что в банковском законодательстве намечается тенденция к резкому увеличению размеров уставного капитала.
В ст. 12 Закона N 88-ФЗ определяется возможность создания ОВК субъектов МП, однако эта статья практически неприменима, поскольку в ней не определен их юридический статус. Ни в одном нормативном акте, в том числе и в Законе N 88-ФЗ, не дано понятия ОВК. Согласно п. 1 ст. 12 Закона N 88-ФЗ "общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи". Как видно, в данной норме ничего не говорится о том, в какой форме юридического лица могут функционировать ОВК: хозяйственные товарищества или общества, некоммерческие организации и т.д. Не сказано даже, являются ли они вообще юридическими лицами и следует ли их относить к кредитным организациям. То есть для ОВК юридически не определены ни механизм их формирования, ни способ функционирования. Поэтому неудивительно, что в настоящее время ОВК либо вообще не регистрируются, либо регистрируются как субъекты МП или подразделения общественных организаций (аналогичные профсоюзным кассам взаимопомощи на советских предприятиях). В Москве в национальную ассоциацию организаций финансовой взаимопомощи, учрежденную Гильдией купцов и промышленников России, входит только 4 таких общества*(299).
Необходимо, на наш взгляд, сформулировать в законе следующее определение ОВК: "Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства являются некоммерческими организациями с правами юридического лица и создаются в качестве потребительских кооперативов для аккумулирования временно свободных денежных средств участников (членов) указанных обществ в целях удовлетворения их потребностей в финансовой взаимопомощи".
Помимо признания ОВК некоммерческой организацией, и тем самым придавая статус юридического лица, данное определение содержит еще одну немаловажную деталь. В нем сказано, что ОВК создаются в качестве потребительских кооперативов. Таким образом, предлагаемая формулировка встраивает ОВК в систему потребительской кооперации. Поскольку кредитные кооперативы согласно Закону о потребительской кооперации являются специализированными потребительскими кооперативами, значит, ОВК являются одним из видов кредитных кооперативов наряду с сельскохозяйственными кредитными кооперативами и кредитными потребительскими кооперативами граждан. Данный вывод имеет значение, поскольку некоторые специалисты*(300) считают ОВК структурой параллельной кредитной кооперации, тем самым проводя различие между взаимным и кооперативным кредитованием малого бизнеса. Предлагаемое определение внесет ясность в этот вопрос: ОВК одна из форм кредитной кооперации.
В научной литературе есть мнение*(301), что ОВК, создаваемые малыми промышленными предприятиями, должны функционировать в форме полного товарищества. При этом предлагается привлекать в них других юридических и физических лиц, если доля уставного (складочного) капитала малых промышленных предприятий - членов полного товарищества не менее 51%. Такая конструкция ОВК может создать дополнительные трудности для субъектов МП. Полное товарищество - это коммерческая организация, основной целью которой является извлечение прибыли. В такой организации деятельность по оказанию финансовой помощи субъектам МП отойдет на второй, а то и третий план. В результате ОВК лишатся основного смысла своего существования. Кроме того, налогообложение коммерческой и некоммерческой организации существенно отличается, что может лечь тяжким бременем на субъекты МП, вследствие чего участие в ОВК станет для них невыгодным.
Таким образом, необходимо в законодательстве закрепить, что ОВК субъектов МП могут быть только некоммерческие организации.
Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты