Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты

Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад

Описание работы

Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.

Работа содержит 1 файл

диплом по малому бизнесу.rtf

— 1.15 Мб (Скачать)

      Согласно п. 2 ст. 12 Закона N 88-ФЗ ОВК субъектов МП:

      - вправе не размещать обязательные резервы в Центральном банке РФ;

      - могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации;

      - определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи;

      - не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.

      Несмотря на то что ОВК занимаются некоторыми банковскими операциями, они существенно отличаются от банков тем, что не ориентированы на получение прибыли. В своей деятельности они полностью опираются на собственные средства, формируемые из членских и паевых взносов участников. Доход, получаемый в результате кредитных операций, пропорционально распределяется между членами общества. ОВК принимают на себя функции, с которыми в России плохо справляются государственные органы и банковская система - предоставляют кредиты своим членам субъектам МП под низкий процент и дают гарантии по их обязательствам. Для получения кредита в ОВК, как правило, не нужен залог, а процентная ставка только покрывает минимальные накладные расходы. ОВК могут давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.

      Представляет интерес Закон N 65 от 9 ноября 2001 г. Данным законом из ст. 11 "Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства" исключена норма о том, что "в состав ОВК субъектов МП могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам МП, составляет не менее 51% от общего размера капитала". Исключение данной нормы имеет как положительное, так и отрицательное значение.

      Положительная сторона заключается в следующем. Во-первых, ОВК должны быть некоммерческой организацией и, следовательно, вправе иметь налоговые льготы. При участии в ОВК только субъектов МП налоговые льготы будут косвенно распространяться именно на них, на что и направлен Закон г. Москвы N 14. Во-вторых, предприниматели нередко фальсифицируют документы и ведут двойную бухгалтерию. В результате может сложиться такая ситуация, когда формально доля капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам МП, будет более 51% от общего размера капитала, но фактически эта цифра будет гораздо меньше. В-третьих, исключается возможность дискриминации субъектов МП в самих ОВК. Представители среднего, а тем более крупного бизнеса, считаются более выгодными, платежеспособными участниками, чем субъекты малого бизнеса. Поэтому в ситуации выбора (например, на предмет того, кого принимать в ОВК или выдавать ли займы) предпочтение будут отдавать первым.

      Теперь рассмотрим отрицательные стороны исключения лиц, не являющихся субъектами МП, из числа участников ОВК. Во-первых, отсутствие таких лиц в ОВК может сделать его финансовое положение менее устойчивым. Во-вторых, исключение данных лиц не будет способствовать интеграции малого, среднего и крупного бизнеса.

      В приведенной формулировке ст. 11 Закона N 14 необходимо обратить внимание на то, что капитал ОВК называется уставным (складочным). Получается, что законодатель придавал ОВК статус коммерческой организации, учрежденной в форме хозяйственного товарищества или общества. Возможно, это тоже послужило причиной исключения указанной нормы из ст. 11 Закона N 14.

      В научной литературе есть точка зрения*(302), что ОВК не являются устойчивым элементом кредитной системы. Их возникновение чаще всего связано с банковскими "провалами" или просто с временным кризисным состоянием финансово-кредитной системы. При нормализации функционирования этой системы одна часть ОВК преобразуется в банки или другие кредитные учреждения, другая - просто прекращает свою деятельность. Сторонники этой точки зрения ссылаются на опыт зарубежных стран. Однако Германия родоначальница ОВК - до сих пор остается страной, где кредитная кооперация играет весьма важную роль в финансировании МП.

      Поскольку сегодня в России финансовая инфраструктура не так сильна, ОВК должны были бы играть более весомую роль в финансовом обеспечении малых предпринимательских структур. Кроме того, во многих случаях развитая сеть таких обществ - эффективный посредник между субъектами МП и банками.

      Все вышеперечисленные юридические ограничения и возможности формируют юридическое пространство, в котором развивается кредитная кооперация. От того, какую конфигурацию имеет это пространство, каковы его ограничения и масштабы, зависит степень положительного воздействия кредитной кооперации на обеспечение ресурсами развития малого бизнеса.

      К сожалению, существующая в нашей стране нормативная база не способствует развитию и распространению кредитных кооперативов. В Законе N 193-ФЗ отсутствуют такие важнейшие понятия, как "личные сбережения", "гарантийный фонд", "ссудно-сберегательная деятельность", и др. Пробелы в законодательстве негативно сказываются на их деятельности.

      Ни в одном из действующих законодательных актов до сих пор не определены отличительные особенности кредитных кооперативов, специфика их организации и деятельности как особого рода финансовой организации. Сельские кредитные кооперативы, хотя и являются потребительскими, все же имеют свои существенные особенности: они действуют в особой сфере финансовой. Они объединяют людей на основе профессиональной и социальной общности, не оказывают услуг сторонним лицам и организациям, а только членам кооператива. В основе деятельности кредитных кооперативов лежат кооперативные принципы, что отличает их от коммерческих банков. Сельская кредитная кооперация не является конкурентом банковской системе по следующим причинам:

      - ориентирована на пайщика с более низким уровнем дохода (в том числе легального), чем банковская система;

      - предъявляет значительно более низкие требования к залоговому обеспечению займов посредством реализации принципа коллективной ответственности пайщиков;

      - банковская система не может обеспечить наличие структурного подразделения банка во всех городах, а региональная сельская кредитная кооперация решает проблему доступности финансовых услуг населению в каждом населенном пункте.

      Несмотря на достаточно простую организационную и функциональную составляющую кредитных кооперативов, субъекты МП могут столкнуться с некоторыми проблемами при их создании.

      Во-первых, ограниченные ресурсные возможности потенциальных участников. Подавляющее большинство отечественных малых предприятий испытывает финансовые трудности. В таких условиях целесообразность немедленного вложения средств в кредитный кооператив ради обеспечения возможности в перспективе получить кредит вызовет у них сомнения.

      Во-вторых, возникает еще одна проблема: кто и по каким критериям будет устанавливать очередность получения кредитов участниками кредитного кооператива? Этот на первый взгляд сугубо технический вопрос может стать камнем преткновения, о который разобьются самые аргументированные в теоретическом плане рекомендации.

      В-третьих, степень доверия к партнерам по бизнесу, сложившаяся в современной отечественной экономике, не нуждается в комментариях. Сейчас не так легко сформировать даже маленький коллектив предпринимателей, в котором каждый поручился бы за всех остальных. Возможность присвоения кем-либо кассы общества достаточно велика. Именно поэтому кредитные ресурсы таких кооперативов чрезвычайно малы и призваны удовлетворять только самые острые финансовые потребности предпринимателей.

      Несмотря на перечисленные трудности, кредитные кооперативы способны решить одну из наиболее важных и сложных задач в сфере МП микрокредитование. Это связано с теми преимуществами, которые имеют кредитные кооперативы, а именно:

      - демократический стиль управления кредитным кооперативом: один пайщик - один голос, т.е. возможность участия в управлении и принятии важных решений каждым пайщиком;

      - приемлемые требования по обеспечению займов, так как кредитный кооператив объединяет людей, хорошо знающих друг друга;

      - высокая степень финансовой защищенности кредитного кооператива, поскольку высокорентабельному и достаточно рисковому вложению средств кредитный кооператив предпочитает среднерентабельные, но надежные операции;

      - распределение доходов кредитного кооператива на благо его членов;

      - более низкий процент по займам пайщикам и более стабильный процент по сбережениям за счет того, что кредитный кооператив не стремится к прибыли;

      - материальная взаимоподдержка участников кредитного кооператива;

      - возможная поддержка государственных или муниципальных органов власти (например, муниципальные органы могут предоставить кредитным кооперативам помещения в аренду на льготных условиях).

      Кроме того, субъекты МП, вступившие в кредитный кооператив, могут получить исчерпывающую информацию обо всех его членах, а также в процессе участия в нем приобрести кредитную историю. С помощью подобного взаимного сотрудничества возможно не только решение отдельных производственных, финансово-инвестиционных и иных проблем, но и последовательное очищение среды малого предпринимательства от недобросовестных элементов, а также реальное противодействие криминальным и бюрократическим структурам.

      В то же время кредитные кооперативы имеют длительный срок окупаемости, а иногда вообще не приносят прибыли. Поэтому их попытки выжить самостоятельно приводят, как правило, к удорожанию услуг для субъектов МП, т.е. непосредственно для тех, кто нуждается в их услугах и для кого они, собственно, и создаются. В результате, соответствующая среда для развития малого бизнеса на территории не формируется, и субъекты МП остаются в одиночку со своими проблемами.

      В связи с вышеуказанными обстоятельствами необходима государственная финансовая поддержка кредитной кооперации для субъектов МП. Однако роль государства в развитии кредитной кооперации неоднозначна. Среди специалистов ведутся дискуссии о том, в какой мере государство должно принимать участие в становлении этой системы: от установления рамочных отношений и контроля до прямого финансирования стартового капитала.

      Некоторые специалисты*(303), опираясь на опыт стран третьего мира, считают, что государство ни в коем случае не должно проводить свои целевые кредиты через кооперативные структуры, чтобы не искажать кооперативные принципы и не мешать их развитию как независимых организаций, конкурирующих в рыночной среде. Государственная помощь в виде грантов и субсидий, по их мнению, должна проводиться напрямую к производителям в рамках конкретной целевой программы.

      Другие специалисты считают, что важной закономерностью развития кредитной кооперации является финансовая поддержка этого процесса государством. Данная поддержка имеет несколько форм. Во многих странах государство оказывало прямую финансовую поддержку при создании сельских кредитных институтов.

      Как показывает опыт европейских стран, государство предоставляло финансовые средства для формирования уставного капитала кооперативных банков. При этом капитал локальных кооперативов формировался за счет средств самих членов кооперативов. В США государство предоставило 12 кооперативным федеральным земельным банкам 125 млн. долл. в качестве беспроцентного, бессрочного займа при их создании.

      Для расширения финансовой базы деятельности кооперативного кредита государство использовало также выпуск ценных бумаг. Во Франции выпускались боны и займы на 5-15 лет. В США этот подход был применен в значительно более широких масштабах. Облигации не имели гарантий государства. Они обеспечивались гарантиями всей системы банков и в неявном виде гарантировались государством.

      В США ценные бумаги фактически стали основным способом и источником формирования кредитных ресурсов. Это определялось тем, что собственных средств фермеров было недостаточно для интенсивных заимствований. Кроме того, кооперативам было трудно конкурировать с коммерческими банками в привлечении средств у населения.

      В России государство предоставляет некоторые льготы организациям кредитной кооперации. В частности, Закон N 88-ФЗ предусматривает льготы для ОВК. Они имеют право не размещать обязательные резервы в Банке России. Смысл этой льготы заключается в том, что финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении ОВК, увеличиваются на величину тех средств, которые были бы "заморожены" в качестве резервов на счетах Банка России, как это имеет место в случае с другими кредитными организациями.

      Возможность поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации не является, строго говоря, льготой. Однако эта мера может оказать стимулирующее влияние на деятельность ОВК, поскольку эффективное управление временно свободными ресурсами данных обществ будет увеличивать финансовую базу их деятельности за счет оговоренного с банком-депозитарием или иной кредитной организацией процентного дохода, а также существенно увеличит их финансовую устойчивость.

Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты