Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты

Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад

Описание работы

Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.

Работа содержит 1 файл

диплом по малому бизнесу.rtf

— 1.15 Мб (Скачать)

      Тем не менее в банковском законодательстве ощущается тенденция к резкому увеличению размеров уставного капитала (до 5 млн. евро к 2007 г.). На сегодня 20 крупнейших российских банков владеют 68% всех банковских активов страны. В этой группе особое положение занимает Сбербанк РФ, полностью контролируемый Банком России и владеющий более 20% всех активов*(265). Крупные банки, как правило, не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса. Это означает, что скоро МП окажется вообще отрезанным от денежных источников. В этих условиях нельзя исключать того, что некоторые малые и средние банки, предчувствуя, что не смогут выполнить требование Банка России, начнут вести себя без расчета на будущее, по принципу "все равно пропадать". В таком случае проблема кредитования малого бизнеса усугубится еще больше, поскольку вряд ли оставшиеся несколько десятков банков будут заинтересованы в сотрудничестве с субъектами МП.

      В целях смягчения негативных последствий для малого бизнеса целесообразно требовать увеличения минимального объема уставного капитала только от вновь создаваемых кредитных организаций. Зачем отзывать лицензию у нормально работающего банка, если он пока недотянул до требуемой "планки"?

      Исходя из вышесказанного, можно сделать некоторые выводы. Создание специального банка для кредитования малого бизнеса не решит в целом проблему кредитования МП, особенно начинающего. То же самое можно сказать и о специальных банках для кредитования малых предприятий приоритетных отраслей хозяйства. У государства нет средств на создание широкой сети таких кредитных организаций. Банки, в которых имеется доля государства, должны предоставлять кредиты в установленных законом пределах (например, не менее 10% от общего объема кредитных ресурсов) начинающим свой бизнес субъектам МП, а также тем из них, которые заняты в приоритетных отраслях экономики (например, сельское хозяйство, промышленность, инновации и т.д.).

      Для кредитования всех остальных субъектов МП, не исключая и перечисленных ранее, государство должно стимулировать коммерческие банки путем предоставления им налоговых льгот, гарантий и иными рассмотренными выше способами.

      В российской банковской системе есть некоторые недостатки, которые особенно остро сказываются на субъектах МП. В частности, это касается порядка опубликования актов Банка России.

      Согласно ст. 7 Закона о Банке России нормативные акты Банка России публикуются в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России" (ВБР). Однако издание и распространение ВБР осуществляется ЗАО "АЭИ "Прайм-ТАСС" в монопольном режиме, что привело к созданию картеля по предоставлению информационных услуг*(266). Данный вывод обосновывается тем, что одним из условий распространения этого издания является обязанность подписчиков не передавать полученную информацию*(267). Более того, цена данного издания такова, что недоступна многим московским библиотекам. В такой ситуации говорить о доступности банковской информации субъектам МП, особенно находящимся вдалеке от столицы, вообще не приходится.

      Публикация актов должна преследовать определенную цель - доведение до сведения неограниченного круга лиц нормативной информации. Поэтому для решения вышеизложенной проблемы необходимо к нормативным актам ЦБ избрать ту же форму публикации, которая применяется ко всем ведомственным актам, - публикацию в "Российской газете" или "Российских вестях".

      Развитие кредитования в сфере малого бизнеса невозможно без совершенствования правовой базы в данной области. Законодательство регулирует вопросы кредитования в целом, без учета специфики МП. Некоторые нормативные акты, например Закон о банках, принятые до Закона N 88-ФЗ, не учитывают положений последнего, что существенно затрудняет процесс кредитования малого бизнеса.

      Вышеизложенное свидетельствует о необходимости принятия специального нормативного акта, регулирующего вопросы кредитования субъектов МП. В ранее предложенном акте "О финансировании и кредитовании субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации" для субъектов МП, действующих в приоритетных отраслях экономики, следует отрегулировать порядок принятия решения о предоставлении кредита, об отказе в выдаче кредита и иные вопросы в тех кредитных организациях, у которых доля государства является преобладающей в их уставном капитале.

      Необходимо также в законодательном порядке закрепить новые технологии, используемые в кредитовании МП.

      Положительный опыт есть у иностранных банков, в частности у КМБ-Банка (Банк кредитования малого бизнеса). Он функционирует сейчас в России и осуществляет массовую выдачу кредитов малым предприятиям*(268). Экспертами КМБ-Банка и ЕБРР была разработана специальная технология упрощенной оценки деятельности заемщика, которая адаптирована именно к ведению малого бизнеса. Она позволяет принимать экспертное решение о выдаче кредита за срок до 14 дней, в то время как другие банки устанавливают срок рассмотрения заявки от трех до шести месяцев и к тому же требуют предоставления множества документов. Данная технология основана на том, что специально обученные кредитные эксперты выезжают на место ведения бизнеса и по своим критериям оценивают его финансовую состоятельность, причем на безвозмездной основе. От заемщика не требуется предоставления даже бизнес-плана. К большому удивлению специалистов ЕБРР российские банки весьма охотно кредитуют предприятия за счет тех средств, которые им выделяет ЕБРР, но не добавляют ни одной копейки собственных средств на реализацию этих программ, хотя они ничуть не менее эффективные, чем любые другие программы, которые банк реализует.

      Аналогичного банка с российским капиталом пока не существует. Впрочем, готовится законопроект о банках развития, который будет входить в пакет законопроектов по кредитованию малого бизнеса (всего их 30)*(269). Классические банки развития на Западе, например в США или Германии, вообще не являются частью банковского сектора. Эти учреждения привлекают прежде всего бюджетные средства, международные кредиты.

      Таким образом, в целях успешного привлечения финансовых средств в сферу МП следует более широко применять финансовые механизмы и технологии мировой практики, адаптированные к реальным российским условиям, в том числе с использованием успешных схем в рамках международных проектов и программ.

      Помощь зарубежных стран в кредитовании отечественного малого бизнеса зафиксирована в Постановлении Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 253 "О привлечении кредита Федеративной Республики Германии для поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации"*(270). Данным актом в целях обеспечения реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 гг. предусматривалось привлечение Банком развития предпринимательства под гарантию Правительства РФ кредита Федеративной Республики Германии в размере 50 млн. немецких марок. При этом Банк развития предпринимательства предоставляет кредит российским малым предприятиям на условиях срочности, платности и возвратности заемных средств (ст. 3).

      В соответствии с актом Центрального банка РФ от 3 октября 2000 г. N 122-П "Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами"*(271) банки имеют право получить кредит в Банке России под залог прав требования по кредитным договорам. По мнению банкиров, реализовать эту возможность на практике могут лишь единицы, и то, как правило, в экспериментальном порядке, поскольку Положение содержит слишком жесткие требования к банкам и их заемщикам, особенно в отношении финансового состояния последних*(272). Документ Банка России жестко регламентирует сферу деятельности заемщика. Она ограничивается исключительно реальным сектором производства, в то время как торговые предприятия и торгово-посреднические фирмы (большинство малых предприятий, как известно, заняты именно в этих секторах) отсекаются. Кроме того, жестко ограничены сроки кредитования только до полугода. Поэтому необходимо удлинить этот срок и смягчить требования к финансовой отчетности предприятия. Изменить ситуацию может и снижение нормативов обязательного резервирования Банка России, которые сейчас вынуждают банки относить малые предприятия к самой рискованной группе заемщиков (для них необходимо резервировать до 100% от суммы кредита). Пересмотр нормативов позволит удешевить кредиты, т.е. снизить ставки по займам.

      Кредитование субъектов МП должен стимулировать Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (в ред. от 21 июля 2005 г., далее - Закон о кредитных историях)*(273). В нем предусмотрено создание бюро кредитных историй предприятий и индивидуальных предпринимателей, что поможет снижению издержек и рисков при рассмотрении проектов для кредитования малого бизнеса.

      В зарубежных странах накоплен богатый положительный опыт функционирования аналогичных организаций.

      Германское агентство "Кредитформ" накапливает и предоставляет за определенную плату информацию о мелких и средних предприятиях, производит оценку платежного поведения как самих предприятий, так и их клиентов. Американская фирма "Дан энд Брэдстрит" собирает более миллиона финансовых отчетов с целью передачи банкам и другим коммерческим структурам информации о ключевых показателях эффективности, прибыльности и платежеспособности предприятий за последние четыре года. Наряду с коммерческими структурами, занимающимися работой с банковской информацией, существуют и государственные официальные службы, обладающие такой информацией в силу своего статуса*(274).

      Согласно ст. 3 Закона о кредитных историях кредитная история - это информация об исполнении заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита), которая хранится в бюро кредитных историй. Бюро кредитных историй - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с данным законом услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Кредитные истории формируются в отношении физических или юридических лиц, которые являются заемщиками по договору займа (кредита) - субъекты кредитной истории. Пользователями кредитных историй являются индивидуальные предприниматели или юридические лица, получившие согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита).

      С 1 сентября 2005 г. кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную законом, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. Банком России создается Центральный каталог кредитных историй, которое является структурным подразделением Банка России, ведущее базу данных для поиска бюро кредитных историй. Центральный каталог кредитных историй предоставляет информацию субъектам и пользователям кредитных историй на безвозмездной основе на основании их запросов. Разумеется, данный закон отвечает интересам как субъектов МП, так и кредитных организаций.

      В настоящее время депутаты из комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам предлагают предельно упростить выдачу микрокредитов малому бизнесу. Законодатели решают вопрос об отмене правила об обязательном открытии расчетных счетов в коммерческом банке для получения кредитов*(275). Это позволит упростить бюрократическую процедуру кредитования для начинающих предпринимателей, сократит банковские издержки, сделает дешевле сами кредиты, что положительно скажется на банковском кредитовании малого бизнеса. Против такой идеи фактически приравнять такие кредиты к обычным потребительским кредитам не возражают ни Минфин РФ, ни Банк России.

      Теоретически ПБОЮЛ имеют право работать без открытия расчетного счета в банке. На практике воспользоваться этим правом они не могут, поскольку Банк России запрещает банкам выдавать кредиты юридическим лицам, к которым приравнивает и ПБОЮЛ, без открытия расчетного счета. Банки должны информировать об открытии счета налоговые органы. Между тем малый бизнес не хочет демонстрировать реальные доходы, поскольку не доверяет непредсказуемой налоговой системе. ПБОЮЛ проще пускать в дело кредиты на неотложные нужды, которые они без проблем получают как обычные граждане. На потребительский кредит легко купить машину или бытовую технику (для использования в бизнесе), поскольку для этого зачастую не требуется документального подтверждения доходов.

      Данная практика беспокоит банки, специализирующиеся на кредитовании малого и среднего бизнеса. Если кредит (для ПБОЮЛ) не превышает 10 тыс. долл. США, то такие банки начинают проигрывать банкам, выдающим быстрые потребительские кредиты. Издержки на обналичивание кредита и ведение счета для его обслуживания могут достигать нескольких процентов от суммы долга.

      В Комитете Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам нашли способ решить данную проблему. В подготовленных этим комитетом поправках к закону о банковской деятельности говорится, что "кредитные организации вправе предоставлять ПБОЮЛ кредиты в наличной денежной форме непосредственно из кассы" на сумму до 300 тыс. руб. (или эквивалент этой суммы в валюте)*(276). Принимать платежи по кредиту от предпринимателей тоже предлагается через кассу. В этом случае предпринимателям не потребуется открывать расчетный счет для обслуживания кредита. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, упрощенная процедура кредитования избавит малый бизнес и банки от лишних операционных расходов и сделает банковский кредит для частных предпринимателей дешевле и доступнее.

Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты