Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
Согласно п. 1 ст. 3 указанного закона, "под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица".
В данном законе понятие субъекта МП претерпело некоторые изменения по сравнению с предшествующими актами, посвященными малому бизнесу. Во-первых, к субъектам МП официально отнесены граждане-предприниматели. Во-вторых, вновь подвергнут корректировке и дальнейшей дифференциации критерий численности работающих (от 30 до 100 человек, включая работающих по гражданско-правовым договорам). В-третьих, введен дополнительный критерий для некоторых видов учредителей - государства, общественных и религиозных организаций, граждан и юридических лиц, не являющихся субъектами МП, - доля их в капитале малого предприятия не должна превышать 25%.
Трудно согласиться с утверждением Н.Н. Тарусиной, сделанным еще в 1998 г., что "российское нормативное определение субъектов малого предпринимательства в основном уже прошло стадии становления и сомнений"*(33). Сегодня, спустя столько лет, почти каждое слово и даже количественные показатели в определении субъекта МП вызывают сомнения и споры специалистов.
Дискуссия разворачивается, в частности, вокруг вопроса о том, насколько правомерно относить к субъектам МП некоммерческие организации. В законодательстве нет четкого ответа на данный вопрос.
Закон N 88-ФЗ относит к малым предприятиям лишь коммерческие организации. Однако в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ*(34) (далее - НК РФ) (ч. 1) от 31 июля 1998 N 146-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2005 г.) под понятием "организации" подразумеваются любые юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
Не содержит указания на коммерческий характер организации как субъекта МП и Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве"*(35) (далее - Закон N 14). В ст. 2 этого закона дана отсылочная норма - "организации, прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц и отвечающие критериям отнесения к числу субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством". Это, по-видимому, дало основание законодателю в ст. 1 Закона г. Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 "О ремесленной деятельности в г. Москве"*(36) (далее - Закон N 25) причислять к субъектам малого бизнеса занимающихся ремесленной деятельностью физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность в сфере МП.
Таким образом, к субъектам ремесленничества (юридическим лицам) наряду с ремесленными предприятиями отнесены Московская палата ремесел и Центры ремесел, являющиеся некоммерческими организациями (п. 1 ст. 4, ст. 6 и 7 Закона N 25). В результате некоторые некоммерческие организации фактически пользуются налоговыми льготами, предоставляемыми субъектам МП.
В научной литературе существуют различные мнения по данному вопросу. По мнению одних, к субъектам МП должны относиться как коммерческие, так и некоммерческие организации. Правда, ученые расходятся в вопросе о том, какие именно некоммерческие организации следует относить к субъектам МП.
М.А. Супатаев считает, что необходимо распространить действие законодательства о МП и законодательства о налогах и сборах (в части предоставления налоговых льгот субъектам МП) на некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, только если это служит достижению целей, ради которых они созданы*(37).
Существует и иная позиция, согласно которой необходимо распространить сферу действия законодательства о малых предприятиях на некоммерческие организации, действующие в области развития инновационной деятельности*(38). Выдвигается также предложение относить к числу субъектов МП лишь те некоммерческие организации, которые являются потребительскими кооперативами*(39).
Необходимость придания некоммерческим организациям статуса субъектов МП обосновывается следующим аргументом: "Подобное объединение субъектов предпринимательства в одну группу основывается прежде всего на единой природе предпринимательской деятельности вне зависимости от конкретизации самого субъекта, что позволяет устанавливать одинаковые права и льготы для этих субъектов"*(40). Данный аргумент основывается на высказывании академика В.В. Лаптева, согласно которому "некоммерческая хозяйственная деятельность охватывается предпринимательским правом как "тяготеющая" к предпринимательской деятельности"*(41).
С приведенными выше предложениями трудно согласиться по целому ряду причин.
Во-первых, включение некоммерческих организаций в число субъектов МП противоречит самой сущности предпринимательства, и малого в частности. Термин субъект малого предпринимательства неслучайно содержит слово "предпринимательство". То есть это субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Согласно ст. 2 ГК РФ "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (выделено автором) от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Собственно, в этом и заключается отличие коммерческих организаций от некоммерческих. Следовательно, субъектами МП, как представляется, могут быть только коммерческие организации.
Во-вторых, при включении в состав субъектов МП некоммерческих организаций пришлось бы и на них распространить стимулирующий тип правового регулирования, касающийся только малых предприятий. В отношении последних протекционистская политика государства заключается в предоставлении различных льгот, существенно влияющих на размер их прибыли, увеличивая тем самым и налогооблагаемую базу перечисления средств в соответствующие бюджеты. Однако получение прибыли не является главной целью некоммерческих организаций, роль которых в формировании местных бюджетов почти незаметна, чего не скажешь о субъектах МП.
В-третьих, при таком подходе стирается грань между коммерческими и некоммерческими организациями, что противоречит всей концепции юридических лиц, заложенной в гражданском законодательстве. Несмотря на единую природу предпринимательской деятельности, тем не менее, ГК РФ разделяет коммерческие и некоммерческие организации по целям их деятельности.
Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, что нецелесообразно расширять рамки субъектов МП путем включения в их число некоммерческих организаций. Предоставление определенных льгот тем или иным субъектам права вовсе не обязательно должно сопровождаться предоставлением им статуса субъекта МП.
По справедливому замечанию А.Ю. Пахолковой, Закон N 88-ФЗ не распространяет сферу своего действия на некоммерческие организации, поскольку это неизбежно будет приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера*(42). Неслучайно в отношении некоммерческих организаций установлено ограничение на занятие ими предпринимательской деятельностью. Такие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью "лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которых они созданы, и соответствует этим целям" (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Если некоммерческая организация, занимаясь предпринимательской деятельностью, выходит за рамки целей, ради которых она создана, или перестает соответствовать этим целям, то ее деятельность становится незаконной. Если же некоммерческая организация вовсе не занимается предпринимательской деятельностью, то она не имеет никакого отношения к предпринимательству вообще и к малому предпринимательству в частности.
Далее, на практике довольно часто возникает вопрос о правомерности отнесения к субъектам МП организаций с участием иностранных инвесторов. Закон N 88-ФЗ не содержит прямого ответа на данный вопрос, но и не отрицает такой возможности.
В п. 3 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1004 "О некоторых вопросах налоговой политики"*(43) некоторые предприятия с иностранными инвестициями были приравнены к малым предприятиям в части льгот по уплате налога на прибыль в федеральный бюджет. Впоследствии положения п. 3 этого указа утратили силу, как и сам указ.
Высказывалось мнение о том, что действующее законодательство не дает достаточных правовых оснований для признания предприятия с иностранным участием субъектом МП*(44). В этой связи заслуживает внимания Закон г. Москвы от 9 ноября 2001 г. N 65 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве"*(45) (далее - Закон N 65), который исключил абз. 1 п. 2 ст. 5 Закона N 14, в котором указывалось следующее: "В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать любые правоспособные отечественные и иностранные физические лица, намеренные осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица".
Вышеуказанный акт был принят с целью приведения Закона N 14 в соответствие с федеральным законодательством. Видимо, поэтому возникло сомнение по поводу наличия правовых оснований для признания иностранных индивидуальных предпринимателей и предприятий с иностранным участием субъектами МП.
Неясно, какими соображениями руководствовался законодатель, исключив указанную норму, однако вряд ли есть необходимость в неоправданном ограничении круга лиц, могущих участвовать в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 88-ФЗ в капитале субъекта МП.
Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговые органы, косвенно подтверждающие это в письме Госналогслужбы РФ от 11 июля 1996 г. N 06-1-14/8703 "Изменения и дополнения N 3 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"*(46). Согласно данному письму предприятие, отвечающее критериям субъекта МП, относится к нему вне зависимости от того, является ли его учредитель - физическое лицо гражданином иностранного государства или нет. Хотя налоговый орган не является полномочным органом, имеющим право официально разъяснять положения федерального закона, тем не менее позиция, выраженная в письме Госналогслужбы, заслуживает внимания*(47).
Кроме того, по смыслу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"*(48), иностранные физические и юридические лица могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ в любых формах. Малые предприятия, думается, не являются исключением.
Таким образом, исходя из смысла и целей законодательства не должно быть препятствий к тому, чтобы учредителями малого предприятия становились как физические лица - граждане иностранных государств, так и юридические лица с долей иностранного участия до 25%.
В определении субъектов МП есть еще одна нерешенная проблема. Закон N 88-ФЗ оставляет открытым вопрос об организационно-правовых формах малых предприятий и оперирует такими категориями, как "коммерческая организация", "уставный капитал", "доля участия".
Уставный капитал, как известно, присущ только хозяйственным обществам. Поэтому если исходить из буквального толкования ст. 3 закона, то субъектами МП следует признать только хозяйственные общества. В то же время в преамбуле Закона N 88-ФЗ записано: "Настоящий федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности". Следовательно, закон допускает создание малых предприятий в различных организационно-правовых формах, хотя это не нашло адекватного отражения в понятии малого предприятия.
Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты