Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
- установить коэффициент ускоренной амортизации, равный трем, не только для лизинга, но и для всех остальных операций субъектов МП;
- распространить действие установленного порядка начисления амортизации на все виды основных средств.
В научной литературе есть мнение, что в период экономического кризиса в целях стимулирования производства правительство вообще может снять на определенный период всякие ограничения на нормы амортизации*(141). Представляется, что введение такой меры нецелесообразно даже в этот период. Ведь если сделать нормы амортизационных отчислений ниже отраслевых нормативов, это приведет к искажению реального износа основных фондов, а превышение нормы - к неоправданному увеличению себестоимости и, соответственно, уменьшению прибыли.
Рассматривая вопрос о прибыли, нельзя не упомянуть о процентах по заемным средствам, в том числе по кредитам инвестиционного назначения. В настоящее время вне зависимости от характера предоставленного кредита (займа), инвестиционного или текущего, проценты относятся организацией на расходы (гл. 25 НК РФ). В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций"*(142), действовавшим до 1 января 2002 г., проценты по кредиту, взятому для приобретения основных средств, могли относить на себестоимость только лизинговые компании. Предприятия других видов деятельности после введения оборудования в эксплуатацию выплачивали их из прибыли после налогообложения.
Теперь такие проценты разрешено списывать на себестоимость, как это принято в развитых странах. Данная мера должна существенно стимулировать спрос на кредиты, т.е. способствовать ускорению развития кредитного рынка в России, в том числе и в сфере МП. К позитивным примерам в этом направлении можно отнести и следующее обстоятельство. Так, после принятия гл. 25 НК РФ появилось Постановление Правительства РФ от 22 мая 2003 г. N 298 "Об утверждении Правил возмещения за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2003 г. в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и фермерскими хозяйствами на срок до пяти лет".
Неустойчивость финансового положения мелких фирм требует создания из части прибыли (например, 20-25%) не облагаемый налогом фонд риска (или резервный фонд). Такой фонд существует, в частности, у малых предприятий Японии*(143).
Недостаточный масштаб деятельности мешает малому бизнесу использовать такой источник самофинансирования, как выпуск акций. Продажа акций - это зачастую самый лучший способ получить на достаточно выгодных условиях денежные средства для пополнения оборотного капитала, основных фондов и запасов. Существует целый ряд причин, по которым малые предприятия не используют этот важный инструмент самофинансирования. Представители малого бизнеса избегают финансовых рынков еще и потому, что недостаточно ориентируются в специфике их функционирования. Причина отказа малых предприятий от выпуска акций заключается в том, что выход на рынок ценных бумаг, даже самых перспективных из них, крайне затруднен или практически невозможен.
Во-первых, при превращении малых предприятий в компании открытого типа становится необходимым раскрывать информацию о себе, что чревато потерей контроля. Доступ широкого круга лиц к данным о результатах и перспективах деятельности выгоден конкурентам. Да и предприниматель, вероятно, не захочет делиться результатами своего труда, поскольку приглашение инвестора - это передача ему прав на часть предприятия.
Во-вторых, затраты, связанные с преобразованием предприятия, делают корпоративную форму мало подходящей для многих мелких фирм. При акционировании небольших предприятий, как действующих, так и вновь образуемых, возникают некоторые трудности: оценка имущества уже созданных предприятий, издержки аудиторских услуг при составлении промежуточных отчетов.
В-третьих, с уменьшением размера предприятия затраты на сбор информации и издержки из-за выпуска акций становятся запредельно высокими, поскольку не могут быть распределены на большое количество акций.
К издержкам по выпуску акций относился ранее налог на размещение ценных бумаг. Согласно Закону РФ от 12 декабря 1991 г. N 2023-I "О налоге на операции с ценными бумагами"*(144) он взимался в размере 0,8% номинальной суммы выпуска. С 1 января 2004 г. вступила в силу новая редакция этого закона, согласно которой налог на операции с ценными бумагами взимался в размере 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб. Данное нововведение могло бы способствовать привлечению малых предприятий на рынок ценных бумаг. Однако с 1 января 2005 г. этот закон утратил силу*(145).
Возникают и иные проблемы с выпуском ценных бумаг мелкими фирмами - это издержки от оплаты услуг инвестиционных банков по выпуску ценных бумаг, от опубликования проспекта, от распространения акций и т.д.*(146) Выпуск ценных бумаг небольшого количества автоматически делает сделку приближенной к индивидуальной, а по мере утраты стандартных черт сделки повышаются и затраты финансовых посредников, что, в конечном итоге, отражается и на затратах малых фирм.
Кроме того, на уровень затрат по выпуску ценных бумаг влияет и спрос на них. Недостаточный спрос может вынудить фирму установить такую цену на акции и облигации, которая сделает их привлекательными для инвесторов, но создаст ситуацию, при которой малому предприятию придется производить больше дохода на одну акцию или облигацию. Это приведет к возрастанию средних издержек на капитал малых фирм.
Реализация акций через финансовых посредников затруднительна, так как они предпочитают иметь дело с крупными компаниями и, соответственно, с крупными инвесторами. Инвестиционные банки не стремятся к сотрудничеству, так как их комиссионные могут не покрыть морального ущерба от потери репутации в случае размещения высокорисковых некотируемых акций.
И, наконец, еще одна причина в том, что привлечение мелких акционеров в ближайшие несколько лет вообще проблематично, так как свежи в памяти финансовые пирамиды типа "МММ".
Немаловажную роль играет также инфляция, заставляющая вкладывать свободные средства в недвижимость или в более перспективные, чем малый бизнес, предприятия.
В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 18 июня 2005 г.)*(147) весь оборот ценных бумаг осуществляется на первичном и вторичном рынках. На первичном происходит торговля новыми ценными бумагами, а на вторичном осуществляются сделки с ценными бумагами, прошедшими первичный рынок. Пройдя первичный рынок, малые предприятия или не имеют выхода на вторичный рынок ценных бумаг или допускаются в зависимости от размера предприятия, а также от соотношения дохода от инвестиций и их риска к различным сегментам вторичного рынка.
Доступ к листингу на вторичном рынке ценных бумаг для малых фирм не только практически невозможен из-за высоких издержек, но и нецелесообразен из-за ограниченной товарности их ценных бумаг. В связи с этим во многих странах при фондовых биржах созданы специальные сегменты (рынок некотируемых акций, третий рынок и др.), которые благодаря своим специфическим требованиям, менее жестким условиям доступа к ним позволяют малым предприятиям пользоваться менее дорогостоящим организованным вторичным рынком*(148). Подобные сегменты при фондовых биржах следует создавать и в нашей стране.
Кроме того, в рамках организованного вторичного рынка целесообразно создание условий, привлекающих посредников, конкурентная среда между которыми способствовала бы снижению издержек малых фирм при получении их услуг.
Деятельностью по выпуску акций малых предприятий управляет банк. За свои услуги он берет комиссионные, размер которых зависит от степени его участия в выпуске акций. Некоторые виды услуг, например гарантирование выпуска, могут быть связаны с повышенным уровнем затрат банка, если малые фирмы предоставят неликвидные акции. Для гаранта размещения акций среди инвесторов небезразлично, каким риском обладают эти ценные бумаги, так как в случае невостребованности выпуска инвесторами, их выкупает банк, выполняющий функции гаранта.
Проблему гарантирования выпуска акций малых фирм можно решить следующим образом. Чтобы, с одной стороны, повысить активность малых предприятий на рынке ценных бумаг и тем самым помочь им в самофинансировании, а с другой стороны, повысить заинтересованность банков в участии в выпуске ценных бумаг малых фирм и тем более в гарантировании их выпуска, фондам поддержки малого предпринимательства (ФПМП) или иной организации следует частично гарантировать выпуск акций малых предприятий. Например, ФПМП могли бы гарантировать до 25% выпуска акций малых фирм в зависимости от степени их рискованности.
Существует еще один источник самофинансирования субъектов МП, который недостаточно используется в нашей стране. Речь идет о нематериальных активах малых предприятий*(149). Согласно п. 6 ст. 66 ГК РФ "вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку".
Начинающий предприниматель, как правило, не располагает средствами для формирования большого по размерам уставного капитала, что ослабляет его позиции на рынке. Возможность формирования уставного капитала путем внесения нематериальных активов позволяет обходиться без привлечения денежных средств при регистрации требуемого размера уставного капитала. В качестве нематериальных активов можно внести право пользования объектом интеллектуальной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ к нематериальным активам относятся: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное право автора или иного правообладателя на использование программ для ЭВМ, базы данных; исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем; исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения; владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
Однако вышеперечисленные объекты сами по себе не могут быть переданы в качестве вклада в уставный капитал. Передается лишь право на их использование. Оно оформляется лицензионным договором, подлежащим регистрации в установленном законодательством порядке. Например, передача в уставный капитал ноу-хау должна быть оформлена лицензионным договором, зарегистрированным в органе, ранее зарегистрировавшем ноу-хау как объект интеллектуальной собственности.
В каждом выпущенном на предприятии товаре заложены результаты интеллектуальной деятельности конкретных работников. Это оригинальные технические, технологические, коммерческие или организационные решения, в результате которых у продукции появились необходимые потребительские свойства. К их числу относятся ценные для предприятия сведения о конструктивных особенностях выпускаемой продукции, о технологических приемах ее создания и реализации, а также многое другое, что составляет интеллектуальные (нематериальные) ресурсы предприятия. Все подобные накопленные результаты творческой деятельности каждого работника позволяют получать доход, вследствие чего их ценность, особенно на малых предприятиях, может превышать стоимость основных фондов.
Нематериальные активы, как и материальные, можно сделать объектом купли-продажи, застраховать, внести в уставный капитал, передать в залог и в доверительное управление и т.д. Однако непонимание особенностей и важности оформления и учета полезной для предприятия информации не позволяет включать ее в хозяйственный оборот наряду с иными активами для уменьшения затрат и получения дополнительного дохода.
Без оформления или регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности как объектов интеллектуальной собственности их нельзя учесть и включить в хозяйственный оборот. К документам, подтверждающим существование нематериального актива и (или) исключительного права у субъекта малого бизнеса на результаты интеллектуальной деятельности, относятся свидетельства, патенты, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 20 июля 2004 г.)*(150), Федеральным законом от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в ред. от 2 ноября 2004 г.)*(151) и другими нормативными актами.
Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты