Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
В современной России малый бизнес имеет недолгую историю. Его формирование как сектора экономики началось в конце 80-х гг. ХХ в. Причем бурный рост числа малых предприятий пришелся на тот период (до 1995 г.), когда практически отсутствовало законодательное регулирование в данной области. После принятия закона, регулирующего деятельность малых предприятий, темпы роста их числа резко сократились. В научной литературе того времени данному феномену нашли следующее объяснение: малый бизнес уже заполнил все полагающиеся ему ниши российской экономики.
Начиная с 1999 г. количество малых предприятий стало сокращаться и при этом увеличивалось число индивидуальных предпринимателей, что изменило взгляд на проблему малого бизнеса.
Сейчас совершенно очевидно, что снижение темпов развития малого бизнеса, а тем более уменьшение числа малых предприятий, вовсе не результат насыщения ими экономики страны. Количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей стране значительно отстает от соответствующих показателей в зарубежных странах. В развитых странах на одну тысячу жителей приходится 20-25 человек, занятых в малом бизнесе, а в России - 5-6 человек. Кроме того, малый бизнес занял далеко не все полагающиеся ему сферы российской экономики (например, очень мало промышленных и инновационных малых предприятий).
Столь
плачевное состояние малого бизнеса обусловлено
не только экономическими причинами. Законодательная
база малого предпринимательства находится
на начальной стадии. Действующее законодательство
не только неэффективно, но и не регулирует
целого ряда вопросов в данной области.
Даже легальное определение субъекта
МП не выдерживает никакой критики. Очевидно,
что дальнейшее развитие малого бизнеса
в нашей стране невозможно без совершенствования
его нормативной базы.
Интерес представляет определение термина "малое предпринимательство", данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия:
- небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
- правовая независимость - предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;
- персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.
Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
- малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;
- более высокая оборачиваемость капитала;
- малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.
Эффективное
функционирование экономики возможно
лишь при оптимальном соотношении количества
крупных, средних и малых предприятий.
В нашей стране количество малых предприятий
по сравнению с крупными предприятиями
гораздо меньше, чем в развитых странах.
В США 97% предприятий -
малые, а в России - 28%.
МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:
- высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;
- стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;
- высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач);
- низкий технологический и управленческий уровень деятельности.
Представляет интерес предложенная академиком Л.И. Абалкиным классификация субъектов МП. Он делит их на три категории: "Первая - это то, что в России несколько раньше называлось индивидуальной трудовой деятельностью. Второй тип хозяйств - это формы малого бизнеса, основанные на семейном хозяйстве с привлечением или без привлечения дополнительных работников, что имеет достаточно широкое развитие. Классическим примером являются фермерские семейные хозяйства, развивающиеся в России. И, наконец, третья группа - это действительно современные производственные предприятия, малые по численности, но современные по организации, технологии, часто крупные по масштабам производства: в строительстве, науке и научной деятельности".
В 2005 г. России зарегистрировано 952 тыс. малых предприятий и 4,7 млн. индивидуальных предпринимателей. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2004 г. число зарегистрированных малых предприятий достигло 890,9 тыс., что на 1% больше, чем на 1 января 2003 г. По состоянию на 1 января 2003 г. в России было зарегистрировано 882,3 тыс. малых предприятий. В целом же общее количество занятых в малом бизнесе россиян составляло около 18%, что в 2-3 раза ниже показателей развитых стран. К европейскому уровню (25-30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1-2.
Структура уставного капитала малых предприятий выглядит следующим образом. Наибольшая его доля приходится на физические лица (70% от всего уставного капитала малых предприятий). Второй по значимости категорией акционеров-учредителей являются малые предприятия (25,3%). В то же время доли федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти незначительны - всего 0,2%, а участие иностранных юридических и физических лиц не превышает 0,4%.
Динамику развития малого бизнеса в нашей стране нельзя назвать ровной. За прошлые годы пик роста малых предприятий пришелся на 1999 г. (890 тыс.), затем пошел спад до 843 тыс. в 2001 г. Особенно пострадали базовые, серьезные для малого бизнеса отрасли. Так, за период с 1996 по 2001 г. число малых предприятий в промышленности сократилось на 7 тыс. (5,5%), в строительстве - на 16 тыс. (13,1%), в кредитно-финансовой и страховой сферах - на 4,2 тыс. (на половину).
Характерной тенденцией прошлых лет являлась предпочтительность статуса индивидуального предпринимателя по сравнению с малыми предприятиями. Первый имеет ряд преимуществ (трудовых, налоговых, финансовых, учетных). Данный процесс значительно повлиял на снижение числа малых предприятий. Так, обследование, проведенное в Республике Коми, показало, что на долю ПБОЮЛ приходится более половины розничного товарооборота.
В научной литературе выдвигается тезис, согласно которому основная причина снижения темпов развития МП в России по сравнению с началом 90-х гг. XX в. состоит в том, что "в 1995 г. оказались практически исчерпанными ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности малых предприятий. Ситуация в России стала все больше напоминать положение вещей в нормальной рыночной экономике, где малый бизнес в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Нормой становится доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране". Однако, это слишком упрощенный взгляд на проблему. По оценкам экспертов, для нашей страны с ее масштабами и численностью населения малых предприятий должно быть как минимум 5-6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могло бы существенно измениться.
В настоящее время наиболее привлекательными для малого бизнеса являются отрасли, не требующие значительных капитальных вложений, торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники и др. В частности, в торговой сфере работает почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. Пока в России данный сектор экономики дает лишь 10-11% ВВП.
За
последние годы в развитии МП в России
можно выделить следующие тенденции: постепенное
увеличение количества малых предприятий;
крайне неравномерное представительство
в регионах (более половины предприятий
малого бизнеса работает в восьми субъектах
РФ); очень сжатый отраслевой охват. Вместе
с тем о большом, хотя и не реализованном, потенциале
отечественного МП свидетельствует, например,
тот факт, что российские малые предприятия,
имея в своем распоряжении всего 3% основных
фондов, дают пятую часть всей прибыли,
формируя устойчивую базу для сбора налогов.
Как показал опыт прошедших лет, МП может
бурно развиваться при самой незначительной
поддержке, не сравнимой с затратами сил
и средств, необходимых для возрождения
крупного производства.
Легализацию МП следует отнести к концу 80-х - началу 90-х гг. XX в. Термин "малое предприятие" впервые появился в документе Совета Министров СССР в 1989 г. (протокол N 14 от 6 июня 1989 г.)*(26). Согласно данному протоколу к малым предприятиям относились юридические лица с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек.
Нормативное закрепление термин "малое предприятие" впервые получил в Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-I "О предприятиях в СССР"*(27). В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.
В дальнейшем Постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий"*(28) численность работающих была существенно дифференцирована в зависимости от основного вида деятельности предприятия (от 15 до 200 человек). В данном постановлении критерий "объем оборота" лишь декларировался, и конкретная величина его должна была вводиться постановлениями (законами) на уровне союзных республик.
Уточнение критериев отнесения предприятий к малым было продолжено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР"*(29). В данном постановлении были изменены лимиты по видам деятельности, а сам показатель числа занятых рассчитывался с учетом лиц, работающих на предприятии по договору подряда. Постановлением критерий "объем оборота" не был введен. Связано это, скорее всего, с тем, что в условиях гиперинфляции это было бессмысленно*(30).
В гл. 4 ГК РФ*(31) (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, введенной в действие 8 декабря 1994 г., нет даже упоминания о малых предприятиях.
Следующим этапом является принятие Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"*(32) (в ред. от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон N 88-ФЗ), в котором законодатель существенно изменил подход к определению понятия субъекта малого предпринимательства.
Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты