Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
- применяется механизм ускоренной в три раза амортизации. Это позволяет за период лизинга свести остаточную стоимость оборудования до нуля и передать на баланс предприятия по условной стоимости. Вследствие этого предприятие по окончании лизинга экономит 2%, так как сокращается налог на имущество, налогооблагаемой базой для которого является быстроуменьшаемая остаточная стоимость оборудования*(162). Кроме того, благодаря ускоренной амортизации малое предприятие может осуществлять более динамичное обновление основных фондов (модернизацию производства), т.е. приобрести вдвое-втрое больше оборудования за тот же период;
- все затраты на приобретение оборудования (основных фондов) осуществляются в виде лизинговых платежей, которые в полной сумме, включая авансовый платеж, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя, что позволяет снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль примерно на 35%*(163);
- при лизинге возможно осуществлять расчеты за оборудование с учетом сезонного характера деятельности субъекта МП и его реальных финансовых потоков;
- в долгосрочной перспективе успешно завершенные лизинговые сделки помогают малым предприятиям обрести кредитную историю, что пригодится им в дальнейшем при обращении в банки.
По расчетам лизинговой компании (ЛК) "Интерлизинг", приобретение оборудования по договору лизинга для лизингополучателей обходится на 7% дешевле, чем покупка такого же оборудования за счет заемных кредитных ресурсов*(164). По оценке специалистов ЛК "Инкомлизинг", при заключении договора лизинга сроком на пять лет экономия денежных средств по сравнению с кредитом составляет 10,6%, а по сравнению с приобретением оборудования на собственные средства - 14%*(165).
В ряде лизинговых компаний (таких, как "Национальный лизинговый центр", "Росагроснаб") предусматривается возможность заключения с лизингополучателем договора на приобретение продукции, изготовленной на сданном в лизинг оборудовании, или с учетом расчетов по лизинговому договору в натуральной форме*(166). Эта компенсационная форма лизинга весьма полезна для малых предприятий, испытывающих затруднения в сбыте продукции.
Тем не менее в процессе подготовки и проведения лизинговых операций с субъектами МП выявился ряд особенностей и сложностей, тормозящих развитие этого вида бизнеса:
- лизинговая отрасль все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов. На лизинговой карте России есть "белые пятна" - регионы, в которых не зарегистрировано ни одной лизинговой компании, а местные предприниматели и администрация имеют довольно смутное представление об этом инвестиционном механизме. То есть лизинг не совсем понятен субъектам предпринимательства;
- лизинговая компания часто рассматривается как лишний посредник во взаимоотношениях между субъектом МП, производителем оборудования и банком, в котором берется кредит на покупку данного оборудования;
- многие потенциальные лизингополучатели - субъекты МП не располагают достаточным залоговым обеспечением. Это существенно затрудняет совершение сделки. Лизинговые компании иногда испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования. За редким исключением, лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности.
Сложности усугубляются еще и тем, что проблемы выживания, финансового обеспечения своей повседневной деятельности не оставляют большинству малых предприятий возможности планировать обновление и расширение производства товаров (работ, услуг).
Существует еще одна, основная причина, тормозящая развитие лизинга в МП, - это несовершенство законодательной базы.
Несовершенство законодательства проявляется, в частности, в том, что субъекты МП ограничены в получении в лизинг малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Известно, что предмет лизинга должен относиться к основным средствам. Если лизингополучатель испытывает потребность в каком-либо движимом или недвижимом имуществе, необходимом для осуществления предпринимательской деятельности, он должен сопоставить выбранный им предмет лизинга с перечнем основных средств (фондов), предусмотренных в Общероссийском классификаторе основных фондов (далее Общероссийский классификатор). Такой классификатор утвержден Постановлением Госстандарта РФ 26 декабря 1994 г. N 359 (в ред. от 14 апреля 1998 г.) и введен в действие с 1 января 1996 г.*(167) В данном общероссийском классификаторе указывается состав имущества, подлежащего амортизации для целей налогообложения.
В соответствии с п. 50 приказа Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"*(168) под эту категорию не подпадают: предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости; предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда независимо от срока их полезного использования, за исключением некоторых указанных в положении предметов. Иными словами, если имущество, необходимое лизингополучателю для осуществления предпринимательской деятельности, стоит меньше 100 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), оно должно относиться не к основным средствам, а к малоценным и быстроизнашивающимся предметам. А оно не может быть предметом договора лизинга. Между тем именно такого рода предметы и вещи наиболее привлекательны для субъектов МП.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 29 декабря 2004 г.)*(169) исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемых в зависимости от МРОТ, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Следовательно, имущество стоимостью до 10 тыс. руб. в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов и по этому показателю не может быть предметом договора лизинга.
На балансах организаций - субъектов МП редко появляются объекты недвижимости (здания, сооружения). Чаще всего там значатся компьютеры, оргтехника, холодильники, стиральные машины, офисная мебель и другое подобное имущество, которое в большинстве своем не может быть использовано в качестве предмета договора лизинга. Разумеется, это не способствует развитию одного из самых приоритетных направлений государственной политики Правительства РФ - лизинга в МП.
По мнению И.Г. Лисименко, "ограничивать стоимость предмета лизинга определенным количеством минимальных месячных оплат труда недопустимо"*(170). Такая позиция представляется неверной. Полностью исключать ограничения в стоимости предмета лизинга нецелесообразно, поскольку это может привести к злоупотреблениям со стороны лизингополучателей, в том числе и субъектов МП. Они станут подменять лизинговой сделкой иные сделки для получения налоговых льгот. Например, станут брать в лизинг даже канцелярские и подобные им товары.
Необходимо отменить для лизингополучателей - субъектов МП требование об отнесении вещи, являющейся предметом договора лизинга, только к основным средствам. В то же время для предотвращения злоупотреблений целесообразно предусмотреть, что предметом договора лизинга не может быть вещь стоимостью менее 10 МРОТ и полезным сроком использования менее одного года.
Несовершенство нормативной базы в сфере лизинга для МП проявляется и в следующем вопросе. По российскому законодательству лизинг может использоваться лишь в предпринимательских целях. Однако в зарубежных странах он используется не только в предпринимательских целях, но и в целях потребительских, т.е. некоммерческих. Это позволяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям использовать объект лизинга не только в профессиональной деятельности по получению прибыли, но и в целях обеспечения, организации такой деятельности, для удовлетворения внутренних нужд организации. Например, приобретение компьютеров, оргтехники для использования в офисе, оздоровительного комплекса для своих сотрудников и т.д. Таким образом, в зарубежных странах потребительский лизинг могут использовать не только субъекты МП, но и другие хозяйствующие субъекты, как коммерческие, так и некоммерческие организации. Легализация потребительского лизинга выгодна прежде всего малым предприятиям, поскольку они ограничены в средствах. Такой вид лизинга позволил бы им сэкономить денежные средства на вышеуказанных видах имущества, что в конечном итоге положительно повлияло бы на их финансовое состояние. Причина, побудившая законодателя закрепить положение об обязательном использовании предмета лизинга лизингополучателем в предпринимательских целях, заключается, скорее всего, в протекционистской политике государства по отношению к предпринимателям. Только им государство предоставляет льготы и только в сделках с имуществом, которое используется в предпринимательских целях. Ведь деятельность некоммерческих организаций непосредственной прибыли не приносит, значит, не имеет и налогооблагаемой денежной суммы. Необходимо предусмотреть в законодательстве и потребительский лизинг. Лизингу в предпринимательских целях, и только ему (тем более с участием субъектов МП), следует предоставлять льготы. Впрочем, внедрять потребительский лизинг в хозяйственную практику можно и постепенно. Вначале легализовать его для вновь создаваемых субъектов МП, а также занятых в приоритетных отраслях экономики. Затем, при положительном эффекте от использования, распространить его на всех субъектов МП, а далее, быть может, и на всех хозяйствующих субъектов.
ГК РФ предоставляет широкий простор для определения условий лизинга с помощью договора, в котором лизингополучателю может предлагаться значительный набор возможностей: назначать место доставки предмета лизинга (ст. 668); оговаривать условия лизинга и т.п. ГК РФ не требует, чтобы общая сумма лизинговых платежей была примерно равна стоимости взятого в аренду имущества. Не требует он также и того, чтобы срок лизинга был равен среднему сроку амортизации передаваемого в лизинг оборудования. Далее, в ГК РФ не говорится, что только лизингополучатель обязан нести риск порчи или гибели, что может быть использовано к выгоде лизингодателя. Эти моменты можно и даже следует особо оговаривать в договоре лизинга.
Ст. 610 ГК РФ и Закон о лизинге не предусматривают каких-либо требований к сроку, на который может быть заключен договор лизинга. В то же время, определяя в договоре лизинга срок его действия, сторонам следует иметь в виду, что заключение договора на срок значительно меньший, чем срок полной амортизации имущества, может повлечь за собой признание договора лизинга притворной сделкой (например, совершенной с целью прикрыть договор купли-продажи с рассрочкой платежа). Признание сделки притворной, в свою очередь, повлечет применение к сторонам финансовых санкций, что особенно неблагоприятно для малых предприятий.
В нормативных актах не предусмотрена обязанность лизингополучателя приобрести в собственность имущество, являющееся предметом договора лизинга, по окончании этого договора. Такая обязанность может быть предусмотрена лишь в договоре лизинга. Но надо учитывать, что в нашей нестабильной рыночной экономике практически любое предприятие, а тем более малое, может стать убыточным и тем самым не иметь возможности выкупить предмет договора лизинга. К тому же бывают ситуации, когда у лизингополучателя нет необходимости в выкупе какого-либо имущества. Например, строителям определенные виды техники нужны не круглогодично. При нулевом цикле требуются землеройные машины, экскаваторы и др. По мере возведения дома требуется иная техника. В данной ситуации лизинг избавляет лизингополучателей (строительные организации) от значительных затрат на создание специализированных технических служб и ремонтных баз по обслуживанию строительной техники, что особенно важно для субъектов МП.
Учитывая высокую результативность лизинга в сфере МП, государство должно оказывать ему поддержку. Региональная власть может в пределах своей компетенции создавать благоприятные условия для развития лизинга путем предоставления малому бизнесу определенных льгот. Одной из таких льгот может стать освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации договоров лизинга с субъектами МП со сроком действия, например, не менее трех лет. По законодательству лизинговые сделки являются незавершенными и не числятся на балансах обоих партнеров. Это означает, что обоюдному учету подлежат только неуплаченные лизинговые взносы. Таким образом, лизингодатель может пользоваться инвестиционными налоговыми льготами, что в свою очередь приводит к росту его чистой прибыли. Такие нормы особенно важны для лизингодателей и лизингополучателей - субъектов МП. Перспективной формой лизинговой деятельности в сфере малого бизнеса является лизинг, осуществляемый через банки. Суть его заключается в следующем. Субъекту МП необходимо приобрести новое оборудование, и он обращается в банк, предоставив соответствующие документы. После положительного решения заключается лизинговое соглашение. Банк покупает оборудование, и предприятие берет его у банка в аренду или использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Чтобы заинтересовать кредитные организации в такой деятельности, следует освободить их от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам МП для реализации операций лизинга, например, на срок три года и более. Предлагается создать фонд содействия развитию лизинга, который предоставлял бы субъектам МП финансовые гарантии или напрямую кредитовал лизингополучателей. Необходимо при региональных ФПМП как финансовых органах в сфере малого бизнеса создать специальные управления, занимающиеся вопросами финансирования лизинговых операций для субъектов МП. Через такие управления лизинговые компании, работающие с субъектами МП, могли бы получать льготные кредиты или бюджетные средства на покупку оборудования. Важной проблемой хозяйственной практики остается неурегулированность вопроса о гарантиях участникам лизинговой сделки. Особенно это касается вопроса о том, какие конкретно риски лизингодателя должны быть покрыты гарантией, поручительством или заранее скалькулированы в величину лизинговых платежей. Сегодня в практике лизинга, особенно в отношении "стартовых" субъектов МП, не имеющих возможности представить потенциальному лизингодателю исчерпывающую информацию (балансы и пр.) за предшествующие два-три года своей деятельности, лизингодатели требуют либо банковской гарантии, либо поручительства другого предприятия. Для субъектов малого бизнеса банковские гарантии либо недоступны, либо сильно снижают всю эффективность лизинговой сделки. Для решения этой проблемы целесообразно вышеназванным лизинговым управлениям предоставлять гарантии лизинговым компаниям или банкам, обслуживающим субъектов МП, на полный или частичный возврат платежей.
Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты