Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
Представляет интерес Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"*(189). В этом акте рекомендуется органам исполнительной власти субъектов РФ и региональным общественным объединениям предпринимателей при осуществлении мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности предусматривать мероприятия по созданию специализированных лизинговых компаний и финансовых институтов венчурного финансирования малых предприятий.
В отечественной практике венчурное финансирование в первую очередь должно исходить от финансово-промышленных групп, взаимодействие которых с малыми инновационными предприятиями будет способствовать кардинальному обновлению технической базы всех отраслей национального хозяйства. Именно венчурный бизнес может выступить в качестве мощного катализатора притока инвестиционных ресурсов в сферу МП.
Венчурный капитал играет огромную роль во всем мире, позволяя коммерциализировать передовые идеи, поддерживать существующие и создавать новые компании и даже целые отрасли (персональные компьютеры, сотовая связь, программное обеспечение, биотехнология и т.п.). В России развитие этого финансового инструмента сегодня сталкивается с очень большими трудностями, обусловленными тем, что для деятельности венчурного капитала необходим принципиально более высокий уровень развития многих институтов рынка и (или) существенно большая интеграция в мировой рынок.
В России отсутствует статус наибольшего правового благоприятствования, который данный финансовый инструмент получил, с учетом связанного с ним дополнительного риска и его значимости для развития экономики, в других странах, включая Западную Европу и США. Нормативное регулирование должно охватывать развитие венчурного капитала в масштабе всей экономики, а не ограничиваться высокотехнологичными и такими новыми для экономики видами деятельности, как электронная коммерция, высокотехнологичные отрасли и т.д. Следует четко определитьправовой статус фондов венчурного капитала с момента их появления (создания).
В настоящее время фонды венчурного капитала могут существовать в трех формах:
- закрытое акционерное общество;
- коммандитное товарищество;
- простое товарищество (соглашение о совместной деятельности).
Опытные руководители венчурных фондов знают, что в России нелегко зарегистрировать и создать фонд венчурного капитала. В ГК РФ не прописаны приемлемые организационно-правовые формы для фонда венчурного капитала или компании по управлению венчурным фондом, в связи с чем она определяется в большей степени исходя из обстоятельств.
К сожалению, в России венчурный бизнес пока получил слабое распространение, хотя спрос намного превосходит предложение. Одной из причин такого положения является отсутствие адекватной законодательной базы. В частности, отсутствует правовое определение понятий "венчурный фонд", "венчурное финансирование", "венчурный капитал" и др. Механизмы реализации венчурного финансирования юридически недостаточно разработаны. Необходима законодательная база, которая позволила бы широкому кругу российских инвесторов осуществлять прямые инвестиции в малые инновационные предприятия.
В России нет отдельного закона или положения о венчурном капитале. По сути, венчурный капитал как правовое понятие просто не существует. Как следствие для венчурного капитала нет и благоприятных правовых условий, которые удовлетворяли бы как потребностям венчурного капиталиста, так и инвестируемой компании. Большинство правовых вопросов, связанных с венчурным капиталом, решается на основании массы не связанных друг с другом законов, что иногда затрудняет поиск правового документа, касающегося конкретной деятельности или ситуации. Однако более серьезной проблемой являются пробелы в законодательстве и не до конца отработанные законы.
Показательным примером является вопрос гарантии имущественных прав, включая права на интеллектуальную собственность. Недостаточная урегулированность этих вопросов создает неустойчивую ситуацию в области, где высокотехнологичным нововведениям следует создавать самые благоприятные условия, в которых они могли бы процветать и крепнуть и прежде всего окупать затраты на их разработку. Кроме того, торговые и лицензионные соглашения, а также соглашения о передаче ноу-хау становятся непривлекательными или даже нереальными и будут оставаться таковыми до тех пор, пока не будут выполнены требования Всемирной торговой организации.
В рамках действующего законодательства необходимо решить и иные правовые вопросы, касающиеся венчурного финансирования МП.
Во-первых, следует дать более четкое определение таким имущественным правам, как узуфрукт, сервитут, залог и ипотека, а также обеспечить их должное применение. Например, термин узуфрукт часто употребляется в международных конвенциях и соглашениях, принятых для предотвращения двойного налогообложения. Однако ни в одном акте не дано его нормативное определение*(190). Правовая урегулированность этих институтов, прежде всего, отразится на лицензировании и патентовании, которые существенно облегчат процесс передачи технологий между западными и российскими партнерами и между российскими партнерами. В настоящее время многие собственники имущественных прав не желают иметь дело с соглашениями о передаче технологии, что существенно сдерживает развитие высоких технологий с помощью венчурных инвестиций.
Во-вторых, Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (в ред. от 8 декабря 2003 г.)*(191) следует дополнить нормами о поддержке внешнеторговой деятельности малых (инновационных) предприятий, включая помощь в расширении их торговых, научных, производственных и информационных связей с зарубежными партнерами.
Более того, различные разделы НК РФ не согласуются между собой, особенно в вопросах точных правил расчета налогооблагаемой базы малых предприятий и инновационных видов деятельности, что имеет огромное значение для эффективности фондов венчурного капитала, которые вложили туда свои средства.
В научной литературе существуют различные взгляды и предложения о том, по какому пути должно развиваться законодательство о финансировании инновационных малых предприятий.
Есть высказывание, что большинство правовых вопросов, связанных с венчурным капиталом, решаются на основании массы не связанных друг с другом законов, что иногда затрудняет поиск правового документа, касающегося конкретной деятельности или ситуации. В качестве примера можно привести ст. 6 Закона N 88-ФЗ. Несмотря на то, что в статье указаны приоритетные направления поддержки, в ней нет ссылок на НК РФ и БК РФ, в которых имеются статьи о конкретных финансовых механизмах поддержки инновационных предприятий.
В частности, в ст. 69 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Одной из форм бюджетного кредитования МП является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в НК РФ. Подробнее о ней будет сказано в гл. IV. Малая фирма имеет право на инвестиционный налоговый кредит, помимо иных случаев, при осуществлении внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов.
Таким образом, законы не образуют единого целого, и не применяются в унисон. В связи с этим специалисты рекомендуют дополнить ст. 6 Закона N 88-ФЗ следующим текстом: "Работа по созданию структуры поддержки и развития малых (инновационных) предприятий, а также по созданию благоприятных условий для использования государственных финансовых, технических и информационных ресурсов, результатов научных исследований и технологий малыми предприятиями может освобождаться от налогов, и для них могут устанавливаться специальные налоговые режимы"*(192).
Не менее интересна точка зрения, согласно которой необходимо принять закон "О федеральных инвестиционных фондах венчурного капитала"*(193). Однако разработка такого закона, как отмечается авторами, является непростым делом, поскольку потребует участия нескольких министерств и отраслевых ведомств - Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, не считая таких действующих на рынке организаций, как Ассоциация венчурного капитала, международные финансовые учреждения и т.п.
В данном законе следует определить статус и функции федеральных инвестиционных фондов венчурного капитала как института финансового рынка, способствующего финансированию инвестиционных проектов инновационных малых предприятий за счет средств специальных фондов разного уровня бюджетной системы, внутренних ресурсов, венчурных инвестиций из внебюджетных источников, процентных доходов на инвестиции и льготных кредитов, выделяемых малым инновационным предприятиям, и иных доходов, не запрещенных российским законодательством.
Подобный фонд федерального уровня будет помогать в проведении единой экономической и финансовой политики в области финансовой поддержки инновационных (малых) предприятий. На этой основе будет легче принять совокупность правовых норм, регулирующих частный сектор и процесс развития сугубо российских частных фондов венчурного капитала и управляющих компаний.
Существует также мнение, что не следует создавать специальный закон для регулирования всех операций, связанных с частным венчурным капиталом, поскольку правовые вопросы венчурного капитала уже затрагиваются в ряде действующих законов. То есть предлагается внести изменения и дополнения в действующие правовые акты. По-видимому, законодательство развивается по такому пути.
Для создания успешно функционирующей индустрии венчурного капитала, которая со временем могла бы стать самодостаточной, как это происходит во всем мире, совершенно необходима государственная поддержка. Причем она должна осуществляться на постоянной основе, как это все еще происходит в Западной Европе и США.
Государственная поддержка малому инновационному бизнесу выражена в вышеупомянутом Постановлении Правительства РФ "Об условиях и порядке предоставления в 2005 г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства". Согласно этому акту средства федерального бюджета, предусмотренные в 2005 г. на государственную поддержку МП, предоставляются Министерством экономического развития и торговли РФ бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
Поддержка малых инновационных компаний будет осуществляться по следующей схеме. Субсидии предоставляются субъекту РФ на условиях долевого финансирования расходов на реализацию мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Субсидии, предоставляются в размере, равном размеру денежных средств, внесенных субъектом РФ в качестве имущественного взноса в закрытый паевой инвестиционный фонд, единственным учредителем которого является этот субъект РФ, и перечисляются уполномоченным органом на расчетный счет, открытый фонду в кредитной организации.
Через такие фонды с привлечением частного инвестора и под управлением частной компании, отобранной по конкурсу, осуществляется финансирование в малые инновационные предприятия (по классической схеме - покупка доли компании в обмен на финансирование). Средства фондов используются исключительно на финансирование малых предприятий в научно-технической сфере. Средства вкладываются в следующей пропорции: 25% - РФ, столько же - субъект РФ, а другая половина - частный инвестор.
Таким образом, государство берет на себя обязательства субсидировать до 50% ставки по кредитам, которые берут в коммерческих банках малые инновационные предприятия, но при условии, что к софинансированию этих ставок на конкурсных условиях подключаются региональные власти, заинтересованные в развитии на местах малых предприятий.
Сильной стороной этого проекта является то, что государственные средства следуют за средствами частного инвестора, а не вкладываются в полном объеме на основе решения некоего чиновника из фонда. Вкладывая деньги, частный инвестор реальнее оценивает риски, а значит, выше вероятность выигрыша государства. При долевом участии государства частному инвестору выгодно работать с проектами стоимостью 200-500 тыс. долл. Важно и то, что такие фонды обязаны рассматривать все заявки и после оценки рисков финансировать самые перспективные. Такая схема венчурного финансирования неплохо отработана в европейских странах (Великобритания, Франция).
Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты