Автор: Александр Катаев, 10 Июня 2010 в 12:13, доклад
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
- представление и защита интересов предпринимателей - участников системы франчайзинга в органах законодательной и исполнительной власти;
- содействие разработке и реализации федеральных, региональных и отраслевых программ развития и поддержки франчайзинга;
- обучение предпринимателей, желающих работать в системе франчайзинга;
- консультации по всему спектру вопросов работы в системе франчайзинга (юридическая, финансовая, организационная помощь, конфликтные ситуации и др.);
- информационно-посредническая помощь, поиск партнеров, помощь в ведении переговоров и оформлении договорных отношений;
- организация выставок, семинаров, периодических и отдельных печатных изданий;
-
организация международного франчайзинга,
в том числе адаптация зарубежной системы
франчайзинга к российским условиям, поиск
партнеров, анализ рынков, помощь при создании
базовых предприятий франчайзинга по
лицензиям "мастер-франчайзи".
Активному развитию МП в России может способствовать привлечение одного из наиболее перспективных источников финансирования МП венчурного (рискового) капитала. Характерной особенностью венчурного капитала является ориентация на разработку новых технологий.
Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, чем крупные компании. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений - далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и реализации технических проектов. По имеющимся оценкам, на решение вопросов разработки большинства технических новшеств и доведения их до стадии промышленного образца малые фирмы затрачивают примерно в четыре раза меньше времени, чем крупные предприятия*(181).
Представляет интерес выделение отличительных черт венчурного финансирования МП:
- венчурное финансирование отличается от кредитования тем, что денежные средства предоставляются без условия возврата их через заранее установленный срок и без выплаты процентов;
- венчурное финансирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада в отличие, например, от банковского кредитования;
- цели и условия предоставления средств фирмами рискового капитала отличаются от мотивов деятельности других, традиционных инвесторов.
Во-первых, применяются совершенно иные методы оценки размеров необходимых малым предприятиям фондов. Банки и другие финансово-кредитные институты при кредитовании анализируют самые ближайшие перспективы финансируемой компании исходя из показателей ее финансового состояния за предыдущий период. Венчурные же финансисты исследуют долгосрочную перспективу финансового состояния на основе детального изучения особенностей предполагаемой новой продукции, технологии и прогнозируют размеры будущих рынков.
Во-вторых, банки являются лишь кредиторами, и их интересует рыночная позиция малого предприятия только для получения гарантии погашения кредита, тогда как фирмы венчурного капитала являются собственниками, их инвестиции осуществляются в виде акционерного капитала. Иными словами, венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала, а инвесторы становятся акционерами малых инновационных фирм.
В-третьих, венчурное финансирование отличается от других форм более высоким уровнем рискованности из-за отсутствия каких-либо гарантий успешного роста начинающей компании. Это является отрицательной чертой данной формы финансирования. Однако успех новой технологии может окупить расходы на ее разработку в сотни тысяч раз.
Можно выделить два важнейших недостатка венчурного финансирования, касающихся прежде всего малых предприятий:
- частичная потеря независимости предпринимателем;
- некоторые венчурные инвесторы предъявляют компаниям слишком жесткие требования ("хищный" капитал).
Венчурное финансирование осуществляется юридическими и физическими лицами как через венчурные фонды, так и напрямую, без посредников. Российское законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц (индивидуальных инвесторов), так и предприятий различных организационно-правовых форм.
Вот основные формы венчурного финансирования:
- приобретение обыкновенных акций с правом голоса, дающих право на дивиденд только после покрытия всех других обязательств компании;
- приобретение привилегированных акций без права голоса, но обладающих приоритетным правом на дивиденды и погашение;
- предоставление ссуды, через какое-то время нередко конвертируемой в акции.
На данный момент можно говорить, что после достаточно стремительного начального этапа в развитии венчурного капитала в России продвижение этого финансового инструмента сменилось застоем. В настоящее время в России действует примерно 40 управленческих компаний, проводящих сделки с венчурным капиталом; их капитал оценивается на уровне 2,5-3 млрд. долл. США. Из этой суммы 500 млн. долл. имеются в наличии и 350 млн. долл. были действительно инвестированы*(182).
Большинство инвесторов пришли на рынок российского венчурного капитала восемь лет назад и ранее, новых крупных участников этого рынка так и не появилось. Это связано прежде всего с финансовым кризисом 1998 г., приостановившим подготовку нескольких программ венчурного финансирования.
Развитие венчурного капитала в значительной степени связано и зависит от деятельности международных финансовых институтов (Европейского банка реконструкции и развития - ЕБРР, Международной финансовой компании (Всемирный банк) - МФК) и доноров (Европейской комиссии, Агентства США по международному развитию - АМР США, правительств зарубежных стран), которые активно вовлечены в процесс строительства финансовых учреждений в Российской Федерации. Российские инвесторы венчурного капитала практически отсутствуют.
Наибольший вклад в создание индустрии венчурного капитала в России внес ЕБРР, чуть меньший - МФК и АМР США. Региональные венчурные фонды (РВФ) Европейского банка служат в России важным источником финансирования средних предприятий путем покупки доли в уставном капитале предприятия.
РВФ создавались ЕБРР и несколькими донорами для поддержки предприятий, недавно приватизированных в рамках крупномасштабной государственной программы приватизации, когда свыше 15 тыс. средних предприятий перешло в частный сектор. Главная задача РВФ - обеспечить прибыль на акционерный капитал путем участия в коммерчески жизнеспособных инвестиционных проектах; тем самым они способствуют реструктуризации и развитию экономики региона, в котором работают.
В последние годы в России действует в общей сложности десять РВФ с общим капиталом 320 млн. евро*(183). При анализе рынка российского венчурного капитала необходимо выделить деятельность трех активно действующих групп РВФ, где основную роль играют фонды "Квадрига", "Орел" и "Норум"*(184).
Российская ассоциация венчурного инвестирования (далее - РАВИ) была образована в 1995 г. для содействия созданию и развитию венчурного капитала в России и для лоббирования интересов своих членов, главным образом действующих в стране фондов венчурного капитала и своих ассоциированных членов - консалтинговых компаний (аудиторские, юридические и др. фирмы), региональных технологических фондов.
РАВИ занимается решением следующих вопросов: информирование общественности и предпринимателей о венчурном капитале как важнейшем инструменте финансовой поддержки развития; подготовка специалистов для компаний венчурного капитала и др. За время своего существования РАВИ, без сомнения, внесла существенный вклад как в дело поддержки инструмента венчурного капитала, так в отстаивание интересов своих членов. Однако для большего охвата рынка малым предприятиям совершенно необходимы усилия большего числа заинтересованных сторон, как, например, банков, аудиторских и юридических фирм, сетей МСП и других организаций.
В развитых странах 80% всех научно-технических разработок осваиваются малыми инновационными предприятиями*(185). В России, как свидетельствуют исследования, проведенные ГУ "Московский городской центр инноваций и высоких технологий", численность малых инновационных предприятий, действующих в приоритетных направлениях развития науки и технологий, в последние годы не увеличивается и составляет порядка 2 тыс. При этом только около половины из них имеют успешный опыт коммерциализации научных разработок. Из-за отсутствия рынка высокотехнологичной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости инновационная деятельность остается наиболее рискованной.
Еще хуже обстоят дела с внедрением результатов научных исследований. Десятилетняя практика коммерциализации объектов интеллектуальной собственности силами отдельных специалистов и научных коллективов показала, что после успешного старта проблемы в виде противодействия поставщиков импортной продукции, санкций государственных структур за вольное использование результатов, полученных за счет бюджетных средств, только начинаются. Поэтому до серийного производства доводится всего лишь 3% перспективных изобретений.
В развитых зарубежных странах давно уже отработан механизм финансирования рисковых инновационных проектов. На российском рынке "венчурной индустрии", по исследованиям РАВИ, работают порядка 50 зарубежных фондов с общей капитализацией около 3 млрд. долл. США. Но сфера их интересов в основном ограничивается инновациями на потребительском рынке. За последние пять лет иностранные инвесторы вложили в нее 331 млн. долл., в то время как в биотехнологии - 15 млн. долл.*(186) При этом иностранные инвесторы предпочитают проекты на позднем этапе их воплощения, когда предприятию нужны средства на расширение производства, и лишь в 3% случаев - на самых ранних стадиях.
С 1994 г. в России действует фонд, предоставляющий венчурные инвестиции на стадии идеи, - государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Согласно п. 6 положения*(187) о нем фонд может предоставлять для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства финансовую помощь на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета в размере до 1/2 действующей учетной ставки Банка России, выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам юридических и физических лиц.
В рамках программы под названием "Программа расширения инновационной деятельности в России" фонд выделил 329,7 млн. руб. 20 инновационно-технологическим центрам, созданным в ряде городов России за период с 1995 г. Благодаря этому появилось более 250 предприятий и свыше 5 тыс. рабочих мест*(188).
Согласно ст. 7 указанного положения, с 2001 г. на формирование средств данного фонда должны были выделяться бюджетные ассигнования в размере 1,5% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки. Однако с 2003 г. действие данной нормы ежегодно приостанавливалось.
В 2004 г. по программе "Старт", предназначенной для ученых и специалистов, которые пытаются коммерциализировать свои идеи, на поддержку 400 проектов из федерального бюджета были выделены гранты в размере 750 тыс. руб. на один год. С 2005 г. финансирование проектов московских инноваторов должно осуществляться совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства г. Москвы, что позволяет увеличить субсидию с 750 тыс. до 1,5 млн руб.
Необходимость создания собственной системы венчурного финансирования не вызывает сомнений. Без государственной опеки значительное количество перспективных идей так и останется нереализованными. Целесообразно предоставить вновь создаваемым малым предприятиям "налоговые каникулы" на время осуществления инновационного проекта, а крупным и средним предприятиям - снижать налогооблагаемую базу на сумму расходов на НИОКР.
Ряд из предлагаемых бизнес-сообществом мер по стимулированию инновационной деятельности находит понимание в правительственных кругах. В частности, уже подготовлен пакет законопроектов по внесению изменений в ГК РФ, патентное законодательство, законодательство о внешней торговле. Рассматривается вопрос о введении для предприятий инновационной сферы льготного режима уплаты единого социального налога. Помимо этого Правительство РФ разрабатывает постановление, регламентирующее передачу прав на интеллектуальную собственность, полученную в результате исследований, проведенных за счет государственных средств.
Информация о работе Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты