Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 14:28, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение истории российского предпринимательства в пореформенный период.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1.Изучение процесса развития банковской системы в пореформенный период;
2.Изучение транспортной революции;
3.Изучение процесса становления крупной индустрии;
4.Изучение процесса роста мелкой промышленности и торговли в пореформенный период.
Введение 3
1. Развитие банковской системы в пореформенный период 5
2. Транспортная революция 7
3. Становление крупной индустрии 9
4. Рост мелкой промышленности и торговли 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17
3.
Становление крупной индустрии
Широкое железнодорожное строительство подтолкнуло развитие машиностроения, которое имело довольно длительный опыт металлообработки, накопленный на казенных предприятиях XVIII — первой половины XIX века. Первым заводом-гигантом отечественного машиностроения можно по праву считать Сормовский завод, основанный еще в 1849 году и занявший к 90-м годам ведущие позиции среди других однопрофильных предприятий. Уже к началу 70-х годов он стал производить железнодорожные вагоны, число рабочих на нем достигло 2,5 тысячи человек.
Другой машиностроительный гигант — Коломенский завод — возник в 1863 году. Он вырос из маленькой мастерской, созданной инженером Арманом Струве для сооружения железнодорожного моста через Оку. По окончании работ Струве получил казенный заказ на производство железнодорожных вагонов и решил преобразовать свою мастерскую в постоянно действующий завод. В середине 60-х годов это предприятие приступило к производству мостовых ферм, вагонов, а затем и паровозов. В 1871 году завод был акционирован. Главными пайщиками Общества Коломенского завода стали братья Струве и московский купец А.Лессинг. В 80-е годы это предприятие превратилось в крупнейшего поставщика паровозов для русских железных дорог. Потом завод наладил широкое производство буксирных пароходов, танкеров, паровых машин, локомобилей, металлообрабатывающих станков и земледельческих машин.
В 1873 году железнодорожные короли П.Губонин и В.Голубев учредили акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Огромное предприятие, построенное ими в Вежице (близ Брянска), первоначально было ориентировано на выпуск рельсов из сортовой стали. Но в 80-х годах на нем стали производить металлические конструкции, доки, суда и вагоны. С 1890 года завод стал выпускать и паровозы.
Известный всем Путиловский завод, построенный еще в 1801 году, сумел превратить в прибыльное предприятие отставной чиновник морского министерства инженер Николай Путилов, чье имя навечно осталось за заводом. Выполняя казенные заказы, Путиловский завод вырос в крупное предприятие по производству рельсов и вагонов. В 90-е годы он сменил свою узкую специализацию и развернул также производство артиллерийских орудий и снарядов.
Кроме таких крупных многопрофильных предприятий, занимавших первые ряды в отечественном машиностроении, эта отрасль была представлена несколькими специализированными предприятиями. Так, во второй половине 90-х годов вошли в строй паровозостроительный завод Русского общества машиностроительных заводов Гартмана в Луганске и Русского паровозостроительного и механического общества в Харькове, а также несколько вагоностроительных заводов. В 1900 году в России было произведено свыше тысячи паровозов и почти 32 тысячи вагонов. Один этот факт опровергает мнение советских историков об отсталости дореволюционного машиностроения.
В целом же производством паровозов занимались восемь, а вагонов — 13 заводов. Паровозо- и вагоностроение составляло около 45 процентов всего машиностроения. Особое внимание к этой отрасли производства обусловлено тем, что именно там в наибольшей мере был задействован частный капитал.
Другим весьма прибыльным делом стали в пореформенные годы нефтедобыча и нефтепереработка. Они тоже самым непосредственным образом были связаны с развитием железнодорожного транспорта. После изобретения мазутной форсунки все нефтяные остатки, которые раньше не имели практического применения, стали использоваться в качестве горючего в паровых двигателях и на промышленных предприятиях. Поэтому, когда в 1871 году в Бакинском районе пробурили первую скважину и мощный фонтан выбросил за короткий срок несколько миллионов пудов нефти, здесь стали лихорадочно учреждаться нефтеперерабатывающие и нефтедобывающие фирмы. Их основателями были преимущественно местные предприниматели, такие, как Ш.Ассадулаев, М.Нагиев, Г.Тагиев, А.Манташев, Г.Лианозов, П.Гукасов. Это, в частности, материал для размышления по поводу российского колониализма.
Однако
наиболее разворотливыми и удачными
оказались петербургские
Взяв под свой контроль транспортировку нефтепродуктов, создав широкую сеть по торговле ими, Нобели стали по всей стране диктовать цены на сырую нефть. В их дальнейшие планы входила организация экспорта керосина за границу. С этой целью их товарищество в 1883 году создало дочерние общества в Германии и Австро-Венгрии и стало ввозить керосин в эти страны. Все попытки противостоять Нобелям плачевно заканчивались для российских конкурентов. Так продолжалось до тех пор, пока не появилась фирма, способная тягаться с братьями на равных.
Первый
шаг в русский нефтяной бизнес
Ротшильды сделали в 80-х годах,
когда они скупили контрольный пакет
акций дышащего на ладан Каспийско-Черноморского
торгового и промышленного общества. Борьба
продолжалась пять лет с переменным успехом.
В 1898 году Ротшильды совместно с Санкт-Петербургским
международным банком и торговым домом
«Поляк и сыновья» создали мощное торгово-транспортное
общество «Мазут». Однако в условиях начавшегося
в России экономического кризиса борьба
на уничтожение могла обернуться общей
катастрофой. Поэтому в мае 1903 года в Санкт-Петербурге
между товариществом братьев Нобель и
обществом «Мазут» было заключено соглашение
о совместной продаже нефти на всей территории
империи. Доля участия Нобелей в нем была
определена в 70%, а Ротшильдов — в 30%. Так
в битве двух российских гигантов наступило
временное перемирие.
4.
Рост мелкой промышленности и
торговли
Наряду с развитием крупной индустрии в пореформенный период успешно развивалась мелкая промышленность, заполняя бреши, оставляемые крупным предпринимательством. Ведь характерная особенность мелкой промышленности заключается в ее мобильности по отношению к рынку. Мелкому предпринимателю не нужны конъюнктурные рыночные обзоры, чтобы знать, в какого рода товаре существует потребность. Мелкий промышленник сам выступал в качестве разведчика нового ассортимента. Он не только дублировал продукцию крупных фабрик и заводов, но и имел свой профиль производства. Именно кустарная промышленность удовлетворяла основные потребности сельских жителей в предметах труда и быта, а также средств передвижения. Велосипеды, швейные машинки, косы, вилы, грабли, упряжь, токарные станки, вязальные машины — все это производила кустарная промышленность. Мелкая промышленность и только она занималась массовым производством музыкальных инструментов, в первую очередь национальных: балалайки, гармошки.
Одежда и обувь тоже производились исключительно мелкими промышленниками. На рынках Центральной и Северной России хорошо были известны романовские полушубки, белые валенки, кимрские сапоги, оренбургские пуховые платки. Широкое распространение по стране получили разного рода художественные промыслы: иконопись, изготовление тонких кружев, хохлом-ская роспись, дымковская игрушка, кубачинское ювелирное дело, тифлисский шелк, кузнечные изделия из Ферганы.
К началу нового XX века в России сложились целые центры развитой мелкой промышленности, базирующейся на традиционных промыслах с устойчивой структурой производства, которые спокойно сосуществовали с крупной промышленностью и рыночными монополиями.
Как бы то ни было, но именно торговля составляет сердцевину предпринимательского дела. К тому же она является и самым прибыльным делом. Все рычаги управления сложившимся всероссийским рынком держали в своих руках несколько крупных фирм. Как правило, эти фирмы не были чисто торговыми предприятиями. Разбогатевшие на торговле купцы охотно вкладывали деньги в обрабатывающую промышленность. Костромской торговец А.Второв (построенные им универмаги жители Томска, Читы и других сибирских городов до сих пор называют второвскими), разбогатев на торговле мануфактурой, стал впоследствии одним из крупнейших московских промышленников. Елабужский купец И.Стахеев, сколотив капитал на торговле хлебом в бассейне Волги, сделался затем владельцем многочисленных складов зерна, судов, мельниц, портовых элеваторов, винокуренных заводов и трубопроводов. Архангельский лесоторговец Э.Брант владел лесопильными заводами в Архангельской, Петербургской, Олонецкой и Костромской губерниях. Глава знаменитого московского товарищества чайной торговли «Петр Боткин и сыновья» также был директором-распорядителем товарищества сахарного завода.
Не было редкостью, что крупные промышленные фирмы сами занимались сбытом своей продукции. Фирменные магазины по всей стране имели многие текстильные фабриканты. Разветвленной сетью доставки, хранения, сбыта нефти и нефтепродуктов располагало уже упоминавшееся товарищество братьев Нобель. Компания «Зингер» (производство и сбыт швейных машин) и заводы по производству сельхозмашин сбывали свою продукцию через специальных представителей на местах. Они, кроме того, обеспечивали послепродажное обслуживание техники.
В 80-е годы XIX века русские промышленники в целях ограничения конкуренции стали создавать сбытовые объединения (картели и синдикаты). Участники этих объединений регулировали размеры производства, цены и условия продажи. Хотя закон не приветствовал подобные «стачки» торговцев, власти смотрели на это сквозь пальцы, а иногда даже содействовали заключению подобных соглашений [5, стр. 211].
Российское правительство поощряло развитие торговли. Оно вовремя поняло, что приток иностранных товаров тормозит развитие национальной промышленности. Регулируя таможенные пошлины, оно умело защищало молодую отечественную промышленность от иностранной конкуренции. Такая политика откровенного протекционизма дала отличные результаты. Она позволила зародиться отечественному транспортному машиностроению. До 80-х годов железнодорожные рельсы делали из импортного чугуна, а после того как была взвинчена пошлина на ввозимый чугун, начался бурный рост российской черной металлургии.
В
начале 90-х годов от поощрения
отдельных отраслей промышленности
правительство перешло к
Однако чтобы не сложилось однобокое благостное представление о состоянии российской экономики в конце XIX века, следует отметить, что быстрое развитие русской промышленности и торговли носило явно неравномерный характер. Рост промышленного производства в пореформенный период сменился в конце 70-х годов экономическим спадом. В середине 90-х годов обозначился новый экономический подъем, а в 1900-1903 годах разразился сильнейший кризис.
Действительно,
Россия во второй половине XIX века увеличила
объем промышленной продукции в 7 с лишним
раз, в то время как Германия — в 5, Франция
— в 2,5, Англия — в 2 раза. Но столь высокие
темпы были не следствием «экономического
чуда», а результатом крайне низкого уровня
промышленного производства в крепостническую
эпоху. Россия по-прежнему отставала от
передовых государств. Внешнеторговый
оборот страны более чем в три раза уступал
американскому и германскому и в пять
раз торговому обороту Великобритании.
С такими результатами российская экономика
и российский предпринимательский класс
вступили в XX век.
Заключение
В ходе написания контрольной работы на тему «Активация предпринимательства в пореформенной России» были рассмотрены вопросы зарождения предпринимательства и дальнейшего его развития и становления.
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Информация о работе Активация предпринимательства в пореформенной России