Предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Развитие бизнеса в России становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок – рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предпринимательство в России 5
1.1. Особенности развития предпринимательства в России 5
1.2. Состояние малого предпринимательства и его развитие в современных условиях 7
Глава 2. Российское общество и бизнес 11
2.1. Бизнес, общество и власть: характер взаимоотношений 11
2.2. Социальная роль и ответственность бизнеса: основные приоритеты в общественном мнении 16
Заключение 22
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 113.50 Кб (Скачать)


Введение 3
Глава 1. Предпринимательство в России 5
1.1. Особенности развития предпринимательства в России 5
1.2. Состояние малого предпринимательства и его развитие в современных условиях 7
Глава 2. Российское общество и бизнес 11
2.1. Бизнес, общество и власть: характер взаимоотношений 11
2.2. Социальная роль и ответственность бизнеса: основные приоритеты в общественном мнении 16
Заключение 22
Список литературы 25

 

описание:

Введение
Развитие бизнеса в России становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок – рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.
Российское предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.
Целью данной работы является исследованию социально-экономической динамики российского бизнеса, выявлению основных факторов, влияющих на его становление и развитие.
В соответствии с выбранной целью необходимо было решить следующие задачи:
• Проанализировать особенности развития предпринимательской деятельности в Российских условиях;
• Рассмотрение современного состояния малого предпринимательства и его развития в современных условиях;
• Осветить отношение населения страны к бизнесу;
.
Данная работа сформирована в составе введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В отечественной литературе вопросы предпринимательства и бизнеса российской специфики затрагиваются во многих трудах авторов как Алимова Т.А. «Инновационные процессы в малом предпринимательстве», Андреев В.К. «Основы предпринимательского права России», Беляева Л.А. «Средний класс проблемы формирования и развития в России», Блинов А.О. Малое предпринимательство как проблема регионального развития», Лисиненко И.Т. «Предпринимательство и рынок – важнейший экономический и социально-культурный феномен современности», Манжикова В.Э. «Особенности развития предпринимательства в России».
Хотелось бы отметить работы авторов Мау В. «Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России», монографию Перепелицы Г.В. «Совершенствование взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике», и работу Смирнова С.А. «Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию» которое позволило использовать статистические данные о состоянии бизнеса в России.


Глава1.Предпринимательство в России
1.1. Особенности развития предпринимательства в России
Предпринимательство в России возникло еще с давних времен, с Киевской Руси. Первыми предпринимателями были мелкие торговцы и купцы. Со времен Петра I стали создаваться мануфактуры, начали развиваться такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. После реформы 1861 года началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. В 90-е годы XIX в. складывается индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство в России становится массовым явлением, предприниматель формируется как собственник. Развитие предпринимательства дало толчок развитию экономики России и повышению ее престижа на мировом уровне. Зарубежные эксперты предсказывали громадный подъем российской промышленности, который сравнивали с колоссальными сдвигами в экономики США в последней трети XIX века.
В дальнейшем развитие российской экономики было прервано войнами и революциями (февральской и октябрьской). Страна находилась в состоянии хозяйственной разрухи.
Предпринимательское движение после 1917 года было фактически прервано.
В истории последних десятилетий исследователями выделяются три главных этапа: период «военного коммунизма», нэп и несколько десятилетий административно-командной экономики.
Первый период характеризовался национализацией предприятий крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, всех банковско-кредитных учреждений, товарных и фондовых бирж. Другой стороной этого периода явилась конфискация всех помещичьих владений и значительной части земель, принадлежащих кулакам, что привело к сокращению поголовья крупного рогатого скота, овец, свиней. К этому следует добавить, что была установлена продовольственная диктатура, введена продразверстка, вся произведенная сельскохозяйственная продукция изымалась для потребления городским населением.
Через несколько тяжелых лет выживания пришли к выводу о необходимости найти ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих социалистов. Все это вылилось в новую экономическую политику.
Основное содержание нэпа заключалось в стимулировании экономической предприимчивости, товарно-денежных отношений, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика.
В 1928–1929 гг. в стране происходит смена политического курса, которая привела к свертыванию нэпа и переходу к командно- административной системе хозяйства. Происходила насильственная ломка сложившихся производственных отношений, ликвидация всех видов собственности, включая и кооперативную, огосударствление сельского хозяйства и раскулачивание.
Возникло несоответствие между ростом производительности труда и зарплатой, началось расстройство денежной системы, стал ощущаться товарный голод. В 30-х годах была введена карточная система. В дальнейшем развитии страны, отрасли I подразделения значительно опережали отрасли II подразделения, структура экономики отставала от развитых государств мира примерно на 50 лет.
Ситуация, в которой оказалась страна после событий 90-х годов ХХ века, привела к необходимости возрождения рыночных отношений, рыночных субъектов, в первую очередь – предпринимательства. Таким образом, развитие российского предпринимательства должно основываться на следующих предпосылках:
– ни одна страна мира не имеет столь резких географических, экономических и социальных контрастов в региональном развитии, как Россия;
– интеграция в мировую систему хозяйствования в качестве полноправного партнера возможна только на основе развитого промышленного потенциала, конкурентоспособного с индустриально развитыми странами;
– экономический рост возможен только при опоре на собственные силы и возможности, так как, имея в виду конкурентные начала в мировом рыночном хозяйстве, ждать масштабной международной помощи на восстановление утраченного потенциала и его наращивание вряд ли возможно.
1.2. Состояние малого предпринимательства и его развитие в современных условиях
В Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) одной из приоритетных задач деятельности Правительства Российской Федерации определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений (рис. 1).

 

 

 

Предложения по развитию
малого и среднего предпринимательства

Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими аконотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.

        Основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства:

o         формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;

o         расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;

o         системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

Задачи повышения роли государственной поддержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Это серьезная проблема, решение которой имеет большое практическое значение.

        Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный характер и включать:

o         выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;

o         оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);

o         определение экономии на трансакционных издержках;

o         оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса.

Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени государственная поддержка является помощью для саморазвития малых предприятий, и в какой степени она выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочный эффект и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.

В настоящее время наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса. Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем административное насаждение в малом предпринимательстве социально значимых видов деятельности неправомерно и неэффективно.

Оценка деятельности государства по правовой и финансовой поддержке малого предпринимательства

Общая динамика развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации имеет положительный характер. Количество занятых в малом предпринимательстве превысило 30 млн чел. Вклад в валовой внутренний продукт России от деятельности малых предприятий составляет около 12 %. Немаловажную роль в обеспечении этого роста играют принимаемые на различных уровнях государственной власти меры по развитию малого предпринимательства.

В декабре 2001 г. Государственный Совет Российской Федерации одобрил Концепцию государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Подтверждением неизменности курса государства на поддержку этого сектора экономики как стратегического направления развития страны стало ежегодное Послание Президента Российской Федерации, направленное в 2002 году Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором большое внимание уделено этому вопросу.

Вступление в действие Федерального закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятие в июле 2002 г. Федерального закона № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающего введение новых глав Налогового кодекса Российской Федерации («Упрощенная система налогообложения» и «Система налогообложения в виде единого социального налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности»), разработка МАП России проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», разработка проекта Федерального закона «О кредитной кооперации» и проекта Федерального закона «О взаимном страховании», а также приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативных актов субъектов Российской Федерации — все эти меры по совершенствованию правового обеспечения малого предпринимательства, безусловно, имеют немалое значение для его развития.

В то же время участники IV Ассамблеи российских деловых кругов вынуждены констатировать, что нередко часть принимаемых на федеральном уровне решений и нормативных правовых актов отрицательно отражается на состоянии малого предпринимательства в стране и в значительной степени сокращает стимулы к занятию предпринимательской деятельностью у активной части населения. Наиболее яркими примерами таких действий федеральных властей могут служить: поправки к Налоговому кодексу, которые практически не снизили налоговую нагрузку на малый бизнес; новая система регистрации юридических лиц, не позволившая в полной мере реализовать принцип «одного окна» и сократить финансовые и временные затраты на регистрацию; принятие Административного кодекса, увеличившего количество контролирующих органов и узаконившего огромный разброс штрафных санкций.

        По-прежнему сохраняется напряженная ситуация по всем основным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства:

o         в области нормативного правового обеспечения деятельности малых и средних предприятий до сих пор не разработаны объективные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым, что в значительной степени сдерживает разработку специальных законодательных актов. Отсутствуют специальные законодательные акты, направленные на обеспечение финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне дебатируется вопрос отмены Федерального закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» без адекватной замены его другим, более совершенным законодательным актом;

o         давление налогового «пресса» на малый бизнес возрастает, а нестабильность налогового законодательства приводит к тому, что предприниматели не могут уверенно планировать развитие своего бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Анализ практики применения Федерального закона и законодательных актов субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения, прежде всего по единому налогу на вмененный доход, свидетельствует о наличии серьезных несоответствий и нечеткости понятийного аппарата;

o         средства, выделенные на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002 г., меньше бюджетов многих региональных программ, что не позволяет говорить о реализации серьезных мероприятий на федеральном уровне;

o         на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не создана действенная система защиты интересов предпринимателей. Это направление не является приоритетным в деятельности структур администраций, занимающихся проблемами малого предпринимательства. Действия контролирующих органов на местах, как правило, не скоординированы. Меры, предусмотренные пакетом законов по дебюрократизации экономики («О государственной регистрации юридических лиц», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности»), не дали ожидаемого результата. Напротив, предприниматели столкнулись с дополнительными административными барьерами.

Информация о работе Предпринимательство в России