Женское предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта.

Содержание

Введение.
Иностранный опыт.
Основные причины, побудившие женщин открыть свое дело.
Сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и США.
Становление частного бизнеса женщин в современной России.
Анализ существующих теоретических подходов к развитию женского предпринимательства.
Российские женщины предприниматели.
5. 1. Данные Госкомстата России.
5. 2. Три социальных группы женщин-предпринимателей.
5. 3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.
5.4. Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством, партнерами, конкурентами и подчиненными.
5. 5. Планы расширения бизнеса женщинами-предпринимателями.
5. 6. Что, по мнению женщин-предпринимателей, определяет успех в бизнесе.
5. 7. Препятствия и помехи в бизнесе.
5.8. Неравенство возможностей и системы мер по защите интересов женщин-предпринимателей.
5.9. Жизненные ценности женщин-предпринимателей.
6. Заключение.
7. Литература.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

профессионального высшего  образования

Рязанский государственный  университет

Им. С.А. Есенина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по социологии

Тема «Женское предпринимательство  в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса  заочного отделения

факультета Социологии и управления

кафедра социологии

специальность связи  с общественностью

Вязовая Инесса Евгеньевна

Проверил доцент П.Е. Кричинский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2009 

 

  1. Введение.
  2. Иностранный опыт.
  3. Основные причины, побудившие женщин открыть свое дело.
  4. Сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и США.
  5. Становление частного бизнеса женщин в современной России.
  6. Анализ существующих теоретических подходов к развитию женского предпринимательства.
  7. Российские женщины предприниматели.

      5. 1. Данные Госкомстата России.

      5. 2. Три социальных группы женщин-предпринимателей.

      5. 3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.

      5.4. Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством, партнерами, конкурентами и подчиненными.

      5. 5. Планы расширения бизнеса женщинами-предпринимателями.

      5. 6. Что, по мнению женщин-предпринимателей, определяет успех в бизнесе.

      5. 7. Препятствия и помехи в бизнесе.

      5.8. Неравенство возможностей и системы мер по защите интересов женщин-предпринимателей.

      5.9. Жизненные ценности женщин-предпринимателей.

      6. Заключение.

      7. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта. Научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства. Деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус - диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Эта последняя тенденция не только сблизила шансы мужчин и женщин, но, в силу ряда причин, дала известный приоритет женщинам.

Годы перестройки вернули  понятию “дела” рыночный, предпринимательский оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово “бизнес”, многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки — торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа “деловых женщин” по своему составу шире, нежели группа “женщины бизнеса”. В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин-государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, свой личностный типаж. Группа “женщин бизнеса” находится в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге, требует специальных исследовательских проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Иностранный  опыт 

2. 1. Основные  причины, побудившие женщин открыть  свое дело.

Американские социологи  в 1991 году попытались ответить на вопрос о том, каков человек, решившийся открыть собственное дело. Исходные наблюдения: очень многие делают решительный шаг. И, как правило, на него решаются под давлением внешних обстоятельств. Каковы они?

Представлю их по мере убывания значимости:

1) увольнение;

2) ощущение себя лишним  на работе;

3) чувство неудовлетворенности  достигнутым;

4) наличие собственных  идей, планов и невозможность  их реализации на 

традиционном месте  работы;

5) появление нового  начальника, навязанного коллективу;

6) перевод на новую должность или место работы, которое вас не устраивает;

7) столкновение с перспективой  ликвидации Вашего предприятия;

8) достижение определенного  возраста и неудовлетворенность  жизненным 

достижением;

9) наблюдение за успехом  друга, который основал собственное дело.

Таким образом, можно  заключить, что существует две важнейших  причины решения женщины открыть  свое дело: угроза потери привычного места  работы и неудовлетворенность достигнутым  в деловой жизни. Думается, что  для российской женщины значимы обе из названных причин, но первая с неотвратимостью требует от женщины решения. Тем не менее до настоящего времени группа “женщины бизнеса” продолжает оставаться немногочисленной.

2. 2. Сферы  приложения деловой активности  женщин в странах Европы и США.

Анализ статистики стран  с традиционно развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее успешен для женщины бизнес в  сфере обслуживания, малого и среднего масштабов. Сфера приложения деловой  активности ограничена для женщины: вековой опыт руководства домашними делами, здравый смысл, позволяющий планировать финансовую выгоду + образование, полученное в годы развертывания НТР. Женщины, кажется, обречены на успех. Однако, данный вывод был сделан лишь сравнительно недавно. Женщинам Европы и США удалось преодолеть психологический барьер и они продемонстрировать полную меру делового потенциала.

Женский бизнес в 80-е годы стал мощной экономической силой  в странах Западной Европы и США. Научно-технический прогресс и переход  к постиндустриальному обществу вызвали структурную перестройку экономики и быстрое развитие сферы услуг. Массовые мелкие предприятия на рынке услуг создавались женщинами. Женщины смогли в этой сфере быстрее найти себя, реализовать такие женские качества как хозяйка дома, портниха, мать. Как грибы росли мелкие закусочные, ремесленные мастерские, магазинчики. Обществу пришлось признать, что успехи женщин-предпринимателей в малом бизнесе были значительнее и весомее. Этому способствовала коммуникабельность, интерес к людям, заботливость, меньшая амбициозность и другие черты женского характера. Путь женщин в бизнес не был легок и прост. Женщинам не хватало знаний, поддержки со стороны государственных органов.

Сегодня женщина-предпринимательница  в странах Западной Европы является равноправным партнером, она ощущает поддержку со стороны государства. В некоторых странах, например, ФРГ, разрабатываются специальные программы государственной помощи начинающим бизнесменам.

Женский бизнес в США:

Свыше 30% объектов малого бизнеса находится в руках женщин. В течение 5-летнего срока к банкротству приходит одно из 4-х женских предприятий (это меньше, чем в целом по стране). В отчете Национального Совета по женскому бизнесу за 1990 г. отмечалось, что за последние два десятилетия на долю женского бизнеса пришлось 2/3новых рабочих мест. До 1970 г. на долю женского бизнеса приходилось 5% предприятий, в настоящее время более 30%, в т. ч. 50% предприятий розничной торговли. Женщина-бизнесмен в американской экономике сегодня играет значительную роль. Эта роль состоит, по мнению исследователей, во влиянии на структурную перестройку экономики, сокращение безработицы, на стабильность общества. От руководства малыми предприятиями женщина не побоялась перейти к руководству корпорациями. Появились женские предприятия в считавшихся всегда мужскими секторах экономики (строительство, транспорт и т. д. ).

В США женщины до 60-х  годов не обучались в школах бизнеса. Первый выпуск из Гарвардской школы  бизнеса имел место в 60-е годы. Через 15 лет доля женщин среди выпускников составила до 25-33%. И все же численность женщин в управленческом персонале фирм пока невелика. Преодолеть стереотип мужчины-управляющего удается немногим женщинам. Большого успеха достигли женщины в семейном бизнесе.

Англия:

Женщины составляют 40% рабочей силы. Но им принадлежит лишь 10% постов менеджеров. В 1970 г. в Лондонской школе бизнеса 1 женщина приходилась на 97 выпускников, через шесть лет соотношение составило 1:6. В 1985 г. во всех формах предпринимательской деятельности доля женщин составила 25%.

Франция:

Женщины составляют 54, 7% рабочей силы, на административно-управленческих должностях 5, 4%. Доля женщин среди нанимателей  рабочей силы составила в 1984 г. -22%.

Германия:

В 1990 г. - 5, 4% работающих женщин (11, 1% -мужчин) занимались самостоятельными видами деятельности. В апреле 1990 года в ФРГ было 628 000 женщин, занимающихся предпринимательством, это четвертая часть всех предпринимателей. 164000 женщин-предпринимательниц заняты в торговле, 69000 в промышленных отраслях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Становление  частного бизнеса женщин в  современной России.

Становление частного бизнеса  женщин в современной России идет медленно, наталкиваясь на множество социальных, экономических и юридических барьеров. Женщина, как субъект предпринимательской деятельности, сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформирование в сторону патриархата и другое. Неизбежная при переходе к рыночной экономике структурная перестройка требует пересмотра концептуальных и методологических подходов к формированию женского предпринимательства. Речь идет о создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их определения в области карьеры. Тем более, что в числе безработных большинство по-прежнему составляют женщины.

 

Очевидна и социальная уязвимость женщин на рынке труда. В частности, на высших руководящих должностях женщин во много раз меньше, чем мужчин, а их заработная плата, как правило, ниже. Подобное положение характерно для большинства индустриально развитых стран. Высокая мотивация женщин к производительному труду и недооценка работодателями их способностей и трудового вклада, невозможность реализации ими своего образовательного и личностного потенциала, -причины того, что многие женщины, будучи высококвалифицированными специалистами, сталкиваясь с отторжением на рынке труда, принимают решения открыть собственный бизнес. И в этой области сталкиваются с дискриминацией в период вхождения на рынок. В силу психологических особенностей чаще всего женщины воспринимают дискриминацию как личную драму. Объективно же это весьма негативно сказывается на экономике и социальных отношениях. В интересах экономического и социального прогресса нужно новое понимание их роли в жизни общества, результатом которого должно стать утверждение нового социального статуса женщин.

 

Исходя из признания значимости повышения профессионального статуса женщин, важно выявить их индивидуальные особенности. Разработать способы, влияющие на мотивацию и ориентацию на определенный, наиболее подходящий вид профессиональной деятельности, показать социальные, экономические и нравственные преимущества трудовой карьеры. В этом - сущность нового концептуального подхода к обеспечению эффективного профессионального роста женщин.

 

4. Анализ  существующих теоретических подходов  к развитию женского предпринимательства. 

Получающий все большее  признание принцип "непрерывного обучения", или "обучения на протяжении всей жизни", применительно к женщинам означает, что мотивы и формы обучения должны учитывать особенности их жизненного цикла. Большинство из них  на три-пять лет, а некоторые на больший период "вырываются" из сферы профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей. Если не предусмотреть этого "зигзага" в системе обучения женщин, неизбежной становится значительная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Общество не должно скупиться на помощь женщинам, желающим вернуться к профессиональному труду.

 

Таким образом, необходимо провести научный анализ существующих теоретических подходов к развитию женского предпринимательства, сравнить социально-экономические мотивации и факторы женщин предпринимателей проживающих в городах с разной численностью населения и оценить перспективы развития женского предпринимательства в России.

 

Степень разработанности  проблемы женского предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса в исследованиях отечественных социологов представлена недостаточно широко, хотя за рубежом эта сфера социологии успешно развивается. В трудах зарубежных авторов проблема отражена в недавно изданной книге Сильвии Энн Хьюлит «Executive Women and Myth of having it all» («Деловые женщины и миф о том, что можно иметь все»)1. Эта книга приводит пессимистические доводы о том, что совмещение успешной карьеры и материнства не возможно - даже в такой развитой стране как США. В 2001 году Сильвия Хьюлит совместно с компанией Harris Interactive and the National Parenting Association руководила общенациональным исследованиям профессиональной и личной жизни успешных в карьере женщин. Для опроса она выбрала две группы таких женщин: старшее поколение - от 41 до 55, и младшее - 28 до 40. Кроме того, она разделила бизнес-леди по их доходам: тех, кто зарабатывает меньше 55 тысяч долларов годового дохода - в младшей группе, и тех, кто получает 65 тысяч - в старшей. Была выделена и особая группа ультрауспешных леди, чей годовой доход превышает 100 тысяч долларов. Результаты исследований сама Сильвия Хьюлит называет сенсационными. Оказалось, что от 30 до 50 процентов успешных в карьере женщин не имеют детей, даже достигая возраста 40-50 лет. Проинтервьюировав тысячи бизнес-леди, она пришла к выводу, что такое положение ни в коем случае не является их личным свободным выбором. Автор книги пишет и о причинах такого положения женщин, полностью принесших себя на алтарь бизнеса. Прежде всего, большое количество своей жизни тратят на работе. По данным вышеупомянутого опроса, 29% успешных женщин и 34% особо успешных в карьере женщин работают более 50 часов в неделю, и со временем количество затраченного на бизнес времени у них только увеличивается. Сильвия Хьюлит упоминает также результат исследований социологов Джерри Якобса и Кетрин Герсон, которое установили, что рабочий день бизнес-леди других капиталистических стран еще дольше, чем в США. Автор книги не забыла написать и о том, что не смотря на многолетнее развитие феминистического движения, разница в оплате одинакового труда для мужчин и женщин до сих пор остается. Она приводит также данные: в недавних исследованиях экономисты Сьюзан Гарних и Джейн Вальдфогель выявили, чем в других развитых странах. К примеру, во Франции зарплата женщины составляет 81% от зарплаты мужчины, в Швеции - 84%, в Австралии - 88%, а США - 78%.

Информация о работе Женское предпринимательство в России