Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:40, реферат
Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта.
Введение.
Иностранный опыт.
Основные причины, побудившие женщин открыть свое дело.
Сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и США.
Становление частного бизнеса женщин в современной России.
Анализ существующих теоретических подходов к развитию женского предпринимательства.
Российские женщины предприниматели.
5. 1. Данные Госкомстата России.
5. 2. Три социальных группы женщин-предпринимателей.
5. 3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.
5.4. Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством, партнерами, конкурентами и подчиненными.
5. 5. Планы расширения бизнеса женщинами-предпринимателями.
5. 6. Что, по мнению женщин-предпринимателей, определяет успех в бизнесе.
5. 7. Препятствия и помехи в бизнесе.
5.8. Неравенство возможностей и системы мер по защите интересов женщин-предпринимателей.
5.9. Жизненные ценности женщин-предпринимателей.
6. Заключение.
7. Литература.
Государственное образовательное учреждение
профессионального высшего образования
Рязанский государственный университет
Им. С.А. Есенина.
Реферат по социологии
Тема «Женское предпринимательство в России»
Выполнила студентка 1 курса заочного отделения
факультета Социологии и управления
кафедра социологии
специальность связи с общественностью
Вязовая Инесса Евгеньевна
Проверил доцент П.Е. Кричинский
Рязань 2009
5. 1. Данные Госкомстата России.
5. 2. Три социальных группы женщин-предпринимателей.
5. 3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.
5.4. Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством, партнерами, конкурентами и подчиненными.
5. 5. Планы расширения бизнеса женщинами-предпринимателями.
5. 6. Что, по мнению женщин-предпринимателей, определяет успех в бизнесе.
5. 7. Препятствия и помехи в бизнесе.
5.8. Неравенство возможностей и системы мер по защите интересов женщин-предпринимателей.
5.9. Жизненные ценности женщин-предпринимателей.
6. Заключение.
7. Литература.
1. Введение
Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта. Научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства. Деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус - диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Эта последняя тенденция не только сблизила шансы мужчин и женщин, но, в силу ряда причин, дала известный приоритет женщинам.
Годы перестройки вернули понятию “дела” рыночный, предпринимательский оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово “бизнес”, многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки — торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа “деловых женщин” по своему составу шире, нежели группа “женщины бизнеса”. В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин-государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, свой личностный типаж. Группа “женщин бизнеса” находится в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге, требует специальных исследовательских проектов.
2. Иностранный опыт
2. 1. Основные
причины, побудившие женщин
Американские социологи в 1991 году попытались ответить на вопрос о том, каков человек, решившийся открыть собственное дело. Исходные наблюдения: очень многие делают решительный шаг. И, как правило, на него решаются под давлением внешних обстоятельств. Каковы они?
Представлю их по мере убывания значимости:
1) увольнение;
2) ощущение себя лишним на работе;
3) чувство неудовлетворенности достигнутым;
4) наличие собственных идей, планов и невозможность их реализации на
традиционном месте работы;
5) появление нового начальника, навязанного коллективу;
6) перевод на новую должность или место работы, которое вас не устраивает;
7) столкновение с перспективой ликвидации Вашего предприятия;
8) достижение определенного
возраста и
достижением;
9) наблюдение за успехом друга, который основал собственное дело.
Таким образом, можно
заключить, что существует две важнейших
причины решения женщины
2. 2. Сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и США.
Анализ статистики стран с традиционно развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее успешен для женщины бизнес в сфере обслуживания, малого и среднего масштабов. Сфера приложения деловой активности ограничена для женщины: вековой опыт руководства домашними делами, здравый смысл, позволяющий планировать финансовую выгоду + образование, полученное в годы развертывания НТР. Женщины, кажется, обречены на успех. Однако, данный вывод был сделан лишь сравнительно недавно. Женщинам Европы и США удалось преодолеть психологический барьер и они продемонстрировать полную меру делового потенциала.
Женский бизнес в 80-е годы стал мощной экономической силой в странах Западной Европы и США. Научно-технический прогресс и переход к постиндустриальному обществу вызвали структурную перестройку экономики и быстрое развитие сферы услуг. Массовые мелкие предприятия на рынке услуг создавались женщинами. Женщины смогли в этой сфере быстрее найти себя, реализовать такие женские качества как хозяйка дома, портниха, мать. Как грибы росли мелкие закусочные, ремесленные мастерские, магазинчики. Обществу пришлось признать, что успехи женщин-предпринимателей в малом бизнесе были значительнее и весомее. Этому способствовала коммуникабельность, интерес к людям, заботливость, меньшая амбициозность и другие черты женского характера. Путь женщин в бизнес не был легок и прост. Женщинам не хватало знаний, поддержки со стороны государственных органов.
Сегодня женщина-предпринимательница в странах Западной Европы является равноправным партнером, она ощущает поддержку со стороны государства. В некоторых странах, например, ФРГ, разрабатываются специальные программы государственной помощи начинающим бизнесменам.
Женский бизнес в США:
Свыше 30% объектов малого
бизнеса находится в руках женщ
В США женщины до 60-х годов не обучались в школах бизнеса. Первый выпуск из Гарвардской школы бизнеса имел место в 60-е годы. Через 15 лет доля женщин среди выпускников составила до 25-33%. И все же численность женщин в управленческом персонале фирм пока невелика. Преодолеть стереотип мужчины-управляющего удается немногим женщинам. Большого успеха достигли женщины в семейном бизнесе.
Англия:
Женщины составляют 40% рабочей силы. Но им принадлежит лишь 10% постов менеджеров. В 1970 г. в Лондонской школе бизнеса 1 женщина приходилась на 97 выпускников, через шесть лет соотношение составило 1:6. В 1985 г. во всех формах предпринимательской деятельности доля женщин составила 25%.
Франция:
Женщины составляют 54, 7% рабочей силы, на административно-управленческих должностях 5, 4%. Доля женщин среди нанимателей рабочей силы составила в 1984 г. -22%.
Германия:
В 1990 г. - 5, 4% работающих женщин (11, 1% -мужчин) занимались самостоятельными видами деятельности. В апреле 1990 года в ФРГ было 628 000 женщин, занимающихся предпринимательством, это четвертая часть всех предпринимателей. 164000 женщин-предпринимательниц заняты в торговле, 69000 в промышленных отраслях.
3. Становление частного бизнеса женщин в современной России.
Становление частного бизнеса женщин в современной России идет медленно, наталкиваясь на множество социальных, экономических и юридических барьеров. Женщина, как субъект предпринимательской деятельности, сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформирование в сторону патриархата и другое. Неизбежная при переходе к рыночной экономике структурная перестройка требует пересмотра концептуальных и методологических подходов к формированию женского предпринимательства. Речь идет о создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их определения в области карьеры. Тем более, что в числе безработных большинство по-прежнему составляют женщины.
Очевидна и социальная уязвимость женщин на рынке труда. В частности, на высших руководящих должностях женщин во много раз меньше, чем мужчин, а их заработная плата, как правило, ниже. Подобное положение характерно для большинства индустриально развитых стран. Высокая мотивация женщин к производительному труду и недооценка работодателями их способностей и трудового вклада, невозможность реализации ими своего образовательного и личностного потенциала, -причины того, что многие женщины, будучи высококвалифицированными специалистами, сталкиваясь с отторжением на рынке труда, принимают решения открыть собственный бизнес. И в этой области сталкиваются с дискриминацией в период вхождения на рынок. В силу психологических особенностей чаще всего женщины воспринимают дискриминацию как личную драму. Объективно же это весьма негативно сказывается на экономике и социальных отношениях. В интересах экономического и социального прогресса нужно новое понимание их роли в жизни общества, результатом которого должно стать утверждение нового социального статуса женщин.
Исходя из признания значимости повышения профессионального статуса женщин, важно выявить их индивидуальные особенности. Разработать способы, влияющие на мотивацию и ориентацию на определенный, наиболее подходящий вид профессиональной деятельности, показать социальные, экономические и нравственные преимущества трудовой карьеры. В этом - сущность нового концептуального подхода к обеспечению эффективного профессионального роста женщин.
4. Анализ
существующих теоретических
Получающий все большее признание принцип "непрерывного обучения", или "обучения на протяжении всей жизни", применительно к женщинам означает, что мотивы и формы обучения должны учитывать особенности их жизненного цикла. Большинство из них на три-пять лет, а некоторые на больший период "вырываются" из сферы профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей. Если не предусмотреть этого "зигзага" в системе обучения женщин, неизбежной становится значительная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Общество не должно скупиться на помощь женщинам, желающим вернуться к профессиональному труду.
Таким образом, необходимо провести научный анализ существующих теоретических подходов к развитию женского предпринимательства, сравнить социально-экономические мотивации и факторы женщин предпринимателей проживающих в городах с разной численностью населения и оценить перспективы развития женского предпринимательства в России.
Степень разработанности проблемы женского предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса в исследованиях отечественных социологов представлена недостаточно широко, хотя за рубежом эта сфера социологии успешно развивается. В трудах зарубежных авторов проблема отражена в недавно изданной книге Сильвии Энн Хьюлит «Executive Women and Myth of having it all» («Деловые женщины и миф о том, что можно иметь все»)1. Эта книга приводит пессимистические доводы о том, что совмещение успешной карьеры и материнства не возможно - даже в такой развитой стране как США. В 2001 году Сильвия Хьюлит совместно с компанией Harris Interactive and the National Parenting Association руководила общенациональным исследованиям профессиональной и личной жизни успешных в карьере женщин. Для опроса она выбрала две группы таких женщин: старшее поколение - от 41 до 55, и младшее - 28 до 40. Кроме того, она разделила бизнес-леди по их доходам: тех, кто зарабатывает меньше 55 тысяч долларов годового дохода - в младшей группе, и тех, кто получает 65 тысяч - в старшей. Была выделена и особая группа ультрауспешных леди, чей годовой доход превышает 100 тысяч долларов. Результаты исследований сама Сильвия Хьюлит называет сенсационными. Оказалось, что от 30 до 50 процентов успешных в карьере женщин не имеют детей, даже достигая возраста 40-50 лет. Проинтервьюировав тысячи бизнес-леди, она пришла к выводу, что такое положение ни в коем случае не является их личным свободным выбором. Автор книги пишет и о причинах такого положения женщин, полностью принесших себя на алтарь бизнеса. Прежде всего, большое количество своей жизни тратят на работе. По данным вышеупомянутого опроса, 29% успешных женщин и 34% особо успешных в карьере женщин работают более 50 часов в неделю, и со временем количество затраченного на бизнес времени у них только увеличивается. Сильвия Хьюлит упоминает также результат исследований социологов Джерри Якобса и Кетрин Герсон, которое установили, что рабочий день бизнес-леди других капиталистических стран еще дольше, чем в США. Автор книги не забыла написать и о том, что не смотря на многолетнее развитие феминистического движения, разница в оплате одинакового труда для мужчин и женщин до сих пор остается. Она приводит также данные: в недавних исследованиях экономисты Сьюзан Гарних и Джейн Вальдфогель выявили, чем в других развитых странах. К примеру, во Франции зарплата женщины составляет 81% от зарплаты мужчины, в Швеции - 84%, в Австралии - 88%, а США - 78%.