Предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Становление предпринимательства в России…………..5
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….5
1.2. Предпринимательская деятельность во второй
половине 15-17 вв…………………………………………..10
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие
предпринимательства……………………………………....16
Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв…….20
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия……………………...20
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление
предпринимательской деятельности………………………25
Глава 3:Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе………...28
3.1. Возрождение предпринимательства в современной России…………………………………………………………28
3.2. Понятие предпринимательства в наши дни………………33
3.3. Итоги и проблемы предпринимательства………………...36
Заключение……………………………………………………………..42
Библиографический список………………………………………….46
Приложение 1…………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 84.33 Кб (Скачать)

     Министерство  сельского хозяйства  Российской Федерации

     Департамент научно-технологической политики и  образования

     Федеральное государственное образовательное  учреждение

     высшего профессионального образования

     «Красноярский  государственный  аграрный  университет»

     Хакасский филиал

     КАФЕДРА  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 

     По  дисциплине «Экономическая теория»

     ТЕМА: Предпринимательство в России 
 

     Студента  2  курса  
 

     Специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 
 

     Заочной формы обучения Кучерюк Ирины Николаевны 

     Шифр 19

          Группа Б-91 
 

     Руководитель  Титова Анастасия Валерьевна   
 

     Члены комиссии:    ____________                   ____________________

                    (Подпись)                               (Инициалы, фамилия)

                                                   _________________                           ____________________

                                              (Подпись)                                (Инициалы, фамилия)  
 
 

     ___________________ «____» ___________ 2011 г.________________

                      Оценка      Дата         Подпись                   
 

     Абакан  – 2011 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………3 

     Глава 1: Становление предпринимательства в России…………..5

                1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….5

                1.2. Предпринимательская деятельность во второй

                       половине 15-17 вв…………………………………………..10

              1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие

                       предпринимательства……………………………………....16 

     Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв…….20

               2.1. Реформа 1861 года и ее последствия……………………...20

               2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление

                       предпринимательской деятельности………………………25 

        Глава 3:Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на     современном этапе………...28

          3.1. Возрождение предпринимательства в современной России…………………………………………………………28

               3.2. Понятие предпринимательства в наши дни………………33

               3.3. Итоги и проблемы предпринимательства………………...36 

     Заключение……………………………………………………………..42

     Библиографический список………………………………………….46

     Приложение 1…………………………………………………………..47 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

     Становление и развитие предпринимательской  деятельности в России, связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового элитного социального слоя – предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.

     Важная  и трудноразрешимая проблема построения рыночных отношений в российской экономике – проведение структурных  преобразований ее отраслевого хозяйства, прежде ориентированного на индустрию  производства, а не на человека, как  теперь. Возрождение отечественного предпринимательства нацелено на то, чтобы устранить этот камень преткновения на пути к цивилизованному рынку.

     Целью курсовой работы является изучение истории  российского предпринимательства,  начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения  и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а  не для собственного пользования.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что всеобщее неприятие предпринимательства  постепенно переходит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством в России будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму".

            В главе первой рассказывается о зарождении российского предпринимательства, становлении товарообмена и денежных отношений. Рассматривается период Ивана Грозного, когда преобладало купечество, и период Петра 1 с его инвестиционным стимулированием промышленности и новыми экономическими реформами.

     Во  второй главе изложена суть реформы 1861 года, когда отменили крепостное право, и ее последствия для предпринимательства. Также рассказывается о новой  экономической политике (1921-1926 гг.), о ее положительном влиянии на предпринимательскую деятельность.

     В третьей главе я попыталась раскрыть понятие и проблемы предпринимательства  на современном этапе, показать сущность и функции предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1: Становление предпринимательства в России

    1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15вв.|
 

     Истоки  отечественного предпринимательства  были во многом связаны с переплетением  географических, экономических и  политических факторов.

     Краткость периода, пригодного для полевых  работ, являвшаяся следствием местоположения Древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества излишков. Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.

     Таким образом, складывался своего рода замкнутый  круг: неблагоприятные погодные условия  приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей  сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять  урожайность. Разрыв замкнутого круга  мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и  ткачеством. При этом результаты промыслов  обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки  для появления ростков предпринимательства  в Древнерусском государстве.1

     Для  понимания специфики развития деловых  отношений следует принимать  во внимание и огромные усилия для  обороны огромной территории и освоения новых земель. Сильное государство  мобилизировало скудные ресурсы  для решения этих задач. Отсюда вытекала необходимость тяжелого финансового  и налогового гнета. Без усиления крепостничества становилось проблематичным содержание многочисленного войска. Все это не могло не сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства.

     В конце 9 в. наряду с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому  каравану судов князя и бояр приставлялись  купеческие лодки, хозяева которых  стремились заручиться вооруженной  и обеспечить безопасности товаров.

     Внешнеполитическая  деятельность киевских князей 9-10 вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. По мнению В.О. Ключевского, она имела две цели: приобрести заморские рынки и обеспечить охрану торговых путей. Торговые связи  древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. За границей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В  свою очередь, в русские земли  поступали шелковые ткани, золото, вина, парусину, канаты. О значении упрочения  внешнеэкономического престижа свидетельствовали  торговые договоры, заключенные киевскими  князьями с Византией в 10 в., представлявшие собой первые образцы норм международного права, известные нашим соотечественникам. Расширялась география торговых связей. Русские купцы привозили  особо ценный товар (меха) в хазарскую  столицу Итиль (вблизи современной  Астрахани), преодолевая большие  пространства - от Киева до Дона, перетаскивая затем суда по суше волоком до Волги. Посредническую роль в налаживании  торговли с соседними народами на северо-востоке и северо-западе играли волжские булгары.

     Об  усложнении хозяйственного организма  Киевской Руси свидетельствует и  включение в выдающийся памятник права 11 в. - Русскую Правду - положений  о купле-продаже, личном найме, хранении, поручении. В этом документе определялся  порядок взимания долгов с несостоятельного должника. Достаточно четко различались  и виды кредитного оборота. Относительно предпринимательского кредита следует отметить, что он вызывал неоднозначное отношение городских низов. В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков, взимавшее огромные проценты и занимавшиеся скупкой и перепродажей товаров широкого потребления по спекулятивным ценам.

     В 11-13 вв. сформировались межобластные хлебные  рынки в Очной, Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси. Южная, Юго-Западная и Северо-Восточная Русь обеспечивали свои потребности в зерне за счет собственного производства, а его  излишки сбывали в Северо-Западной Руси, где неурожайные годы случались  гораздо чаще.

     Характерной особенностью хлеботорговли было то, что основная масса зерна поступала  в города из феодальных вотчин, а  не из крестьянских хозяйств, которые  не имели больших излишков. В хлеботорговле  в пределах своих владений активно  участвовали бояре, а операциями с зерном обычно занимались профессиональные купцы, имевшие обширные связи с  различными землями. Торговцы-оптовики получили с 14 в. прозвище "житопродавцы".

     Власть  с конца 15 в. начала ограничивать привилегированную  торговлю церковных учреждений, освобождая от уплаты пошлин лишь перевозимые  в монастыри продукты для их вотчинного хозяйства, но не купленные для перепродажи  товары.

     Со  второй половины 16 в., центром Северо-Восточной  Руси становится Москва. Оживление  предпринимательской деятельности наиболее ярко отразилось на развитии внешнеторговых связей. В 16 в. первое место  по доходности занял Крымский торговый путь. Не случайно именно купцы, торговавшие  с Крымом в городе Суроже (ныне - Судак) отлившись своим богатством, они  именовались гостями - сурожанами.

     Корпорация  гостей - сурожан организовывала торговые предприятия. Сопровождаемые внушительной охраной караваны возглавлялись  "головным гостем" - представителем богатейшей прослойки. Остальные сурожане называли друг друга "товарищами" или "складниками". Их главным товаром были меха соболя, горностая, рыси, куницы, белки. Большой редкостью в караванах являлись охотничьи птицы, моржовая кость. В Москву из Крыма привозились ткани, пряности, вина, ювелирные изделия, галантерейные товары.

Информация о работе Предпринимательство в России