Активация предпринимательства в пореформенной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение истории российского предпринимательства в пореформенный период.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1.Изучение процесса развития банковской системы в пореформенный период;
2.Изучение транспортной революции;
3.Изучение процесса становления крупной индустрии;
4.Изучение процесса роста мелкой промышленности и торговли в пореформенный период.

Содержание

Введение 3
1. Развитие банковской системы в пореформенный период 5
2. Транспортная революция 7
3. Становление крупной индустрии 9
4. Рост мелкой промышленности и торговли 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

История предпринимательства.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     Cодержание 

     Введение             3

     1. Развитие банковской системы в пореформенный период           5

     2. Транспортная революция                                                     7

     3. Становление крупной индустрии                                                                                       9

     4. Рост мелкой промышленности и  торговли                                                                       12           

     Заключение                      15

     Список  использованной литературы       17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     Тема  «Активация предпринимательства в  пореформенной России» довольно хорошо изучена. За последние 10 лет  в нашей стране произошло много  перемен, они не могли не затронуть нашу экономику, а в месте с ней и различные формы собственности. Но, когда происходят крупные социальные подвижки типа тех, что мы переживаем сегодня, важно в оценках происходящего не впадать в крайности как глухого неприятия настоящего, так и его безоглядной апологетики. Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предпринимательства. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу этот социальный феномен, какими реальными - как позитивными, так и негативными- последствиями будет сопровождаться его самореализация, важно пристальнее всмотреться в капиталистическое прошлое страны, проанализировать реалии опыта, накопленного отечественным предпринимательством за века его досоветской истории.

     Поткина И.В.в учебном пособии «История предпринимательства России» высказывает мнение, что история предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще в конце Ш тысячелетия н. э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.

     Новиков А.А. в учебно-методических материалах «История российского предпринимательства» рассматривает предпринимательство, в широком смысле как самостоятельную деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит доход.

     Хорькова  Е.П. в учебном пособии «История предпринимательства и меценатства в России» считает, что становление  и  развитие  предпринимательской  деятельности  в  России связано  с  коренным  преобразованием  сложившихся   социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового элитного социального  слоя  – предпринимателей, грамотных  и  образованных  людей,  вооруженных  новейшими теоретическими знаниями и  научными  методами  в  области  экономического  и социального управления предприятием [7, стр. 23].

     Клейн Н.Л. в историческом очерке «Предпринимательство и предприниматели в России» считал что, история предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль.

     Галаган А.А. в пособии «История российского  предпринимательства. От купца до банкира» считал оплотом развития предпринимательства на  Руси  становились  города,  в которых  сосредотачивались  массы  товаров,  распределяемые  отсюда  как  по стране, так и за  рубеж.  Вокруг  городов  возникало  множество  торговых  и промысловых  поселений [2, стр. 58]. 

     Впервые экономическое определение слова  «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».

     Впервые научное определение слова «предприниматель»  появилось в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной.

     Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что «предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями». А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

     А. Маршалл и его последователи  считали, что предпринимателем может  быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность – есть не у всех.

     В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало  негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической старости.

     Целью  контрольной    работы   является   изучение   истории   российского предпринимательства в пореформенный период.

     Исходя  из цели, можно выделить следующие задачи:

  1. Изучение процесса развития банковской системы в пореформенный период;
  2. Изучение транспортной революции;
  3. Изучение процесса становления крупной индустрии;
  4. Изучение процесса роста мелкой промышленности и торговли в пореформенный период.
 
 
 
 

     1. Развитие банковской системы в пореформенный период 

     Реформа 1861 года положила начало новому этапу  в развитии предпринимательского дела. Деловые люди получили полную свободу в своих действиях, все возможности для самореализации. Результатом стало завершение промышленного переворота в России, рост ее экономического потенциала. Особенно велика  роль банков в том обществе, которое еще только приспосабливается к новым для себя свободно-рыночным отношениям. Закономерно, что флагманом начавшейся капиталистической модернизации России стала банковская система.

     Но  если Западная Европа начала переходить от примитивных меняльных контор к солидным банкирским домам и акционерным обществам еще в XVIII веке, то Россия двинулась в этот путь столетие спустя. К тому же здесь до середины XIX века господствовала государственная банковская система, главной функцией которой было поддержание жизни помещичьего строя. К частным банкам, как уже отмечалось, правительство относилось с предубеждением.

     Потребности промышленности и торговли привели к созданию в ряде городов страны частных банкирских домов, которые занялись финансовым обеспечением крупных предпринимательских акций, а не перекачкой денежных ресурсов в помещичьи и государственные карманы, что составляло основу деятельности казенных банков. Именно частные банкирские дома еще до отмены крепостного права подготовили условия для создания акционерных коммерческих банков. Окончательно же государственной монополии в банковском деле была прервана в 1864 году. В этом году правительство разрешило учредить первый акционерный коммерческий банк в Санкт-Петербурге [5, стр.88].

     Через год был основан Московский купеческий банк. А с 1868 года началась настоящая  полоса учредительства акционерных  коммерческих банков, когда всего за шесть лет их было основано целых тридцать семь. Кроме Санкт-Петербурга и Москвы они стали действовать в двадцати семи городах страны. За эти же годы банками были созданы 49 своих отделений. Правда, первый экономический кризис 1873-1875 годов несколько ослабил систему частных банков, когда значительно уменьшилось их общее число и основательно снизилась сумма вкладов.

     Однако  к середине 80-х годов банковские дела вновь возродились. Хотя их общее число возросло незначительно, но зато существенно увеличилось количество филиалов в провинции. Постепенно роль акционерных коммерческих банков в финансовой жизни России стала меняться. Если в 70-е годы они преимущественно занимались операциями с облигациями государственных займов и займов железнодорожных компаний, которые гарантировались правительством, то в период экономического подъема 90-х годов они основное внимание уделили кредитованию быстро возрастающего товарооборота и финансированию промышленных предприятий.

     Стимулирующую роль в развитии банковского дела сыграло широко развернувшееся с 60-х годов железнодорожное строительство, настоящая «рельсовая лихорадка», давшая толчок к развитию других крупных отраслей промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Транспортная революция  

     Оживление экономики страны, явившееся следствием отмены крепостного права, потребовало разветвленной транспортной сети. Казна и правительственные учреждения справиться с этой задачей не могли. За 60-е годы правительству удалось построить только две железные дороги: Москва—Курск и Харьков—Одесса. Лишь когда к этому подключился частный капитал, ситуация исправилась. В течение 15 лет (с 1866 по 1880 год) в России было проложено 19 тысяч километров железнодорожного полотна.

     Правительство поддержало частную инициативу, учредив  специальное акционерное общество, которое выдавало концессии на строительство железных дорог. При этом государство предоставляло концессионерам полную свободу действий. Оно гарантировало определенный доход на выпущенные компанией акции и облигации, помогало размещать ценные бумаги за границей. Конечно, предприниматели не замедлили воспользоваться правительственной опекой, которая открывала отличные перспективы для быстрого обогащения. С 1865 года пошла целая волна учредительства железнодорожных обществ, число которых за полтора последующих десятилетия перевалило за сорок.

     В период этого учредительского бума сформировалась целая когорта железнодорожных королей. В их числе были вполне добропорядочные люди, хорошие организаторы; много сделавшие для развития транспортной сети России. К их числу относились такие яркие личности, как П. фон Дервиз и К. Мекк, пришедшие в частное железнодорожное строительство с государственной службы. Но большинство дельцов, пришедших в железнодорожное строительство, имели за плечами другой опыт — опыт винных откупов. Поэтому, сменив прежнее занятие, они привнесли в железнодорожное строительство старые нравы и привычки. Среди дельцов такого разряда наиболее колоритной фигурой был В. Кокорев, сын купца-старообрядца, которого современники расценивали как человека, склонного к «грандиозным фантазиям и чисто американским затеям».

     Не  менее заметной фигурой на фоне железнодорожного бума был С. Поляков. Придя в железнодорожный бизнес в 1865 году в качестве подрядчика по поставке рабочих и стройматериала, он уже в начале 1870 года, в возрасте 32 лет, стал учредителем ряда железнодорожных обществ, прослыл меценатом, получил звание «коммерции советника» и орден Святого Станислава 2-й степени. К этой компании беззастенчивых дельцов, вышедших из среды винных откупщиков, примыкали новоиспеченные «миллионщики» Д.Бенардаки, А.Варшавский и П.Губонин.

     Встречались среди этих дельцов и разного  рода темные личности от банковского  дела, нажившиеся на разворовывании казны  или на ростовщических операциях, а также ряд высших сановников и титулованных особ. Последние исполняли в компаниях роль «свадебных генералов» и отрабатывали свои директорские оклады, лоббируя их интересы в правительстве и при царском дворе. Лихоимство на железных дорогах приобрело в те годы поистине колоссальные размеры. Не зря российское общественное мнение автоматически ставило крест на репутации того дельца, чьи средства были нажиты на строительстве железных дорог.

     Все же, несмотря ни на что, к началу 80-х  годов основной костяк железнодорожной сети в России был построен. И сразу же вскрылись огромные убытки. Общая сумма займов, взятых правительством за рубежом на железнодорожное строительство, составила почти два миллиарда рублей. Еще 1,1 миллиарда рублей задолжали государству частные железнодорожные компании. Надо было как-то возвратить затраченные средства, и поэтому государство встало на путь выкупа частных железных дорог и организации их казенной эксплуатации. К началу XX века государство владело уже 2/3 всех железных дорог страны. Новые железнодорожные магистрали с 80-х годов XIX века тоже сооружались преимущественно государством. К 1900 году протяженность железнодорожного полотна увеличилось более чем вдвое, а объем перевозок возрос вчетверо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Активация предпринимательства в пореформенной России