Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:35, лекция

Описание работы

Отрасли были четко разграничены и большей частью имели хорошие перспективы роста. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название производственный стереотип.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.docx

— 257.91 Кб (Скачать)

3) специальная

4) по обращениям  государственных органов.

      Комплексная инспекция – проверка деятельности банка, по результатам которой дается оценка финансового и институционального состояния банка с использованием системы рейтинговой оценки CAMELS.

     Ограниченная инспекция – проверка деятельности банка по отдельным вопросам, затрагивающим его финансовое и институциональное состояние. При этом в случае охвата достаточного количества вопросов дается оценка отдельных компонентов системы CAMELS.

     Специальная инспекция – проверка деятельности банка по следующим специализированным направлениям:

- кастодиальная  деятельность;

- операции  по трастовому (доверительному) управлению;

- информационные  технологии в банке.

- состояние  платежной системы.

      Инспекция по обращениям государственных органов представляет собой проверку деятельности банка, проводимую в целях осуществления уполномоченными государственными органами своих функции, в том числе производства уголовных дел по указанным в их обращении вопросам.

       Комплексные и ограниченные инспекции  проводятся сотрудниками подразделения  инспектирования. Проведение специальных  инспекций осуществляется соответствующим  подразделением специализированного  инспектирования Департамента банковского  надзора. Инспекции по обращениям  государственных органов могут  проводиться специалистами, как подразделения инспектирования, так и подразделения специализированного инспектирования. Инспекция может быть плановая и (в соответствии с утвержденным планом инспекции банков), так и внеплановая. (внезапная).

      При проведении все данные  анализируются, указывается период  деятельности банка, факты проверяются  с момента таковой инспекции,  в случае отсутствия таковой  – с начала предыдущего года. Помимо вопросов, определенных заданием  на инспекцию, обязательно должны  быть отмечены нарушения и  недостатки в работе банка.  За проверяемый период и результаты  их устранения, выявленные последней  проверкой, а также динамика  основных показателей финансового  состояния банка (капитал, активы, обязательства, доходы и расходы)  и их компонентов за проверяемый  период. Требования настоящего пункта  не распространяется на случаи  проведения ограниченной и специальных  инспекций, а также инспекции  по обращениям госорганов.

      Инспектирование деятельности банка  непосредственно на месте является  обязательным в случае обнаружения  проблем при осуществлении дистанционного  надзора. Задание на проведение  инспекции составляется при участии  куратора банка, что позволяет  наиболее полно осветить круг  вопросов, подлежащих проверке. По  результатам инспекции выставляется  комплексный рейтинг банка по  системе CAMELS.

«C» - адекватность капитала;

«A» - качество активов;

«M» - менеджмент;

«E» - доходность;

«L» - ликвидность;

«S» - чувствительность к изменениям на рынке.

       При анализе деятельности банка  по системе рейтинговой оценки  CAMELS с точки зрения регулирования и в целях минимизации рисков банковской деятельности субъективное мнение инспектора является приоритетным. При этом, инспектора не вправе давать оценку по отдельному компоненту CAMELS, выявляя и проверяя только факты. Оценку по каждому компоненту и общий рейтинг банка выставляет руководитель инспекции.

      Плановыми проверками банков  обязательно должно быть предусмотрено  проведение проверок крупных  и проблемных банков – не  менее одного раза в год,  остальных учреждений – по  мере необходимости. При этом  частота проверок устанавливается,  исходя из возможного или уже  имеющегося ухудшений положения  дел в банке. Крупным банком  считается тот, сума активов  которого на начало года равна  или превышает 100 млн. долл. США  в эквиваленте в тенге по  курсу НБ РК,

      Особое значение имеют инспекции  проблемных банков. Проблемным считается  тот банк, текущие расходы которого  превышают доходы, также 30% классифицируемых  активов которого является безнадежными.  Причисление банка к числу  проблемных сопряжено с применением  мер воздействия, конкретность которых устанавливается по итогам инспекторских проверок.

     Отечественные модели по определению  конкретности банков недостаточно  разработаны, основные причины  ухудшения состояния банков во  многом совпадают с  причинами,  приводящим к неплатежеспособности  зарубежные коммерческие банки.

      Предпосылки, приводящие к возникновению  проблем в кредитных учреждениях  проявляются в следующем:

- недостаточная  квалификация руководства банка,  приводящая к слабой организации  банковского дела и неадекватному  управлению;

- низкая  квалификация сотрудников банка;

- скрытые  и явные нарушения нормативных  и законодательных документов;

- слабая  постановка службы внутреннего  контроля, потенциальная возможность  проведения сомнительных банковских  операций руководителями и сотрудниками;

- нарушение  сбалансированности по срокам  активно-пассивных операций;

- увеличение  разрыва ликвидности в результате  выдачи льготных кредитов;

-недостоверность  принимаемого залогового обеспечения  и гарантий по кредитам;

- снижение  доли высоко ликвидных активов  ниже допустимого уровня;

- частные  нарушения открытой валютной  позиций;

- недосоздание  провизии по принимаемым кредитным  рискам;

-снижение  доходов банка при росте дебиторской  и кредиторской задолженностей;

- уменьшение  величины собственных средств  (капитала), ведущее к слабой защищенности  средств кредиторов.

      Итогом проведения инспекции  является система рейтинговой  оценки CAMELS, согласно которой выставляется общий рейтинг банка на основе проверки, анализа и оценки каждого из нижеприведенных компонентов:

«C» - адекватность капитала;

«A» - качество активов;

«M» - менеджмент;

«E» - доходность;

«L» - ликвидность;

«S» - чувствительность к изменениям на рынке.

    Оформление результатов инспекции. По результатам проверки каждый инспектором по проверяемому вопросу составляется индивидуальный отчет. В случае наличия возражений у должностных лиц банка, она в письменном виде прилагается к подписанному отчету инспектора. Результаты проверки являются основанием для применения АФН ограничительных мер воздействия и санкций согласно банковскому законодательству.

 

 

 

 


Информация о работе Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание