Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:35, лекция

Описание работы

Отрасли были четко разграничены и большей частью имели хорошие перспективы роста. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название производственный стереотип.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.docx

— 257.91 Кб (Скачать)

      Действующий механизм надзорной  деятельности АФН РК ориентирован  на мировые принципы банковского  надзора, выработанные Базельским  соглашением государств с развитыми  банковскими системами.

     Становление казахстанской банковской  системы сопровождалось освоением  мировой  банковской практики  адаптации деятельности отечественных  банков к международным стандартам.

      Функционирование системы банковского  надзора можно рассматривать  с двойственных позиций непосредственного  осуществления надзорных функции  внутри корпоративной банковской  системы и с выходом на выполнение  задач денежно-кредитной политики  и экономической политики государства  в целом.

     На макроэкономическом уровне система банковского надзора – инструмент денежно-кредитной политики государства, регламентирующего и направляющего деятельность банков второго уровня и других финансовых учреждений в соответствии с целями и задачами денежно-кредитной политики. Обеспечивает ее проведение и исполнение  на основе укрепления надежности функционирования банковской системы, содействуя тем самым экономическому росту.

      На микроэкономическом уровне задачи банковского надзора независимо от развитости банковской системы, направлены на:

- формирование  финансово-устойчивой банковской  системы

- повышение слаженности и эффективности  работы банковского сектора посредством  применения единых подходов и  принципов банковской деятельности.

-защиту интересов  вкладчиков, помещающих свои средства  в банки, и укрепления доверия  их к банковской системе.

- содействие  развитию здоровой конкуренции  внутрибанковского сектора и  предотвращении крупной концентрации  финансовой власти.

      Переориентацию банковских денежных  потоков, в том числе в реальный  сектор экономики.

      Банковский надзор в административно-распределительной  системе не существовал, и в  нем не было необходимости,  поскольку эмиссия наличных и  безналичных денег производилось  монопольно Государственным банков  СССР. В условиях рыночной экономики  и двухуровневой банковской систем  эмиссия безналичных денег осуществляется  посредством банковских операции  системой коммерческих банков, а  эмиссия наличных денег -  Государственным  Центральным банком или Национальным  банком республики.

2. Цели  и задачи банковского надзора

Целью банковского надзора  является:

  1. защита клиентов банка от всевозможных рисков
  2. защита вкладчиков от плохого управления и мошенничесства
  3. защита фондов от потерь

Банковский надзор направлен, на обеспечение безопасной и крепкой  банковской системы, предотвращение ее нестабильности.

Задачи банковского  надзора:

- обеспечение соблюдения законов  и установленных правил в банковской  деятельности. В интересах страны, населения, клиентов и учредителей   банков.

- обеспечение  соответствия деятельности банков  денежно-кредитной, валютной и  финансовой политике государства;

- обеспечение  укрепления и совершенствования  работы отдельных банков и  банковской системы в целом,  повышение уровня банковского  дела в стране;

- внедрение   развития широкого круга банковских  услуг в интересах населения  и экономики в целом.

  1. Методы банковского надзора

Методы  банковского надзора обеспечивают организационное единство действующих  инструментов денежно-кредитной политики по единым нормативно-регуляторным принципам, обеспеченной единой методологией регулирования.

     Процесс банковского  надзора имеет два метода: регулирующий  и ревизионный.

     Регулирующий метод является самым распространенным. Он осуществляется по данным отчетности в АФН РК.

Процесс регулирования  начинается еще до начала деятельности банка, т.е. при открытии банках нему предъявляется, по Закону  «О банках…» обязательные требования со стороны  НБ РК и АФН РК: требования к размеру  уставного фонда, к видам операций, к руководящему составу учредителей  и др.

      Ревизионный метод. АФН осуществляет ревизионные проверки банков с целью выявления недостатков в их финансово-хозяйственной деятельности, нарушения законодательства и нормативов. Ревизионный метод контроля и надзора направлен на обеспечение стабильности, надежности и законности действия банков.

     Система организации банковского  надзора предусматривает четкое  разделение функции между сотрудниками, осуществляющими дистанционный  надзор, а также сотрудниками  проводящими инспектирование банков. При этом обеспечивается их  тесное взаимодействие, что позволяет  значительно повысит эффективность  надзора, выявляя при этом проблемы  банка на стадии зарождения  их дальнейшей оценки.

     Эффективность надзора зависит от результатов ежемесячного анализа составляемого по форме «Статус-Репорт», в которой дается подробная информация о финансовом состоянии банка с использованием форм финансовой отчетности, а также содержится оценка по компонентам системы CAMELS, за исключением качества менеджмента.

      Используемое в настоящее время  программное обеспечение «BOSS», имеющее в основе анализ коэффициентов, позволяет оценить показатели деятельности банка в сравнении с группой подобных учреждений.

      Эффективный надзор банков второго  уровня представляется следующей  схемой:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 – Система  эффективного банковского надзора  в Республике Казахстан

Эффективность надзора =f (Pn, Ks) -- max

 

где:      Pn - соблюдение норм достаточности капитала и пруденциальных

                   нормативов;

            Ks – рост собственного капитала банков или оплаченного уставного

                   капитала.

Представляется  возможность решения поставленной проблемы путем систематизации фактического выполнения по таким показателям:

- коэффициент  достаточности собственного капитала;

- коэффициент  ликвидности;

- максимальный  размер риска на одного заемщика;

- состояния  качества активов;

- эффективность  инспектирования на местах;

- минимальный  размер уставного капитала.

      Дистанционный надзор – это аналитический метод разумного надзора, который заключается в систематическом анализе, предоставленный банками отчетности на ежемесячной и квартальной основе. Осуществляется по системе «BOSS» на основе отчетов, документов, сведений. Это ежедневный контроль.

      Дистанционный надзор – это регулирование выполнения банками нормативов, установленных правилами о пруденциальных нормативах.

Согласно данному документу  установлены обязательные к соблюдению банками второго уровня пруденциальные нормативы для обеспечения финансовой устойчивости банка, достижения стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов вкладчиков) и методы их определения. Минимальный размер собственного капитала банков устанавливается и  уточняется АФН РК (Нацбанком).

Норматив отношения капитала 1 уровня к сумме его активов 

К1 = (К1-Ик)/А > = 0.06

Коэффициент достаточности собственных средств с определением капитала 1 и 2 уровня и расчета достаточности собственных средств по формуле:

К1 =

где:      К – собственный капитал 1 уровня.

            ИК-  инвестиции банка в акции и субординированный долг других   

юридических лиц.

            А – сумма всех активов в  соответствии с консидилированным    

                   балансом банка.

     Норматив отношения собственного  капитала банка к сумме его  активов, взвешенных по степени  риска К2 < =0,12.

     Нормативы максимального риска  на одного заемщика, для заемщиков,  являющихся лицами, связанными с  банком особыми отношениями К3.1 <=0,10   и   К3.2 <=0,25 для прочих заемщиков.

 

Коэффициент ликвидности  К4 >=0,2.

Коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы К5 = И/К<=0,5.

      Лимиты открытой валютной позиций установлены в размере, не превышающем 10% от величины собственного капитала банка и размер валютной нетто-позиций в размере 25% от величины собственного капитала.

       Если дистанционный надзор выявляет  отклонения от установленных  нормативных коэффициентов, инспекционный  надзор уточняет наличие и  причины возникших рисков, то  банковское регулирование включает  как функции банковского надзора,  так и дополнительные функции  по управлению деятельностью банков. А именно: принудительные меры воздействия по результатам дистанционного и инспекторского надзора, процесс банкротства и ликвидации банков, процесс открытия банков и лицензирования.

       Дистанционной надзор ведется постоянно в отличие от инспекционного, поскольку последний производится периодично. Период между очными инспекциями за деятельностью банков может длиться год-полтора, проверки отличаются широтой инспекторского задания. Обе формы надзора одинаково предусматривают анализ, оценку, рекомендации, исправительные меры и растущее использование классификационной американской методики CAMELS.

      Недостатком дистанционного надзора  могут быть недостоверность и  ошибки в представленной отчетной  информации, заведомо сокрытие нарушений.

       При наличии  банков, не выполняющих пруденциальные  нормативы в ходе дистанционного  надзора, возрастает необходимость  надзорной инспекции. Причем не  только за неблагополучными банками,  но и за благополучными банками,  поскольку нередки случаи неправильного  учета рисков, не доначисления  резервов, что может быть перевести  банк из числа благополучных  и финансово устойчивых в число  проблемных с соответствующим  понижением частных и общих  рейтингов. Если мировая практика  управления на основе нормативов  предполагает получение отчетности  для дистанционного надзора лишь  в случаях отклонения от заданных  параметров функционирования, то  в практике казахстанского дистанционного  банковского надзора усилены  требования к регулярному предоставлению  отчетных данных. Это является  оправданным для проведения систематизированного  дистанционного мониторинга.

Единые стандарты  бухгалтерского учета позволили  автоматизировать систему дистанционного надзора с проведением ежеквартального  комплексного анализа «Статус-репорт»  всех крупных, а также проблемных банков, имеющих рейтинги – 3-«посредственный, 4-«предельный», 5-«неудовлетворительный» согласно классификационной схеме  CAMELS.

       В анализ включены стандартный  набор коэффициентов и статистическая  информация, обрабатываемая «Системой  дистанционного надзора «BOSS» и сопровождаемая письменным комментарием, достаточным для подтверждения рейтингов.

Инспекционный надзор оценивает, как правило, величину банка по его активам, степень аффилированности, знакомится с оценками рисков внутреннего и внешнего аудита, мнением курирующего супервизора. Производится периодически, с выездом инспектора в учреждение.

Полномасштабная очная инспекция основывается на проверке стратегии, процедур совершения банковских операций, уровня работы персонала  и систем контроля. Серьезные упущения в одном или нескольких компонентах  дают основания говорить об неудовлетворительном управлении рисками. Система управления рисками важна для каждого  банка, но его сложность различна и зависит от размеров и структуры банковского учреждения. Малые банки носят менее формализованную структуру управления рисками по сравнению с крупными.

      Инспектирование (проверка) деятельности  банка проводиться с целью  определения его реального финансового  и институционального состояния  путем изучения его деятельности  в целом или по отдельным  вопросам, достоверности данных  отчетов и сведений, представляемых  в АФН и НБ РК, а также  определения соответствия действии (решений) руководящих работников  либо отдельных сотрудников банка  действующему законодательству. Инспекция  производится Департаментом банковского  надзора самостоятельно или с  привлечением других структурных  подразделений и других организаций.

     У банков имеющих пять и  более филиалов, проверке подлежат  как правило, только значимые  из них. Значимым филиалом банка  считается тот, активы которого  составляет 10 и более процентов.

Инспекция производится по вопросам и срокам указанным в  задании АФН РК. По если результатам  составляется отчет в соответствии с правилами проведения АФН инспектирования  банков второго уровня.

Различают следующие виды инспекции:

1) комплексная

2) ограниченная

Информация о работе Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание