Принятие управленческих решений.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Разработка и принятие управленческого решения — один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Каждый менеджер знает, что, прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель: стратегическую (на долговременную перспективу) и тактическую (для конкретного действия). Дело в том, что это решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится ко всей организации в целом, и поэтому повышается ответственность за принятие управленческих решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.

Работа содержит 1 файл

Курс. Принятие УР.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

    Факторы, рассматриваемые  при принятии управленческих решений. Под факторами, связанными с ресурсами понимают время, денежные средства и производственные возможности. Под производственными возможностями здесь подразумеваются такие разнообразные вещи, как наличие материалов, деталей, техническое и научное мастерство, организационные возможности и т. д. Для инженерных решений характерно, что без специального изучения или исследования информация о существенных сторонах таких факторов может оказаться недостаточно полной.

    К техническим факторам относятся  факторы, которые непосредственно  связаны с инженерным анализом или  выработкой требований к конструкции. Обычно технические факторы являются конкретными и выражаются количественно.

    Кроме ресурсов и технических факторов, в ходе принятия решений важную роль играют чисто человеческие факторы. Эти факторы выражают не только требования политической или социальной целесообразности осуществления или достижения альтернативы, но и требования человеческой этики и морали. Для принятия правильного решения требуется не только техническая компетентность в оценке ресурсов и технических факторов, но и учет чисто человеческих факторов.

    Рациональный  порядок принятия управленческих решений. Прежде чем задача принятия решений примет форму, поддающуюся анализу одним из научных методов, необходимо рассмотреть большое число факторов и исключить многие альтернативы. До этого решение можно принять лишь субъективно либо путем угадывания. Важно как можно полнее уяснить обстоятельства, в которых происходит принятие решений. Для этой цели здесь кратко излагается методика преобразования ситуации принятия решений к такому виду, когда становится возможным применение одного из разнообразных научных методов:

    1. Формулируется цель.

    2. Составляется возможно более  полный список альтернатив. (Здесь  необходимы творческий подход и изобретательность).

    3. Составляется возможно более  полный перечень факторов.

    4. Список рассматриваемых факторов  используется для уменьшения  числа альтернатив, при этом обращается внимание на причину исключения каждой альтернативы. На, данном этапе можно увидеть, что многие альтернативы нереальны. Другие альтернативы могут оказаться в высшей степени нецелесообразными. Этот процесс может быть крайне субъективным, и в некоторых случаях он строится на догадках. Однако если нужно принять решение, то другого выбора нет. В построении этих субъективных догадок и вынесении суждений о ценности как раз и проявляется искусство лица, принимающего решение. Следует помнить, что одной из альтернатив может быть альтернатива вообще не принимать никакого решения в данный момент, пока один, из факторов (например, время) не исключит эту альтернативу из списка.

    5. Оставшиеся альтернативы используются  для сокращения списка факторов, часть которых теперь уже можно не рассматривать. Другие факторы могут в одинаковой степени относиться ко всем оставшимся альтернативам, и поэтому их тоже не нужно больше рассматривать.

    Вопрос  о том, сколько времени нужно  отводить на анализ альтернатив, в значительной мере является искусством. Кроме того, приходится решать вопрос о том, стоит ли придерживаться однажды принятого решения или необходим его пересмотр. Ответы на эти вопросы в свою очередь связаны с принятием определенных решений, однако в настоящее время они в значительной мере определяются вкусом, склонностями и личными качествами. 

2.3. Сущность процесса  принятия управленческого  решения

    Понятие "решение" в научной литературе трактуется по-разному. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора.

    Решение как процесс характеризуется  тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи  с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно  трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение с помощь определенных правил.

    Решение как результат выбора представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т.п.).

    Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

возможность выбора из множества альтернативных вариантов:

  • если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
  • наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
  • необходимость волевого акта руководителя при выборе решения, так как субъект принятия решения формирует его через борьбу мотивов и мнений.

    Управленческие  решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

    Само  по себе принятие решения есть компромисс. Принимая решения, необходимо взвешивать суждения о ценности, что включает рассмотрение экономических факторов, технической целесообразности и научной необходимости, а также учитывать социальные и чисто человеческие факторы. Принять «правильное» решение, – значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех этих разнообразных факторов будет оптимизирована общая ценность.

    Часто бывает необходимо несколько поступиться  одной из характеристик (например, надежностью), с тем чтобы получить выигрыш  в другой (например, в затратах). Задачей  лица, принимающего решения, является отыскание альтернатив, представляющих собой оптимальный компромисс при учете всех рассматриваемых факторов.

    В некоторых случаях оптимальный  компромисс можно найти, обращаясь  к научным методам принятия решений, т. е. используя математические методы оптимизации, теорию вероятностей, математическую статистику или теорию полезности. В других случаях принятие решений является исключительно сложным вопросом, который носит субъективный характер и предполагает учет неколичественных человеческих факторов и суждений о ценности. Однако наиболее часто при принятии решений производится учет как количественных, так и качественных факторов, которые должны рассматриваться одновременно.

    Есть  мнение, что принятие решений по существу является искусством. Это убеждение прочно укоренилось в сознании многих людей, занятых в сфере административного и государственного управления. Однако появление вычислительной техники и успехи, достигнутые в разработке научных методов принятия решений, привели к изменению этих взглядов. Ранее считалось, что принятие решений носит полностью качественный характер и является субъективным делом. В настоящее время в этой области интенсивно внедряются количественные методы.

    Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех фактов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

    Руководители  обязаны постоянно и всесторонне  изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

    Количество  информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

    Поскольку руководитель имеет возможность  выбирать решения, он несет ответственность  за их исполнение. Принятые решения  поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

 
 
 

3. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА

ПРИМЕРЕ   ОАО «СНЕЖИНКА»
 

3.1. Характеристика объекта исследования 

     

    Процесс принятия управленческого решения  будет производиться на примере  предприятия ОАО «СНЕЖИНКА».

    Предприятие занимается продажей исключительно  лицензионных аудио и DVD дисков, а также дисков с компьютерными играми и программным обеспечением. Помимо розничной продажи на предприятии действует система проката фильмов. Магазин работает уже более одного года, и за этот период уже приобрел своих постоянных клиентов и авторитет предприятия, где реализовывают только качественную продукцию. Говоря о нынешнем положении дел, необходимо отметить, что в данный момент доходы предприятия с прошлым годом увеличились, этому содействовала увеличение количества клиентов нашего отдела, и это привело к тому что мы не в силах справляться сами с большим количеством клиентов и в связи с этим на нашем предприятии возник вопрос о найме работников (девушек) двух в помощь нам.

    Для этого необходимо было сначала определить кто нам нужен, чем они будут  заниматься и какой у них будет  график работы. Реализовать идею  начали с того что дали объявление в газету о поиске консультанток,  двух девушек (студенток)  на неполный рабочий день в отдел диски и наш контактный телефон. Претенденток на работу было много, наверное из-за того что нам требовались девушка на неполный рабочий день, а это очень удобно для студентов.

    И у начальников предприятия возникла проблема принятия решения, ведь от этого решения зависит дальнейшая судьба предприятия.    
 

3.2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ  И ПРИНЯТИЯ УПРПАВЛЕНЧЕСКОГО  РЕШЕНИЯ 

       Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок. Основные этапы разработки и принятия решения состоят из:

      1. Подготовка к разработке управленческого  решения

      2.  Непосредственная разработка  решения

      3.  Принятие решения, его реализация  и оценка полученного результата. Каждый из этих этапов содержит  ряд промежуточных задач которые необходимо   выполнить.        

     Первый   пункт   -    подготовка   к   разработке управленческого  решения, включает следующие промежуточные  задачи:

     •   Получение информации о ситуации

     •   Определение целей

     •   Разработка оценочной системы

     •   Разработка прогноза развития  ситуации

Второй этап - разработка управленческого решения, содержит такие этапы как:

     •    Генерирование альтернативных вариантов  решений

     •    Экспертная     оценка     основных     вариантов     управляющих воздействий

И третий блок составляют такие задачи как:

     •   Коллективная экспертная оценка

     •   Принятие решения ЛПР

     •   Разработка плана действий

     •   Контроль реализации плана

     •   Анализ результатов  развития  ситуации после управленческих воздействий

    

Первый этап:

  • Нам нужно определится для чего они нам нужны, кто нам нужен, чем они будут заниматься, какой график работы у них будет и какая у них будет заработная плата.
  • Нам нужны две девушки для помощи уже имеющемуся персоналу, это должны быть девушки коммуникабельные, привлекательные, со среднее образование, без вредных привычек, обязательно студентки потому что они будут работать не полный рабочий день и чтобы хорошо разбирались в музыке, фильмах и играх чтобы могли помочь любому нашему клиенту.
  • Начали мы с того что дали объявление в газету, телевидение и в магазине повесили напечатанное объявление с нашими требованиями для всех желающих кто хочет работать у нас, с контактным телефоном.  
  • Подбор будет осуществляться на конкурсной основе в форме собеседования с каждой из претенденток.
  • Мы должны провести собеседования со всеми претендентками, выслушать всех, опросить всех кто что знает и выбрать ту которая нам больше всего подходит.
  • Мы обдумали и ту ситуацию если не одна из претенденток нам  не подойдет, мы просто не сможем выбрать ту которая нам нужна или мы ее примем, а они плохо покажут себя на испытательном сроке.
  • Мы придумали пути решения проблем которые могут возникнуть, и нам пришла идея что мы должны отбирать претендентом по особым критериям (по манере общения на собеседовании, по их поведению, по их увлечениям и их желанию работать у нас).
  • Чтобы не ошибиться в выборе претенденток мы решили что  более справедливо, корректно и правильно будет это  коллективное принятия решение о приеме на работу.

Информация о работе Принятие управленческих решений.