Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:44, контрольная работа
В данной работе я поставила цель дать общее понятие принятия решений, выяснить какие же методологические нормы должен соблюдать менеджеры в организации, чтобы принимать эффективные и действенные решения. В заключении моей работы мне хотелось бы ответить на вопрос, как руководитель может действовать более рационально и систематизировано, чтобы его решения были наиболее эффективными.
Введение ………………………………………………………………………3
Понятие управленческих решений. Классификация……………………….4
Методология принятия решения в организации……………………………6
Организация разработки управленческих решений………………………..7
Методы принятия решений…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………15
Содержание
Введение ………………………………………………………
Понятие управленческих решений. Классификация……………………….4
Методология принятия решения в организации……………………………6
Организация разработки управленческих решений………………………..7
Методы принятия решений…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Важность проблем, связанных с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников, представляющих далекие друг от друга области научных и технических знаний. В данной сфере принятие решений процесс систематизированный.
Мне интересна выбранная мною тема для работы, так как принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления. Это "центр", вокруг которого вращается жизнь организации. Многолетний опыт принятия решений сходился всего лишь на интуитивном полагании на свой опыт. Но ответственность за принятие организационных решений - тяжелое моральное бремя, от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений. Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества: искусство анализа ситуаций, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки в работе с людьми и другие.
В данной работе я поставила цель
дать общее понятие принятия решений,
выяснить какие же методологические
нормы должен соблюдать менеджеры
в организации, чтобы принимать
эффективные и действенные
Понятие управленческих решений. Классификация
Решение - это выбор альтернативы. (1)
В Большой советской энциклопедии дается следующее определение: "Решение - один из необходимых моментов волевого действия ... и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествующее фактическому действию, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения и т.п. Этот процесс заканчивается принятием решения". (2)
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера.
Принятие решений является основой управления. Каждая управленческая функция связана с несколько общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
Управленческое решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель такого решения - обеспечение движения к поставленным перед ним задачам. Поэтому наиболее эффективным управленческим решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
В таком аспекте можно
Решения, использующиеся в управлении, многообразны. Разные звенья управления создают множество решений. Для них имеется много различных причин и оснований, они распространяются на самые различные объекты и регулируют различные общественные отношения и взаимосвязи, возникающие во всех сферах экономики и общественной жизни.
Я приведу лишь две классификации, которые наиболее распространены в практике управления.
Классификация решений на основе используемых методов их принятия.
Индивидуальные решения. Руководитель
принимает решение
Консультационные решения. Руководитель привлекает к сбору и обработке информации, интерпретации фактов, разработке вариантов решения других людей. Решение принимается руководителем самостоятельно, с учетом полученной от консультантов информации.
Групповые решения. Руководитель не только
консультируется с другими
Каждый руководитель должен знать, в каких случаях и как часто следует использовать каждый из перечисленных подходов к принятию решений. (3)
Классификация управленческих решений по характеру целей. Существуют стратегические решения, которые определяют главные задачи. Причем нельзя недооценивать влияние этих решений на будущее организации. Выживание и рост фирмы зависит от стратегических решений, принятых сегодня.
Тактические решения, которые разрабатывают частные задачи. И оперативные решения, которые разрабатывают осуществление самых насущных задач.
Таким образом, мы видим, что существует
множество разных критериев, по которым
возможна классификация решений
и с помощью которых
Методология принятия решения в организации
Для начала разберемся в самом понятии
методология. Методология - это учение
о структуре, логической организации,
методах и средствах
* методологию управленческого решения;
* методы разработки
* организацию разработки
* оценку качества
Попытаемся коротко
Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
Методы разработки управленческих
решений включают в себя способы
и приемы выполнения операций, необходимых
в разработке управленческих решений.
К ним относятся способы
Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
Качество управленческого
Организация разработки управленческих решений
Итак, начнем с организации разработки управленческого решения.
В данной схеме я попыталась наиболее подробно отразить процесс принятия решений.
Первый этап на пути к разрешению проблемы - это диагностика проблемы. Диагностика - это определение проблемы. Первой фазой диагностики будет осознание и установление симптомов затруднения (примером могут служить низкая прибыль, плохой сбыт, чрезмерные издержки).
Также на данном этапе необходимо распознать характеристики решения.
1. Определение, является ли
2. Оценка уровней
3. Наличие одной или нескольких
целей. Многочисленные цели
Результатом данного этапа являются: четкая речевая формулировка проблемной ситуации, определение смысла проблемы, условий и основных требований.
Ошибки, возникающие на данной стадии:
* задание осознается чрезмерно
обобщенно, без учета
* предполагается такое условие, которое в данной задаче не содержится.
На следующем этапе необходимо собрать внутреннюю информацию (финансовые отчеты, компьютерный анализ, приглашение консультанта, т.е. внутри фирмы) и внешнюю информацию (необходимо собрать на основе формальных методов, используя внеорганизационный анализ рынка).
Увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от избытка не относящейся к делу информации. Поэтому в ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой. Релевантная информация - это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени.(6)
Ошибки, характерные для данной стадии:
* использование удобной или имеющейся информации вместо правдивой или необходимой, но труднодоступной;
* предпочтение одного
* принятие решения на основе
первоначальной информации и
затем сопротивление
* технические, вычислительные ошибки.(9)
Следующим этапов в процессе принятия
решения будет выявление
Как только определены факторы, ограничивающие
решение, менеджер может начинать работу
по поиску альтернатив или возможных
направлений действия для решения
проблемы. Многие из альтернатив легко
обнаружить. Они обычно известны из
предыдущего опыта, стандартны и
легко вписываются в
Однако нередко возникают
* мотивация на поиск;
* предоставление большего
* свободное обсуждение и
* опробование идеи другими
Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. При сравнении альтернатив существенную роль играют: системный анализ, предыдущий опыт руководителя, пробные попытки. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса.
Для данной стадии принятия решений
важно выявление ловушек
1. Бесконфликтное одобрение.
2. Неконфликтные изменения.
3. Защитное избегание. Одна из форм защитного избегания - делегирование. Руководитель не принимает решений, перекладывая на других, в одном случае на подчиненных, в другом - на непосредственного руководителя.
4. Сверхбдительность. Чрезмерная
тревожность или высокий