Принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Специализация управленческих функций и формы их координации. Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. Управленческие решения в организации могут быть разделены на:
жёстко обусловленные (детерминированные);
слабо зависящие от субъекта решения.
Проблема рациональности принимаемых решений. Главные отличия управленческих (организационных) решений. Методы и форма принятия решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Сущность и виды управленческих решений …………………………………..7
Методы принятия решений…………………………………………………….12
.

Работа содержит 1 файл

пур.docx

— 31.53 Кб (Скачать)

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Сущность и  виды управленческих решений …………………………………..7

Методы принятия решений…………………………………………………….12

.

 

ВВЕДЕНИЕ

       Особое место в теории управления  и социологии организации занимает  проблема руководства. Традиционно  под руководством принято понимать  отношения, возникающие в организации  в процессе и по поводу управления.

       Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность  и возможности контролировать  процессы и отношения в организации  предоставляются только одному  должностному лицу. Соответственно  руководитель—лицо персонифицирующее  ответственность, власть и право  контроля. Отношения единоначалия  во многом формируют иерархическую  пирамиду организации.

       Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями  закреплены за одним лицом  (руководителем), а он физически  не в состоянии осуществлять  его в полном объёме, руководитель  вынужден делегировать часть  своих полномочий подчинённым.  Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры.  Специализация управленческих функций  и формы их координации порождают  жёсткий рисунок функциональной  структуры современной организации.  В созданной таким образом  управленческой иерархии каждый  работник имеет собственного  руководителя и все, кроме рядовых  исполнителей, имеют подчинённых.  Отсюда вытекает специфика двойственной  формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный  отпечаток на образ его поведения.

     Говоря  о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений.

       Она занимает одно из центральных  мест в социологии организации.  Считая организацию инструментом  управления, многие социологи и  специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

       Характеризуя полный цикл управленческой  деятельности, состоящий из целепологания,  планирования, организации, координации,  контроля и корректировки целей,  легко заметить, что он, в конечном  счете, представлен в виде двух  элементов управления: подготовки  и осуществления управленческих  решений. Именно поэтому решения  – центральный элемент управления  и организации.

       В социологической литературе  существуют разнообразные точки  зрения на то, какие решения,  принимаемые человеком в организации,  считать управленческими. Некоторые  специалисты относят к таковым,  например, решение о поступлении  человека на работу, решение об  увольнении с неё и т.п. оправданной  представляется точка зрения, согласно  которой к управленческим следует  относить лишь те решения, которые  затрагивают отношения в организации.

       Управленческие решения, таким  образом, всегда связаны с изменениями  в организации, их инициатором  обычно выступает должностное  лицо или соответствующий орган,  несущий полную ответственность  за последствия контролируемых  или реализуемых решений. Границы  компетенции, в рамках которой  он принимает решение, чётко  обозначены в требованиях формальной  структуры. Однако число лиц,  привлекаемых к подготовке решения,  значительно больше числа лиц,  облеченных властью.

       Подготовка управленческих решений  в современных организациях нередко  отделена от функции их принятия  и предусматривает работу целого  коллектива специалистов. В «классической»  теории управления она, как  правило, является функцией штабных  служб.

       Процесс осуществления решения  связан с реализацией специального  плана, который представляет собой  совокупность мероприятий, направленных  на достижение целей и сроков  их реализации. Разработка такого  плана – прерогатива соответствующих  служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке  привлекаются те, кто будет его  реализовывать, то есть непосредственные  исполнители.

       В литературе классификации управленческих  решений строятся по самым  разным основаниям. Одной из оправданных  с социологической точки зрения  представляется классификация А.  И. Пригожина: она учитывает  меру вклада субъекта решения  в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие  решения в организации могут  быть разделены на:

       жёстко обусловленные (детерминированные);

       слабо зависящие от субъекта  решения.

       К первым обычно относят либо  так называемое стандартизированное  решение (обусловленные принятыми  выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные  распоряжением вышестоящей организации.  Этот тип решений практически  не зависит от качеств и  ориентации руководителя.

       Другой тип решений – так  называемые инициативные решения,  где качества руководителя накладывают  серьёзный отпечаток на характер  принимаемых решений. К ним  относятся решения, связанные  как с локальными изменениями  в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.

       Большое место среди перечисленных  факторов уделяется проблеме  надёжности информации, организации  коммуникации, помехам, возникающим  в ходе передачи информации. В  числе последних большое место  уделяется положениям, связанным  со спецификой ролевой позиции  и интересов тех, кто перерабатывает  информацию в процессе её прохождения  от нижних ярусов организации  до субъекта решения.

       Одним из важных факторов, влияющих  на качество управленческих решений,  является число ярусов в организации,  увеличение которых ведёт к  искажению информации при подготовке  решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. 

       Этот же фактор способствует  запаздыванию информации, которую  получает субъект решения. Это  и обуславливает постоянное стремление  сократить число ярусов управления (уровней) организации.

       Не меньшее значение приобрела  в теории организаций проблема  рациональности принимаемых решений.  Если первые теоретики социологии  управления рассматривали подготовку  решения как целиком рациональный  процесс, то, начиная с середины 50-х гг. распространение получил  подход, согласно которому данный  процесс считается ограниченно  рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

       Серьёзной проблемой, связанной  с эффективностью организации,  является также проблема выполнения  принятых решений.

       До трети всех управленческих  решений не достигают своих  целей по причине невысокой  исполнительской культуры. В нашей  и зарубежных странах социологи,  принадлежащие к самым разным  школам, пристальное внимание уделяют  совершенствованию исполнительской  дисциплины, включению рядовых сотрудников  в разработку решения, мотивации  такой деятельности, воспитанию  «фирменного патриотизма», стимулированию  самоуправления.

1.Сущность  и виды управленческих  решений 

       Принятие решений, так же как  и обмен информацией, - составная  часть любой управленческой функции.  Необходимость принятия решений  возникает на всех этапах процесса  управления, связана со всеми  участками и аспектами управленческой  деятельности и является её  квинтэссенцией. Поэтому так важно  понять природу и сущность  решений.

       Что же такое решение? Попытаемся  дать сначала самую общую характеристику. Обычно в процессе, какой –  либо деятельности возникают  ситуации, когда человек или группа  людей сталкивается с необходимостью  выбора одного из нескольких  возможных вариантов действия. Результат  этого выбора и будет являться  решением. Таким образом, решение  – это выбор альтернативы.

       Каждому из нас ежедневно приходится  десятки раз что – то выбирать, на собственном опыте развивая  способности и приобретая навыки  принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.

       Любому поступку индивида или  действию коллектива предшествует  принятое решение. Решения являются  универсальной формой поведения,  как отдельной личности, так и  социальных групп. Эта универсальность  объясняется сознательным и целенаправленным  характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность  решений, их принятие в процессе  управления организацией существенно  отличается от решений, принимаемых  в частной жизни.

     1.1. Главные отличия управленческих (организационных) решений.

     Что же отличает управленческие (организационные) решения?

     Цели. Субъект управления (будь то индивид  или группа) принимает решение  исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем  конкретной организации.

     Последствия. Частный выбор индивида сказывается  на его собственной жизни и  может повлиять на немногих близких  ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации  в целом и её работников, и его  решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация  велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической  ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно  повысить уровень безработицы.

     Разделение  труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам  его и выполняет, то в организации  существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

     Профессионализм. В частной жизни каждый человек  самостоятельно принимает решения  в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный  процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник  организации, а только обладающий определёнными  профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

       Рассмотрев эти отличительные  особенности принятия решений  в организациях, можно дать следующее  определение управленческого решения.

     Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

       В процессе управления организациями  принимается огромное количество  самых разнообразных решений,  обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые  общие признаки, позволяющие это  множество определённым образом  классифицировать. Такая классификация  представлена в таблице:

     Таблица 1.

Классификационный

 Признак

Группы

 Управленческих  решений

Степень повторяемости проблемы Традиционные - Нетипичные
Значимость  цели Стратегические - Тактические
Сфера воздействия Глобальные - Локальные
Длительность  реализации Долгосрочные - Краткосрочные
Прогнозируемые  последствия решения Корректируемые - Некорректируемые
Метод разработки решения Формализованные - Неформализованные
Количество  критериев выбора Однокритериальные – Многокритериальные
Форма принятия Единоличные - Коллегиальные
Способ  фиксации решения Документированные - Недокументированные
Характер  использованной информации Детерминированные - Вероятностные

Информация о работе Принятие управленческих решений