Принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:56, реферат

Описание работы

Компетентность, обоснованность и оперативность принятия решений во многом определяет конкурентоспособность организации и успех ее деятельности. Поэтому процесс формирования специалистов в области менеджмента не ограничивается изучением общих концепций и методов управления. Он предполагает также освоение современных технологий и приобретение навыков принятия профессиональных

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие управленческих решений и их классификация……………….…..3
§1.1 Понятие управленческого решения……………………………………………….3
§1.2 Классификация управленческих решений…………………………………………3
Глава 2. Требования к обеспечению качества и эффективности управленческих решений…………………………………………………………………………………....6
§2.1 Критерии качества решений………………………………………………….….….6
§2.2 Оценка эффективности решений…………………………………………….….….8
Глава 3. Процесс принятия решений…………………………………………………….9
§3.1. Процесс принятия решений и его структура……………………………………...9
Глава 4. Принципы анализа и прогнозирования управленческих решений………... 11
§4.1 Принципы анализа управленческих решений………………………………..…..11
§4.2 Принципы прогнозирования управленческих решений……………………..…..12
Список литературы………………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту.doc

— 145.00 Кб (Скачать)


 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………..2

Глава 1. Понятие управленческих решений и их классификация……………….…..3

§1.1 Понятие управленческого решения……………………………………………….3

§1.2 Классификация управленческих решений…………………………………………3

Глава 2. Требования к обеспечению качества и эффективности управленческих    решений…………………………………………………………………………………....6

§2.1 Критерии качества решений………………………………………………….….….6

§2.2 Оценка эффективности решений…………………………………………….….….8

Глава 3. Процесс принятия решений…………………………………………………….9

§3.1. Процесс принятия решений и его структура……………………………………...9

Глава 4. Принципы анализа и прогнозирования управленческих решений………... 11

§4.1 Принципы анализа управленческих решений………………………………..…..11

§4.2 Принципы прогнозирования управленческих решений……………………..…..12

Список литературы………………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Компетентность, обоснованность и оперативность принятия решений во многом определяет конкурентоспособность организации и успех ее деятельности. Поэтому процесс формирования специалистов в области менеджмента не ограничивается изучением общих концепций и методов управления. Он предполагает также освоение современных технологий и приобретение навыков принятия профессиональных

решений, позволяющих избегать многочисленных ошибок и потерь.

В условиях рыночного механизма регулирования экономики важнейшее место в области исследований по принятию решений, естественно, отводится разработке вариантов действий в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры, риска, конкурентной борьбы. Однако не меньшее значение имеет и стадия осуществления решений, оценки их фактической эффективности, т.к. именно от нее зависит действенность и эффективность управления. Кроме того, сегодня невозможно не учитывать психологические аспекты принятия решений, существенно влияющие на их результаты.

В реферате раскрывается роль процесса принятия решений в системе менеджмента, организация и технология разработки и оптимизации решений, а также организация выполнения и методы оценки эффективности решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие управленческих решений и их классификация.

§1.1 Понятие управленческого решения

Принятие решений, также как и обмен информацией – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а их (решений) непрерывная последовательность характеризует непрерывность процесса управления. Более того, только изучение процесса разработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, т.к. содержание управления раскрывается в содержании принимаемых решений. Поэтому так важно понять природу и сущность решений. Понимание характера управленческих решений зависит, прежде всего, от точки зрения на место и роль процесса принятия решений в системе менеджмента. С позиций системного анализа процесс управления является, в сущности, процессом решения проблем организации, возникающих по мере ее функционирования и развития. Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата или, точнее, оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя, таким образом, управленческий цикл. Это показывает, что всякое управление реализует вполне определенную последовательность трех основных этапов:

- определяет состояние управляемого объекта (идентификация проблемы),

- вырабатывает для данного состояния оптимальное воздействие (разработка и принятие решения) и реализует его (реализация решения).

Иначе говоря, смысл управленческой деятельности состоит в обеспечении достижения организацией поставленных целей. Содержание же управления заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей. В практике управления разработка таких мер осуществляется в форме принятия и исполнения решений. Разработка, принятие и реализация решений является, таким образом, концентрированным выражением самой сущности управления.

Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции, и направленный на достижение целей организации. Здесь необходимо отметить, что в теории принятия решений есть специальный термин– лицо, принимающее решение, или, сокращенно – ЛПР. Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т.п.) и на ком лежит ответственность за его результаты. 

§1.2 Классификация управленческих решений.

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Построение любой классификации определяется прежде всего позицией автора и набором признаков, положенных в

ее основу, поэтому существуют различные подходы к классификации управленческих решений. Важно только соблюдать несколько общепринятых требований к классификационным признакам, важнейшими из которых являются:

- существенность,

- постоянство,

- наблюдаемость.

И помнить о логичности и непротиворечивости полученной схемы: выделенные классы не должны пересекаться, т.е. если объект по какому-либо признаку отнесен к одной определенной группе, он не может одновременно относиться и к другой.

- СТЕПЕНЬ ПОВТОРЯЕМОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на обычные, рутинные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь произвести выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, новаторские решения, поиск которых связан, прежде

всего, с генерацией новых альтернатив.

- ЗНАЧИМОСТЬ ЦЕЛИ. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.

- СФЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ. Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.

- ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев, т.е. между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок - решение будет краткосрочным. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут

быть удалены на несколько лет.

-ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддаются корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е. являются корректируемыми. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых являются

необратимыми. полагаться на прошлый опыт и интуицию.

-МЕТОД РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ. Некоторые решения, как правило, рутинные, повторяющиеся могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определенному алгоритму. Другими словами, формализованное решение - это

результат выполнения заранее определенной последовательности действий.

Формализация принятия решений повышает эффективность управления за счет снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определенных, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и

нормативы. В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров. Конечно, на практике большинство решений занимают промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы, используемые в процессе принятия решений, будут рассмотрены ниже.

- КОЛИЧЕСТВО КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА. Под критерием выбора понимается какой-либо признак, показатель или характеристика, на основе которых производится сравнение и выбор альтернатив. Если выбор наилучшей альтернативы производится

только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И, наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений являются многокритериальными,

т.к. они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

-ФОРМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек, и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует

всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров

и специалистов. Такие групповые или коллективные решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определенные решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определенные решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Каждой форме принятия решений свойственны как преимущества, так и определенные недостатки. Единолично принятые решения более оперативны и позволяют реализовать принцип персональной ответственности за их результаты.

Коллегиальная форма принятия решений, разумеется, снижает оперативность управления и размывает ответственность руководителей, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.

- СПОСОБ ФИКСАЦИИ. По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документированные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа – закона, постановления, указа, приказа, распоряжения и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляются документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, не терпящих промедления ситуациях, или требующих особой конфиденциальности, могут и не фиксироваться документально.

 

Глава 2. Требования к обеспечению качества и эффективности управленческих решений.

§2.1 Критерии качества решений.

Довольно часто, говоря о требованиях к управленческим решениям, смешивают понятия «качество» и «эффективность». Рассматривая процесс принятия решений как последовательность двух взаимосвязанных, но, в то же время, самостоятельных стадий – разработки решения и его реализации – необходимо отметить в соответствии с этим двух модификаций управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного. По отношению к первому следует применять понятие качества, а ко второму – эффективность. Таким образом, качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами, качество управленческого решения – это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе

Информация о работе Принятие управленческих решений