Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:13, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка путей улучшения использования персонала на предприятии.
Исходя из цели задачи исследования следующие:
•провести исследование развития понятия персонала как важнейшего трудового ресурса современного предприятия;
• провести анализ основных понятий и нормативного регулирования вопросов использования трудовых ресурсов предприятия;
•проанализировать численность и структуру персонала предприятия на примере ОАО «ЗСМК»;
• установить обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;
•разработать направления улучшения использования персонала.
Введение ……………………………………………………………………..4
1 Теоретические аспекты изучения персонала …………………………..7
1.Персонал предприятия как важнейший ресурс …………………..7
1.2 Состав, структура, основные характеристики персонала и обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами ………………………….11
3. Цели, задачи и источники анализа использования трудовых ресурсов …………………………………………………………………………...15
2 Анализ показателей использования трудовых ресурсов ОАО «ЗСМК» …………………………………………………………………………...21
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЗСМК» ……………………………...21
2.2 Анализ численности, состава и структуры персонала предприятия ОАО «ЗСМК» …………………………………………………………………….27
2.3 Анализ методики отбора и подбора персонала ОАО «ЗСМК».……44
2.4. Основные направления улучшения использования трудовых ресурсов ОАО «ЗСМК» …………………………………………………….49
Заключение …………………………………………………………………57
Глоссарий …………………………………………………………………..59
Список использованных источников …………………………………………..61
Список сокращений ……………………………………………………………64
Приложение А ……………………………………………………………...66
Приложение Б ……………………………………………………………...67
Приложение В ……………………………………………………………...68
Приложение Г ……………………………………………………………...69
Приложение Д ……………………………………………………………...70
Приложение Е ……………………………………………………………...71
Приложение Ж ……………………………………………………………..72
Приложение И ……………………………………………………………...73
Приложение К . …………………………………………………………….74
Приложение Л ……………………………………………………………...76
Приложение М ……………………………………………………………..77
Приложение Д
Таблица 1.Д. – Структура персонала комбината по образованию
Образование |
01.01. 2004 |
01.01. 2005 |
01.01. 2006 |
01.01. 2007 |
01.01. 2008 |
01.01. 2009 | |
списочная численность, чел |
высшее профессиональное |
5889 |
6300 |
5939 |
5997 |
4999 |
4648 |
в т.ч. молодых специалистов |
578 |
555 |
466 |
360 |
316 |
334 | |
среднее профессиональное |
7401 |
7074 |
5892 |
5825 |
4253 |
3964 | |
в т.ч. молодых специалистов |
576 |
602 |
500 |
436 |
348 |
17 | |
начальное профессиональное |
7367 |
7379 |
6462 |
6655 |
4986 |
4478 | |
среднее |
9126 |
9048 |
7091 |
6873 |
4497 |
3601 | |
прочее |
311 | ||||||
Всего |
29783 |
29801 |
25384 |
25350 |
18735 |
17002 | |
доля образовательной группы в списочной численности, % |
высшее профессиональное |
19,8 |
21,1 |
23,4 |
23,7 |
26,7 |
27,3 |
в т.ч. молодых специалистов |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,4 |
1,7 |
2,0 | |
среднее профессиональное |
24,8 |
23,7 |
23,2 |
23,0 |
22,7 |
23,3 | |
в т.ч. молодых специалистов |
1,9 |
2,0 |
2,0 |
1,7 |
1,9 |
0,1 | |
начальное профессиональное |
24,7 |
24,8 |
25,5 |
26,3 |
26,6 |
26,3 | |
среднее |
30,6 |
30,4 |
27,9 |
27,1 |
24,0 |
21,2 | |
прочее |
1,8 | ||||||
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Приложение Е
Таблица 1.Е. – Структура принятого персонала по категориям и полу
Категория |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
кол-во принятого персонала, чел |
Рабочие |
1774 |
2267 |
2221 |
2748 |
2112 |
1727 |
Руководители |
39 |
49 |
25 |
29 |
36 |
120 | |
Специалисты |
176 |
159 |
123 |
140 |
124 |
129 | |
Служащие |
11 |
14 |
8 |
26 |
19 |
10 | |
Всего |
2000 |
2489 |
2377 |
2943 |
2291 |
1986 | |
в т.ч. | |||||||
мужчин |
1445 |
1797 |
1794 |
2231 |
1783 |
1540 | |
женщин |
555 |
692 |
583 |
712 |
508 |
446 | |
доля категории от принятой численности, % |
Рабочие |
88,7 |
91,1 |
93,4 |
93,4 |
92,2 |
87,0 |
Руководители |
2,0 |
2,0 |
1,1 |
1,0 |
1,6 |
6,0 | |
Специалисты |
8,8 |
6,4 |
5,2 |
4,8 |
5,4 |
6,5 | |
Служащие |
0,6 |
0,6 |
0,3 |
0,9 |
0,8 |
0,5 | |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 | |
в т.ч. | |||||||
Мужчин |
72,3 |
72,2 |
75,5 |
75,8 |
77,8 |
77,5 | |
Женщин |
27,8 |
27,8 |
24,5 |
24,2 |
22,2 |
22,5 |
Приложение Ж
Таблица 1.Ж.. – Структура принятого персонала по образованию
Образование |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
кол-во принятого персонала, чел |
высшее профессиональное |
394 |
462 |
366 |
400 |
302 |
361 |
в т.ч. молодых специалистов |
136 |
140 |
113 |
92 |
99 |
38 | |
после окончания СибГИУ |
89 |
116 |
64 |
69 |
72 |
37 | |
среднее профессиональное |
435 |
573 |
493 |
549 |
391 |
459 | |
в т.ч. молодых специалистов |
155 |
215 |
169 |
127 |
120 |
57 | |
после окончания: | |||||||
КИТ |
103 |
46 |
98 |
73 |
64 |
38 | |
начальное профессиональное |
680 |
987 |
936 |
1175 |
967 |
553 | |
после окончания: | |||||||
ПЛ 19 |
92 |
72 |
125 |
118 |
135 |
63 | |
ПУ 29 |
39 |
31 |
33 |
49 |
53 |
16 | |
ПУ 67 |
44 |
67 |
65 |
68 |
67 |
15 | |
среднее |
491 |
467 |
582 |
819 |
631 |
613 | |
Всего |
2000 |
2489 |
2377 |
2943 |
2291 |
1986 | |
доля образовательной группы в принятой численности, % |
высшее профессиональное |
19,7 |
18,6 |
15,4 |
13,6 |
13,2 |
18,2 |
в т.ч. молодых специалистов |
6,8 |
5,6 |
4,8 |
3,1 |
4,3 |
1,9 | |
после окончания СибГИУ |
4,5 |
4,7 |
2,7 |
2,3 |
3,1 |
1,9 | |
среднее профессиональное |
21,8 |
23,0 |
20,7 |
18,7 |
17,1 |
23,1 | |
в т.ч. молодых специалистов |
7,8 |
8,6 |
7,1 |
4,3 |
5,2 |
2,9 | |
после окончания: | |||||||
КИТ |
5,2 |
1,8 |
4,1 |
2,5 |
2,8 |
1,9 | |
начальное профессиональное |
34,0 |
39,7 |
39,4 |
39,9 |
42,2 |
27,8 | |
после окончания: | |||||||
ПЛ 19 |
4,6 |
2,9 |
5,3 |
4,0 |
5,9 |
3,2 | |
ПУ 29 |
2,0 |
1,2 |
1,4 |
1,7 |
2,3 |
0,8 | |
ПУ 67 |
2,2 |
2,7 |
2,7 |
2,3 |
2,9 |
0,8 | |
среднее |
24,6 |
18,8 |
24,5 |
27,8 |
27,5 |
30,9 | |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Приложение И
Таблица 1. И. – Распределение увольняемого персонала по причинам увольнения.
Причина увольнения |
2003 % |
2004 % |
2005 % |
2006 % |
2007 % |
2008 % |
По собственному желанию и соглашению сторон |
46,3 |
48,7 |
26,4 |
59,8 |
19,9 |
37,0 |
Нарушение трудовой дисциплины |
15,0 |
14,4 |
4,7 |
8,2 |
3,1 |
5,6 |
На пенсию на общих основаниях |
9,0 |
10,8 |
8,7 |
4,2 |
4,4 |
11,1 |
На пенсию СП 1 |
4,2 |
4,8 |
4,8 |
3,8 |
1,8 |
7,3 |
На пенсию СП 2 |
4,7 |
4,8 |
3,8 |
3,2 |
1,8 |
8,3 |
На пенсию матери инвалида |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
Итого уволено на пенсию |
17,9 |
20,4 |
17,3 |
11,2 |
8,0 |
26,7 |
По сокращению штатов |
5,2 |
0,3 |
3,9 |
2,2 |
4,4 |
5,6 |
На военную службу |
2,6 |
3,2 |
0,7 |
2,2 |
0,7 |
1,9 |
На учебу |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
По состоянию здоровья |
2,0 |
2,2 |
0,5 |
1,0 |
0,3 |
0,3 |
По смерти |
4,3 |
4,2 |
1,1 |
3,0 |
0,9 |
1,5 |
По инвалидности |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
0,1 |
0,3 |
По приговору суда |
0,4 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
По переводу на другое предприятие |
2,7 |
3,6 |
44,1 |
6,9 |
60,4 |
19,0 |
По окончании практики |
1,8 |
2,0 |
0,5 |
1,5 |
1,6 |
1,2 |
По истечению срока договора |
0,6 |
0,7 |
0,2 |
1,9 |
0,5 |
0,6 |
По окончанию временной работы |
2,6 |
2,9 |
0,7 |
1,1 |
0,1 |
0,2 |
Прочие |
0,4 |
0,1 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,0 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Приложение К
Таблица 1.К. – Анализ уволенного в 2008 г. персонала по причинам текучести в разрезе профессий
Наименование профессии |
ССЧ по профессии |
Уволено по текучести в 2008 году, чел |
K текучести, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Автоматчик холодновысадочных автоматов |
26,53 |
5 |
18,8 |
Аппаратчик воздухоразделения |
85,89 |
4 |
4,7 |
Аппаратчик очистки сточных вод |
27,15 |
1 |
3,7 |
Аппаратчик перегонки |
49,82 |
10 |
20,1 |
Аппаратчик получения сырого бензола |
14,77 |
0 |
0,0 |
Бригадир на участках основного производства |
45,22 |
5 |
11,1 |
Вальцовщик по сборке и перевалке клетей |
48,26 |
12 |
24,9 |
Весовщик |
75,31 |
5 |
6,6 |
Водитель автомобиля |
18,13 |
5 |
27,6 |
Выбивальщик отливок |
24,1 |
0 |
0,0 |
Газоспасатель |
52,11 |
3 |
5,8 |
Грузчик |
72,07 |
23 |
31,9 |
Дверевой |
38,58 |
5 |
13,0 |
Дозировщик |
60,39 |
7 |
11,6 |
Кладовщик |
53,31 |
4 |
7,5 |
Клеймовщик горячего металла |
70,07 |
2 |
2,9 |
Ковшевой |
65,7 |
5 |
7,6 |
Контролер в производстве черных металлов |
320,28 |
18 |
5,6 |
Кузнец на молотах и прессах |
50,44 |
0 |
0,0 |
Лаборант химического анализа |
205,18 |
17 |
8,3 |
Машинист конвейера |
201,69 |
15 |
7,4 |
Машинист крана(крановщик) |
176,6 |
12 |
6,8 |
Машинист крана |
678,92 |
30 |
4,4 |
Машинист паровых турбин |
23,13 |
2 |
8,6 |
Машинист снегоуборочных машин |
14,42 |
6 |
41,6 |
Машинист тепловоза |
281,14 |
5 |
1,8 |
Машинист шихтоподачи |
61,13 |
3 |
4,9 |
Машинист эксгаустера |
14,85 |
7 |
47,1 |
Машинист экскаватора |
75,21 |
13 |
17,3 |
Монтажник санитарно-технических систем и оборудования |
38,46 |
3 |
7,8 |
Монтер пути |
119,56 |
37 |
30,9 |
Информация о работе Основные направления улучшения использования трудовых ресурсов