Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 11:02, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является – изучение анализа рентабельности предприятия. Исходя из цели курсовой работы, нужно решить следующие задачи:
1. Изучить методические основы анализа рентабельности предприятия, а именно:
* определить задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа рентабельности предприятия;
* исследовать теоретические основы анализа рентабельности предприятия;
* изучить методика факторного анализа рентабельности предприятия;
* рассмотреть анализ рентабельности предприятия по системе «директ-костинг».
2. Провести анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Мелеузовский завод ЖБК», а именно:
* дать характеристика деятельности предприятия ОАО «Мелеузовский завод ЖБК"
* провести анализ рентабельности предприятия
* провести факторный анализ рентабельности
3. Рассмотреть пути повышения рентабельности предприятия, а именно:
* определить факторы, влияющие на изменение рентабельности предприятия
* предложить меры по повышению рентабельности
Введение............................................................................................................3
Глава 1. Методические основы анализа рентабельности предприятия.....................................................................................................6
1.1 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа рентабельности предприятия..........................................................6
1.2 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия..................................................................................................7
1.3 Методика факторного анализа рентабельности предприятия.........15
1.4 Анализ рентабельности предприятия по системе «директ-костинг»....................................................................................................18
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" ....................................................................23
2.1 Характеристика деятельности предприятия..................................23
2.2 Анализ рентабельности предприятия................................................30
2.3 Факторный анализ рентабельности...............................................33
Глава 3. Пути повышения рентабельности предприятия.......................37
3.1 Факторы, влияющие на изменение рентабельности предприятия.................................................................................................37
3.2 Меры по повышению рентабельности ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" ......................................................................................................38
Заключение..................................................................................................40
Список использованной литературы..........................................................44
Приложение 1..............................................................................................46
Рентабельность
(доходность) капитала исчисляется
отношением брутто-прибыли или чистой
прибыли к среднегодовой
В
процессе анализа следует изучить
динамику перечисленных показателей
рентабельности, выполнение плана по их
уровню и провести межхозяйственные сравнения
с предприятиями-конкурентами. [19]
1.3
Методика факторного
анализа рентабельности
предприятия
Факторный анализ означает, что общее воздействие на предмет исследования раскладывается на составляющие, каждая из которых также анализируется для выявления ее влияния на конечный результат. [18]
В процессе факторного анализа следует изучить влияние различных факторов на перечисленные показатели рентабельности.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
|
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Рис. 1.1 Схема зависимости рентабельности продукции (услуг) от основных факторов [15]
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности продаж по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
|
Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности продаж и инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
Чем
быстрее оборачивается капитал
на предприятии, тем меньше его требуется
для обеспечения
И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов. [13, c. 270-275]
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.1.2)
Рис.
1.2 Схема подсчета резервов
увеличения прибыли
от реализации продукции [13,
c.275]
1.4
Анализ рентабельности
предприятия по
системе «директ-костинг»
Методика анализа рентабельности, применявшаяся и применяемая на отечественных предприятиях, также не учитывает взаимосвязь затраты – объем - прибыль. По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, как мы уже убедились, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной. [16]
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).
МД=П+А,
откуда
П=МД-А.
С
помощью формулы можно
Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).
Поскольку
,
то
.
Данная формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.
При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции:
где В - переменные затраты за единицу продукции.
Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.
Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.
В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель .
Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):
; .
После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид
Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.
Методика анализа рентабельности по системе «директ-костинг» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели
Для факторный анализ рентабельности продаж в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).
Аналогичным образом производится факторный анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):
Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:
где Пб – балансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.
Аналогичным образом производится факторный анализ рентабельности продаж и в том случае, если коэффициент оборачиваемости капитала рассчитан не по дебетовому, а по кредитовому обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид
Преимущество
рассмотренной методики анализа
показателей прибыли рентабельности
состоит в том, что при ее использовании
учитывается взаимосвязь элементов модели,
в частности объема продаж, издержек и
прибыли. Это обеспечивает более точное
исчисление влияния факторов и, как следствие,
более высокий уровень планирования и
прогнозирования финансовых результатов.
Использование этого метода в финансовом
менеджменте отечественных предприятий
позволит более эффективно управлять
процессом формирования финансовых результатов.
Однако это станет возможным только при
условии организации планирования и учета
издержек предприятий по системе "директ-костинг",
т.е. их группировки на постоянные и переменные.
[19]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ
2.1
Характеристика деятельности
предприятия
Открытое акционерное общество "Мелеузовский завод ЖБК" специализируется на выпуске изделий для транспортного строительства и входит в тройку ведущих производителей железобетонных стоек для опор контактной сети и опор автоблокировки для электрификации железных дорог.
История завода начиналась в 1955 году, когда на площадке появились первые строители. Выбор места для строительства на отдаленный от центра страны небольшой рабочий поселок на юге Башкирии пал не случайно. В 1950 году через Мелеуз прошла железная дорога. Это давало возможность сообщения с другими районами страны. Кроме того, от станции еще в ходе строительства дороги протянули железнодорожную ветку к карьеру – отсюда возили для отсыпки строящихся путей балласт. Наличие железнодорожного сообщения, а также подтвердившееся геологами утверждение о больших запасах в этом районе инертных материалов решило судьбу будущего завода.
Производство железобетона началось в апреле 1957 года выпуском первой железобетонной стойки для опор контактной сети.
За
годы своего существования ОАО «
Сегодня
ОАО «Мелеузовский завод ЖБК»
– предприятие, состоящее из двух
формовочных и арматурного
Высокое качество продукции предприятия гарантировано за счет постоянного контроля качества на всех стадиях производства, рационального входного контроля, лабораторного сопровождения с проведением мониторинга испытаний, автоматизации технологических процессов. Полностью переведен на компьютерную систему управления процесс тепловлажностной обработки железобетона. На БСУ установлены современные дозаторы воды и химических добавок на тензометрических датчиках, которые позволяют с большой точностью производить взвешивание составляющих бетонной смеси. На дробильно-сортировочном участке - смонтирована система подогрева инертных материалов с автоматическим регулированием подачи пара в зависимости от температуры наружного воздуха.
Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия