Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является – изучение анализа рентабельности предприятия. Исходя из цели курсовой работы, нужно решить следующие задачи:
1. Изучить методические основы анализа рентабельности предприятия, а именно:
* определить задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа рентабельности предприятия;
* исследовать теоретические основы анализа рентабельности предприятия;
* изучить методика факторного анализа рентабельности предприятия;
* рассмотреть анализ рентабельности предприятия по системе «директ-костинг».
2. Провести анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Мелеузовский завод ЖБК», а именно:
* дать характеристика деятельности предприятия ОАО «Мелеузовский завод ЖБК"
* провести анализ рентабельности предприятия
* провести факторный анализ рентабельности
3. Рассмотреть пути повышения рентабельности предприятия, а именно:
* определить факторы, влияющие на изменение рентабельности предприятия
* предложить меры по повышению рентабельности

Содержание

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Методические основы анализа рентабельности предприятия.....................................................................................................6
1.1 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа рентабельности предприятия..........................................................6
1.2 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия..................................................................................................7
1.3 Методика факторного анализа рентабельности предприятия.........15
1.4 Анализ рентабельности предприятия по системе «директ-костинг»....................................................................................................18
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" ....................................................................23
2.1 Характеристика деятельности предприятия..................................23
2.2 Анализ рентабельности предприятия................................................30
2.3 Факторный анализ рентабельности...............................................33
Глава 3. Пути повышения рентабельности предприятия.......................37
3.1 Факторы, влияющие на изменение рентабельности предприятия.................................................................................................37
3.2 Меры по повышению рентабельности ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" ......................................................................................................38
Заключение..................................................................................................40
Список использованной литературы..........................................................44
Приложение 1..............................................................................................46

Работа содержит 1 файл

курсовая Алины по анализу.doc

— 450.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Башкирский  институт социальных технологий

(филиал) Академии труда и социальных  отношений

Факультет финансов и страхования

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: «Анализ рентабельности предприятия»

по дисциплине: «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия» 
 
 

Выполнила:

студентка 4 курса 

специальности

«Бух. учет, анализ и аудит»

Ишмаева Алина

Дата:__________________

Подпись:___________________ 

Научный руководитель:

К.э.н., доцент Гафарова Зилия Римовна

Оценка:_____________________________

Допуск  к экзамену:____________________

Подпись преподавателя________________ 
 
 
 

Уфа-2010

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение............................................................................................................3

Глава 1. Методические основы анализа рентабельности предприятия.....................................................................................................6

     1.1 Задачи, основные направления и  информационное обеспечение анализа рентабельности предприятия..........................................................6

     1.2 Теоретические основы анализа  рентабельности предприятия..................................................................................................7

     1.3 Методика факторного анализа  рентабельности предприятия.........15

     1.4 Анализ рентабельности предприятия  по системе «директ-костинг»....................................................................................................18

Глава 2. Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" ....................................................................23

     2.1 Характеристика деятельности предприятия..................................23

     2.2 Анализ рентабельности предприятия................................................30

     2.3 Факторный анализ рентабельности...............................................33

Глава 3. Пути повышения рентабельности предприятия.......................37

      3.1 Факторы, влияющие на изменение рентабельности предприятия.................................................................................................37

      3.2 Меры по повышению рентабельности ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" ......................................................................................................38

Заключение..................................................................................................40

Список  использованной литературы..........................................................44

Приложение 1..............................................................................................46

Приложение 2...............................................................................................47

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.

     В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. [16]

     Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия  в современных условиях, управленческому  персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

     Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и  важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли  не может охарактеризовать эффективность  использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам. [4, c.82]

     Рентабельность  есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

     Рентабельным  называют такое предприятие, которое  имеет прибыль, а значит, имеет  положительные показатели рентабельности. Если предприятие убыточно, то его  называют нерентабельным. Продукцию  называют рентабельной, если она приносит прибыль.

     Показатели  рентабельности предприятия очень важны при комплексном анализе его деятельности. На основании анализа рентабельности предприятия проводится инвестиционная политика, а на основании анализа рентабельности продукции - политика ценообразования.

Показатели  рентабельности характеризуют доходность с разных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Одна из групп показателей рентабельности - это показатели рентабельности капитала (активов). На основе данных показателей определяют доходность и эффективность использования имущества. [12, c.66-67]

     Рентабельность  дает понятие об отношении между  полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются все формы финансовой отчетности.

     Актуальность  данной курсовой работы состоит в  том, что на основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства. [9, c.56]

     Предметом исследования данной курсовой работы является рентабельность предприятия как обобщающий показатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта, а объектом исследования – ОАО «Мелеузовский завод ЖБК".

     Целью исследования данной курсовой работы является – изучение анализа рентабельности предприятия. Исходя из цели курсовой работы, нужно решить следующие задачи:

     1. Изучить методические основы анализа рентабельности предприятия, а именно:

  • определить задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа рентабельности предприятия;
  • исследовать теоретические основы анализа рентабельности предприятия;
  • изучить  методика факторного анализа рентабельности предприятия;
  • рассмотреть анализ рентабельности предприятия по системе «директ-костинг».

     2. Провести анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Мелеузовский завод ЖБК», а именно:

  • дать характеристика деятельности предприятия ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" 
  • провести анализ рентабельности предприятия
  • провести факторный анализ рентабельности

     3. Рассмотреть пути повышения рентабельности предприятия, а именно:

  • определить факторы, влияющие на изменение рентабельности предприятия
  • предложить меры по повышению рентабельности

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТЕБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

     1.1 Задачи, основные  направления и  информационное обеспечение  анализа рентабельности  предприятия 

      В широком смысле слова понятие  рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

     Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

     Анализ  рентабельности позволяет оценить  способность предприятия приносить  доход на вложенный в него (предприятие) капитал.

     Характеристика  рентабельности предприятия базируется на расчете четырех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала, основной деятельности и  рентабельности продаж.

     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности предприятия являются:

-   оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли;

-     анализ уровня и динамики показателей  рентабельности;

-   определение влияния факторов на рентабельность предприятия;

-   выявление резервов увеличения объема реализации рентабельной продукции и суммы прибыли. [13, 268-269]

     В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и  определяют факторы, оказывающие существенное влияние на его величину. Факторный  анализ осуществляют либо способом цепных подстановок, либо способом пропорционального деления. Факторами здесь могут служить объем реализованной продукции (V), ее структура (Уд. в.), себестоимость (С/с), средний уровень цен реализованной продукции (Ц) и финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ФР). При расчете рентабельности капитала кроме вышеперечисленных факторов среднегодовая сумма капитала зависит от скорости его оборота  коэффициента оборачиваемости (Коб.). Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. [19]

     На  дальнейшей стадии анализа определяются резервы увеличения прибыли, основными  источниками которых являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества производимой продукции и реализация ее на более выгодных рынках сбыта.

     Основными источниками информации для проведения  анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложение к бухгалтерскому балансу (прил. 2). 

     1.2 Теоретические основы  анализа рентабельности  предприятия 

     Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [7]. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. 
Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [8, c.72].

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия