Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является – изучение анализа рентабельности предприятия. Исходя из цели курсовой работы, нужно решить следующие задачи:
1. Изучить методические основы анализа рентабельности предприятия, а именно:
* определить задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа рентабельности предприятия;
* исследовать теоретические основы анализа рентабельности предприятия;
* изучить методика факторного анализа рентабельности предприятия;
* рассмотреть анализ рентабельности предприятия по системе «директ-костинг».
2. Провести анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Мелеузовский завод ЖБК», а именно:
* дать характеристика деятельности предприятия ОАО «Мелеузовский завод ЖБК"
* провести анализ рентабельности предприятия
* провести факторный анализ рентабельности
3. Рассмотреть пути повышения рентабельности предприятия, а именно:
* определить факторы, влияющие на изменение рентабельности предприятия
* предложить меры по повышению рентабельности

Содержание

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Методические основы анализа рентабельности предприятия.....................................................................................................6
1.1 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа рентабельности предприятия..........................................................6
1.2 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия..................................................................................................7
1.3 Методика факторного анализа рентабельности предприятия.........15
1.4 Анализ рентабельности предприятия по системе «директ-костинг»....................................................................................................18
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" ....................................................................23
2.1 Характеристика деятельности предприятия..................................23
2.2 Анализ рентабельности предприятия................................................30
2.3 Факторный анализ рентабельности...............................................33
Глава 3. Пути повышения рентабельности предприятия.......................37
3.1 Факторы, влияющие на изменение рентабельности предприятия.................................................................................................37
3.2 Меры по повышению рентабельности ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" ......................................................................................................38
Заключение..................................................................................................40
Список использованной литературы..........................................................44
Приложение 1..............................................................................................46

Работа содержит 1 файл

курсовая Алины по анализу.doc

— 450.00 Кб (Скачать)

     Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции [9, c.69].

     Каждое  предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

     Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении  эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

  • отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
  • отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов. [6, c.125-126]

     Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность  затрат по прибыли, полученной после реализации.

     Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

     Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определяется не законом средней  нормы прибыли, а устанавливается государством в плановом порядке с учетом уровня цен и себестоимости продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений. [10, c.86]

     Рентабельность  производства характеризуется системой показателей. Народнохозяйственная рентабельность определяется как отношение всей суммы денежных накоплений (прибыли и налога с оборота) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств или к полной себестоимости продукции. [14, c.230]

     Хозрасчетная  рентабельность, используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли  к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. В 2008 г. она составляла по промышленности 12,1%, в том числе: в машиностроении и металлообработке—12,2%, в черной металлургии— 10,7%, в нефтедобывающей— 19,2, в легкой—23,2, в пищевой промышленности—18,5%. Рентабельность промышленности, рассчитанная как отношение прибыли к полной себестоимости продукции, в 2001 г. составляла 16,2%, в том числе: пищевой—11,8, легкой промышленности— 12,3%. [18]

     Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.

Показатели  рентабельности в зависимости от параметра в знаменателе делятся на два вида: рентабельность предприятия и рентабельность продукции. В формуле рентабельности предприятия в знаменателе находятся статьи баланса (активов или пассивов), а в формуле рентабельности продукции — себестоимость или выручка.

     Во  время анализа рентабельности предприятия  аналитики обращают внимание не только на значения отдельных показателей  и их изменения, но и сравнивают их между собой.

     После анализа рентабельности предприятия  начинается анализ рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления нерентабельной и малорентабельной продукции, причин выпуска такой продукции и разработки решений с целью их устранения.

     Единственными факторами, влияющими на рентабельность единицы продукции являются: изменение отпускной цены и изменение себестоимости. В аналитической записке изменение и влияние этих факторов рентабельности продукции отмечается наравне с изменением самой рентабельности. [8, c.95-96]

     Рентабельность  всего капитала (совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.

, где

чистая прибыль,

валюта баланса на конец и на начало года. [15]

     Этот  показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной  политикой предприятия, так и  уровнем затрат на производство реализованной продукции. Существует два основных способа повышения рентабельности активов:

     1-ый - при низкой прибыльности продукции  необходимо стремиться к ускорению  оборачиваемости активов и его  элементов;

     2-ой - низкая деловая активность предприятия  может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или рост цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продукции.

     Рентабельность  собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.

, где

величина собственных средств  на начало и на конец года. [15]

     Рентабельность  основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.

, где

прибыль от реализации,

себестоимость реализованной продукции.

     Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

     Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости  единицы продукции. Чем лучше  используются основные производственные фонды, тем выше рентабельности производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.

     Этот  показатель свидетельствует об эффективности  не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. [6, c.45-46]

     Рентабельность  продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки.

, где

выручка от реализации продукции,

чистая прибыль предприятия. [15]

     Этот  показатель характеризует эффективность  предпринимательской деятельности (сколько прибыли имеет предприятие  с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как  в целом по предприятию, так и  по отдельным видам продукции.

     Если  рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Следовательно, мы должны обратиться к изучению этих факторов, чтобы найти корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности продукции, так как позволяет предположить сокращение спроса на продукцию. [11, c.159-160]

     Рентабельность  — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными ил и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  • показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп), ил и чистой прибыл и от основной деятельности (ЧП), ил и суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции(3рп).

     Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.

     Аналогичным образом определяется окупаемость  инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

     Рентабельность  продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия