Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является – изучение анализа рентабельности предприятия. Исходя из цели курсовой работы, нужно решить следующие задачи:
1. Изучить методические основы анализа рентабельности предприятия, а именно:
* определить задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа рентабельности предприятия;
* исследовать теоретические основы анализа рентабельности предприятия;
* изучить методика факторного анализа рентабельности предприятия;
* рассмотреть анализ рентабельности предприятия по системе «директ-костинг».
2. Провести анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Мелеузовский завод ЖБК», а именно:
* дать характеристика деятельности предприятия ОАО «Мелеузовский завод ЖБК"
* провести анализ рентабельности предприятия
* провести факторный анализ рентабельности
3. Рассмотреть пути повышения рентабельности предприятия, а именно:
* определить факторы, влияющие на изменение рентабельности предприятия
* предложить меры по повышению рентабельности

Содержание

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Методические основы анализа рентабельности предприятия.....................................................................................................6
1.1 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа рентабельности предприятия..........................................................6
1.2 Теоретические основы анализа рентабельности предприятия..................................................................................................7
1.3 Методика факторного анализа рентабельности предприятия.........15
1.4 Анализ рентабельности предприятия по системе «директ-костинг»....................................................................................................18
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" ....................................................................23
2.1 Характеристика деятельности предприятия..................................23
2.2 Анализ рентабельности предприятия................................................30
2.3 Факторный анализ рентабельности...............................................33
Глава 3. Пути повышения рентабельности предприятия.......................37
3.1 Факторы, влияющие на изменение рентабельности предприятия.................................................................................................37
3.2 Меры по повышению рентабельности ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" ......................................................................................................38
Заключение..................................................................................................40
Список использованной литературы..........................................................44
Приложение 1..............................................................................................46

Работа содержит 1 файл

курсовая Алины по анализу.doc

— 450.00 Кб (Скачать)

     Рентабельность  основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.

, где

прибыль от реализации,

  • себестоимость реализованной продукции.

     или 12,04%

     или 12,08%

      Из  расчета видно, что рентабельность основной деятельности ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" в 2009 году увеличилась незначительно – на 0,04%. На 1 рубль затрат приходится прибыли: в 2008 году – 12,04 копейки, в 2009 году – 12,08 копейки.

     Рентабельность  продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки.

, где

выручка от реализации продукции,

  • чистая прибыль предприятия.

      или 7,47%

     или 8,58%

      Из  расчета видно, что рентабельность продаж ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" в 2009 году увеличилась на 1,1%. На каждый 1 рубль выручки предприятие получает чистой прибыли: в 2008 году – 7,47 копеек, в 2009 году – 8,58 копеек.

      Для наглядности занесем полученные данные в таблицу 2.5.

      Таблица 2.5

      Показатели  рентабельности предприятия

Показатель  2008г. 2009г. Динамика 
Рентабельность  активов, % 15,4 17,4 +2,0
Рентабельность  собственного капитала, % 23,3 33,2 +9,9
Рентабельность  продукции, % 12,04 12,08 +0,04
Рентабельность  продаж, % 7,47 8,58 +1,1
 

     2.3 Факторный анализ  рентабельности 

     По данным финансовой отчетности рассчитаем влияние факторов на рентабельность активов ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" (табл. 2.6).

     Для расчета влияния факторов на показатель рентабельности активов используем следующую факторную модель:

    RА= x*y*z

    Влияние на изменение рентабельности активов (RА) факторов:

    а) RА (x) = (x1-x0)*y0*z0

    б) RА (y) = x1*(y1-y0)*z0

    в) RА (z) = x1*y1*(z1-z0)

    Таблица 2.6 

    Расчет  влияния факторов на рентабельность активов

    организации  (по данным ф. № 1 и  ф. № 2)

    Показатель
    2008г.
    200г.
    Изменение

    (+, -)

    1. Чистая прибыль  (убыток) отчетного периода, тыс.  руб., P
    343648
    609802
    +266154
    2. Стоимость  активов на конец года ,

    тыс. руб., A

    2815587
    4190763
    +1375176
    3.Собственный  капитал, тыс. руб., CK
    1666625
    2010043
    +343418
    4. Выручка (нетто)  от продажи товаров, продукции,  работ, услуг, тыс. руб., N
    4597656
    7106689
    +2509033
    5. Рентабельность  активов, % , P/A*100
    12,21
    14,55
    +2,34
    6. Рентабельность продаж, % , P/N*100, (х)
    7,48
    8,58
    +1,10
    7. Коэффициент  оборачиваемости собственного капитала, N/CK, (y)
    2,76
    3,54
    +0,78
    8. Коэффициент  автономии (независимости), CK/A, (z)
    0,592
    0,480
    -0,112
    9. Влияние факторов  на изменение

    рентабельности  активов:

   
    +1,79
    - рентабельности  продаж, %,  (x)
    X
    X
 
    - коэффициента  оборачиваемости собственного капитала  (у)
    X
    X
    +3,95
    - коэффициента  автономии (z)
    X
    X
    -3,40
    Баланс  отклонений, %
    X
    X
    +2,34
 

     Из  расчета видно, что за счет влияния  рентабельности продаж, рентабельность активов увеличилась на 1,79%, за счет влияния оборачиваемости собственного капитала рентабельность активов увеличилась на 3,95%, за счет влияния коэффициента автономии рентабельность активов уменьшилась  на 3,40%. Общее влияние составило +2,34%.

     Самое сильное положительное влияние  оказало увеличение оборачиваемости  капитала ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" на 0,78 оборотов. Сильное отрицательное влияние оказало уменьшение доли собственного капитала в пассиве баланса.

     Для расчета влияния факторов на показатель рентабельности собственного капитала ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" (табл. 2.7) используем следующую факторную модель:

     RСК = x*у*z

Влияние на изменение  рентабельности собственного капитала (RСК) факторов:

       а) RСК (x) = (x1-x0)*у0*z0

       б) RСК (y) = x1*(y1-y0)*z0

       в) RСК (z) = x1*y1*(z1-z0)

Таблица 2.7

Расчет  влияния факторов на рентабельность собственного капитала организации (по данным ф. № 1 и ф. № 2)

Показатель 2008г. 2009г. Изменение (+,-)
1. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб., Р
    343648
    609802
    +266154
2. Средние остатки всех активов,  тыс. руб., А
    2815587
    4190763
    +1375176
3. Собственный капитал, тыс. руб., СК
    1666625
    2010043
    +343418
4. Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб., В
    4597656
    7106689
    +2509033
5. Рентабельность собственного капитала, % (п.1/п.3), RСК 20,62 30,34 +9,72
6. Рентабельность продаж, % (п.1/п.4), (х) 7,48 8,58 +1,10
7. Коэффициент оборачиваемости активов     (п.4/п.2), (у) 1,633 1,696 +0,063
8. Доля активов на 1 руб. собственного капитала, коэф. (п.2/п.3), (z) 1,689 2,085 +0,396
9. Влияние на изменение рентабельности  собственного капитала факторов:

 - рентабельности продаж, %, (х)

X X +3,036
- коэффициента оборачиваемости активов, (у)  X X +0,914
- доли активов на 1 руб. собственного капитала, (z)  X X +5,763
Баланс отклонений, % X X +9,72
 

     По  данным таблицы 2.7 видно, что за счет влияния рентабельности продаж, рентабельность собственного капитала увеличилась  на 3,036%, за счет влияния оборачиваемости активов, рентабельность собственного капитала увеличилась на 0,914%, за счет влияния доли активов на 1 руб. собственного капитала, рентабельность собственного капитала увеличилась на 5,763%.

     Видно, что самое положительное влияние  на рентабельность собственного капитала ОАО «Мелеузовский завод ЖБК" оказало увеличение доли активов на 1 руб. собственного капитала на 0,396. 
 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

3.1 Факторы, влияющие  на изменение рентабельности  предприятия 

     Рентабельность  показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности. [3, c.101]

     Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения  рентабельности важно разделять  влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий  процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.

     Проведенный анализ рентабельности ОАО "Мелеузовский завод ЖБК" позволяет сделать следующие выводы:

  • при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;
  • отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;
  • рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость  оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 у.е. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).

   Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать  влияние отдельных факторов, так  как «на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает  влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

    • уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;
    • степень использования производственных ресурсов;
    • объем, качество и структура продукции;
    • затраты на производство и себестоимость изделий;
    • прибыль по видам деятельности и направления ее использования

     Наибольшее  внимание надо уделить последнему пункту, а точнее, направлению использования  прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные средства  вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия. 

3.2 Меры по повышению  рентабельности ОАО "Мелеузовский завод ЖБК" 

     На  основе анализа рентабельности предприятия ОАО "Мелеузовский завод ЖБК", мы можем сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения  прибыли и рентабельности:

  • увеличение объема производства и реализации выпускаемой  продукции;
  • снижение  себестоимости  выпускаемой  продукции;
  • повышение  качества  выпускаемой  продукции.

   Также нам представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ОАО "Мелеузовский завод ЖБК", которые возможно применить как в краткосрочном и  среднесрочном,  так  и  в  долгосрочном  периоде:

  • рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие  расходы;
  • усовершенствовать  управление  предприятием,  а  именно:
  • выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
  • внедрение на предприятии системы управленческого   учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат  и  отдельных  групп  товарной  продукции;
  • повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой  продукции;
  • осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное  качество;
  • осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям  покупателей;
  • совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность  отдельных  рекламных  мероприятий;
  • осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска  бракованной  продукции.

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия