Анализ трудовых ресурсов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является определение понятия трудовых ресурсов и их классификация, изучение показателей и факторов анализа трудовых ресурсов, характеризующих эффективность труда работников на торговом предприятии.
В процессе работы выполнен анализ деятельности УП «Лайкс», за период 2007-2008 год, даны рекомендации методического и практического характера по повышению эффективности использования труда на предприятии УП «Лайкс».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1. Значение, задачи, характеристика источников информационного
обеспечения анализа трудовых ресурсов…………………………………….7
2. Анализ обеспеченности персоналом по количественным
и качественным параметрам УП «Лайкс»……………………………………9
3. Анализ использования фонда рабочего времени на УП «Лайкс»……...18
4. Анализ эффективности использования персоналом…………………….23
5. Резервы роста выпуска продукции за счет сокращения потерь
рабочего времени, расширения производства и повышения
эффективности использования персонала………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………...40
Список использованных источников……………………………………….42

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ТРУДОВ.РЕС-В.doc

— 514.50 Кб (Скачать)

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Для получения результатов с высокой степенью достоверности наблюдения должны проводиться 6-8 дней. При этом наблюдались начало, середина и конец рабочей недели.

При установлении нормативов подготовительно-заключитель­ного времени и времени обслуживания рабочего места наблюде­ния рекомендуется проводить за разными исполнителями.

Обработка результатов наблюдения состоит в вычислении про­должительности затрат рабочего времени по каждой из отмечен­ных категорий путем вычитания из текущего времени каждого по­следующего замера, текущего времени предыдущего замера. По­сле этого по всем замерам в графе «Индекс» согласно принятой классификации проставляется краткое обозначение данного вида затрат или потерь рабочего времени. Дальнейшая обработка состоит в выборке и составлении сводки одноименных затрат времени (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2. Группировка одноименных затрат рабочего времени

№ п/п

Индекс категории затрат рабочего времени

Повторяе­мость затрат

Суммарная величина затрат, мин

В т.ч. перекры­ваемое время, мин

Удельный вес затрат в общем времени наблюдения, %

1

Подготовительно-заключительное

5

53

 

11

2

Оперативное

34

306

25

64

3

Обслуживание рабочего места

8

19

28

4

4

Время на отдых и личные надобности

4

32

 

6

5

Время перерывов, вызванных недостатками в организации производства

5

52

 

11

6

Время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины

3

19

 

4

Итого

480

 

100

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Для анализа организации труда составлялся фактический и нор­мативный баланс рабочего времени (табл. 3.3). При составлении нормативного баланса все нерациональные затраты и прямые поте­ри рабочего времени исключаются, за счет этого увеличивается оперативное время. Подготовительно-заключительное время, вре­мя организационного и технического обслуживания, время на от­дых и личные надобности рассчитывалось в процентах к получен­ному оперативному времени по соответствующим нормативам.

В результате сопоставления фактических затрат времени с нор­мативными выявили излишние и подлежащие сокращению за­траты подготовительно-заключительного времени, времени орга­низационного и технического обслуживания, времени на отдых и личные надобности.

Далее изучались причины, вызвавшие нерациональные и из­лишние затраты, потери рабочего времени, устанавливались дей­ствительно необходимые затраты с учетом объема работ, который мог бы быть выполнен рабочим в течение наблюдаемого периода при отсутствии излишних затрат и потерь рабочего времени.

 

Таблица 3.3. Баланс затрат рабочего времени

№ п/п

 

 

Индекс категории затрат рабочего времени

Фактический баланс

Проектируемый баланс

Излишние затраты

мин

%

мин

%

мин

%

1

Подготовительно-заключительное

53

11

53

11

-

-

2

Оперативное

306

64

379

79

-

-

3

Обслуживание рабочего места

19

4

19

4

-

-

4

Время на отдых и личные надобности

32

6

30

6

2

0,4

5

Время перерывов, вызванных недостатками в организации производства

52

11

52

11

6

Время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины

19

4

19

4

Итого

480

100

480

100

73

15

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Путем сопоставления данных фактического и нормативного балансов рабочего времени определяем следующие коэффициенты:

а) потерь рабочего времени, зависящих от рабочего:

                                                 ;                                                 (1)

где   Тнаб — время наблюдения;

Кз= 19/73= 0,26

б) потерь рабочего времени по организационно-техническим причинам:

                                                .                                                (2)

К4 = 52/73= 0,71

Определяется возможное повышение производительности тру­да за счет устранения потерь и нерациональных затрат рабочего времени:

                                              ,                                    (3)

где — оперативное время по нормативному балансу; — оперативное время по фактическому балансу.

ДП = 6379-306/306*100 =23,8 %.

Т.е. при устранении потерь рабочего времени и нерациональных затрат имеется возможность  увеличить производительность труда на 23,8%.

Анализ данных индивидуальной фотографии рабочего време­ни завершается разработкой организационно-технических меро­приятий по устранению причин, вызывающих потери рабочего времени, и совершенствованию организации и нормирования труда. Мероприятия оформляются распоряжением или включены в план предприятия с указанием срока их выпол­нения и ответственных исполнителей. При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по торговле, и в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

 

В экономической литературе дискутируется вопрос о том, является ли труд работников торговли произво­дительным или непроизводительным. Торговля отно­сится к производственным отраслям на том основании, что в ней совершаются операции производственного ха­рактера (транспортировка, хранение, доработка, фасовка, упаковка товаров и др.). В то же время в отрасли выполняются операции, при осуществлении которых не производится новая стоимость, в следствии чего труд работников, совершающих эти операции, нельзя при­знать производительным.

Вместе с тем обобщающая характеристика использования тру­довых ресурсов может быть дана лишь на основе показателей эф­фективности труда.

Понятие «эффективность труда» более широкое, чем произво­дительность предполагает не только соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта.[5 с.111]

Социальный эффект выражается в степени удовлетворения спроса населения на товары и качестве обслуживания, в сокраще­нии издержек потребления. Повышение эффективности труда в розничной торговле ведет к достижению наилучших результатов в труде, выражающихся в наиболее полном и качественном удовлет­ворении спроса населения на товары при минимуме издержек об­ращения и потребления.

Эффективность труда характеризуется системой показателей. К ним относятся:

производительность труда;

уровень затрат труда на единицу товарооборота (число штат­ных единиц на 1 тыс. или на 1 млн. р. товарооборота);

прибыль на одного работника;

уровень расходов на оплату труда;

сокращение издержек потребления;

высокое качество торгового обслуживания;

оптимальное использование рабочего времени.

Уровень и динамика производительности труда находятся в зависимости от многих факторов, обусловленных организацион­ными, техническими и экономическими условиями развития производства и торговли.

На конечные результаты хозяйственной деятельности торгово­го предприятия, фирмы большое влияние оказывает эффектив­ность использования трудовых ресурсов.

Важнейшим показателем эффективного использования трудо­вых ресурсов является производительность труда — средняя сум­ма товарооборота, приходящаяся на одного работника в единицу времени (день, месяц, квартал, год), исчисленная путем деления объема розничного товарооборота торгового предприятия на сред­несписочную численность работников. Этот показатель обычно называют выработкой на одного работника.  Измерение производительности труда в розничной торговле в стоимостном выражении связано с тем, что работники магази­нов реализуют товары различного ассортимента, неодинаковой трудоемкости и с разным уровнем розничных цен. В этих условиях затруднено использование натуральных показателей производи­тельности труда, хотя в специализированной продовольственной розничной торговле (торговля плодоовощами, хлебом и хлебо­булочными изделиями и др.) возможно применение и натуральных измерителей.

Стоимостному методу измерения производительности труда присущ недостаток, заключающийся в том, что показатель сред­него оборота на одного работника не отражает изменений в ас­сортименте реализуемых товаров и в уровне цен на товары. Поэ­тому для определения реальной динамики производительности труда необходимо в процессе анализа исключить влияние измене­ний в структуре товарооборота и в уровне цен с помощью индек­сов трудоемкости и цен.

Индекс трудоемкости товарооборота определяется как отношение количества человеко-дней или человеко-часов, требуемого для реализации товаров на определенную сумму, например на 1 млн р., при фактической структуре товарооборота в отчет­ном периоде к количеству человеко-дней или человеко-часов для реализации товаров на ту же сумму при структуре товаро­оборота в базисном периоде.[9 с.121]

Исключение при расчетах влияния изменений в структуре товарооборота и в уровне розничных цен на производительность тру­да позволяет в целом правильно оценить динамику произво­дительности труда и увязать объем товарооборота с численностью торговых работников.

Показатель производительности труда нельзя рассматривать изолированно от затрат времени населения на покупку товаров. Он включает две характеристики: количественную — сумма товарооборота на одного работника в единицу времени и качественную — культура торгового обслуживания.

В современных условиях качество  торгового  обслуживания – важнейшая  характеристика  торговли.

На уровне хозяйствующего субъекта целесообразно сохранить  определенные  качества  торгового  обслуживания. Под  понятием  «качество  торгового  обслуживания »  нами  подразумевается  создание  на  конкретном  торговом  предприятии  наиболее  благоприятных  условий  для  выбора  и  покупки  населением  нужных  товаров  и  оказания  предусмотренных  услуг. Культура торгового обслуживания, по нашему мнению, является  составляющей  и  понятия  «качество  торгового  обслуживания»,  и  понятия  «культура  торговли». Она определяется  степенью  развития  прогрессивных  форм  и  методов  продажи, качеством  условий,  созданных  для  покупателей,  качеством  управления торговым обслуживанием, умело преподносимой  рекламой и информацией, профессионализмом кадров, выполнением  обязанностей продавцами, культурой общения, организацией  изучения  спроса.

Основным условием высокой культуры торгового обслуживания  является  постоянное  наличие  в  продаже  всех  необходимых  населению  товаров.  Рост  материального  благосостояния  народа  и  его  покупательской  способности вызывает  необходимость  расширения  ассортимента,  повышение  качества  и  питательной  ценности  продовольственных  товаров,  воспитание  эстетического вкуса и разумных потребностей населения в пищевых  продуктах  с  учетом  физиологических  норм [9, с.71] .

Сторонники мнения о непроизводительном характе­ре труда этой категории работников в качестве основ­ного довода приводят то соображение, что в розничной торговле не создается продукт в материально-вещест­венной форме.

Информация о работе Анализ трудовых ресурсов предприятия