Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:29, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является определение понятия трудовых ресурсов и их классификация, изучение показателей и факторов анализа трудовых ресурсов, характеризующих эффективность труда работников на торговом предприятии.
В процессе работы выполнен анализ деятельности УП «Лайкс», за период 2007-2008 год, даны рекомендации методического и практического характера по повышению эффективности использования труда на предприятии УП «Лайкс».
Введение……………………………………………………………………….4
1. Значение, задачи, характеристика источников информационного
обеспечения анализа трудовых ресурсов…………………………………….7
2. Анализ обеспеченности персоналом по количественным
и качественным параметрам УП «Лайкс»……………………………………9
3. Анализ использования фонда рабочего времени на УП «Лайкс»……...18
4. Анализ эффективности использования персоналом…………………….23
5. Резервы роста выпуска продукции за счет сокращения потерь
рабочего времени, расширения производства и повышения
эффективности использования персонала………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………...40
Список использованных источников……………………………………….42
Примечание. Источник: собственная разработка
Для получения результатов с высокой степенью достоверности наблюдения должны проводиться 6-8 дней. При этом наблюдались начало, середина и конец рабочей недели.
При установлении нормативов подготовительно-заключительно
Обработка результатов наблюдения состоит в вычислении продолжительности затрат рабочего времени по каждой из отмеченных категорий путем вычитания из текущего времени каждого последующего замера, текущего времени предыдущего замера. После этого по всем замерам в графе «Индекс» согласно принятой классификации проставляется краткое обозначение данного вида затрат или потерь рабочего времени. Дальнейшая обработка состоит в выборке и составлении сводки одноименных затрат времени (табл. 3.2).
Таблица 3.2. Группировка одноименных затрат рабочего времени
№ п/п | Индекс категории затрат рабочего времени | Повторяемость затрат | Суммарная величина затрат, мин | В т.ч. перекрываемое время, мин | Удельный вес затрат в общем времени наблюдения, % |
1 | Подготовительно-заключительное | 5 | 53 |
| 11 |
2 | Оперативное | 34 | 306 | 25 | 64 |
3 | Обслуживание рабочего места | 8 | 19 | 28 | 4 |
4 | Время на отдых и личные надобности | 4 | 32 |
| 6 |
5 | Время перерывов, вызванных недостатками в организации производства | 5 | 52 |
| 11 |
6 | Время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины | 3 | 19 |
| 4 |
Итого | 480 |
| 100 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Для анализа организации труда составлялся фактический и нормативный баланс рабочего времени (табл. 3.3). При составлении нормативного баланса все нерациональные затраты и прямые потери рабочего времени исключаются, за счет этого увеличивается оперативное время. Подготовительно-заключительное время, время организационного и технического обслуживания, время на отдых и личные надобности рассчитывалось в процентах к полученному оперативному времени по соответствующим нормативам.
В результате сопоставления фактических затрат времени с нормативными выявили излишние и подлежащие сокращению затраты подготовительно-
Далее изучались причины, вызвавшие нерациональные и излишние затраты, потери рабочего времени, устанавливались действительно необходимые затраты с учетом объема работ, который мог бы быть выполнен рабочим в течение наблюдаемого периода при отсутствии излишних затрат и потерь рабочего времени.
Таблица 3.3. Баланс затрат рабочего времени
№ п/п
| Индекс категории затрат рабочего времени | Фактический баланс | Проектируемый баланс | Излишние затраты | |||
мин | % | мин | % | мин | % | ||
1 | Подготовительно-заключительное | 53 | 11 | 53 | 11 | - | - |
2 | Оперативное | 306 | 64 | 379 | 79 | - | - |
3 | Обслуживание рабочего места | 19 | 4 | 19 | 4 | - | - |
4 | Время на отдых и личные надобности | 32 | 6 | 30 | 6 | 2 | 0,4 |
5 | Время перерывов, вызванных недостатками в организации производства | 52 | 11 | — | — | 52 | 11 |
6 | Время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины | 19 | 4 | — | — | 19 | 4 |
Итого | 480 | 100 | 480 | 100 | 73 | 15 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Путем сопоставления данных фактического и нормативного балансов рабочего времени определяем следующие коэффициенты:
а) потерь рабочего времени, зависящих от рабочего:
где Тнаб — время наблюдения;
Кз= 19/73= 0,26
б) потерь рабочего времени по организационно-техническим причинам:
К4 = 52/73= 0,71
Определяется возможное повышение производительности труда за счет устранения потерь и нерациональных затрат рабочего времени:
где — оперативное время по нормативному балансу; — оперативное время по фактическому балансу.
ДП = 6379-306/306*100 =23,8 %.
Т.е. при устранении потерь рабочего времени и нерациональных затрат имеется возможность увеличить производительность труда на 23,8%.
Анализ данных индивидуальной фотографии рабочего времени завершается разработкой организационно-технических мероприятий по устранению причин, вызывающих потери рабочего времени, и совершенствованию организации и нормирования труда. Мероприятия оформляются распоряжением или включены в план предприятия с указанием срока их выполнения и ответственных исполнителей. При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по торговле, и в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала.
4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
В экономической литературе дискутируется вопрос о том, является ли труд работников торговли производительным или непроизводительным. Торговля относится к производственным отраслям на том основании, что в ней совершаются операции производственного характера (транспортировка, хранение, доработка, фасовка, упаковка товаров и др.). В то же время в отрасли выполняются операции, при осуществлении которых не производится новая стоимость, в следствии чего труд работников, совершающих эти операции, нельзя признать производительным.
Вместе с тем обобщающая характеристика использования трудовых ресурсов может быть дана лишь на основе показателей эффективности труда.
Понятие «эффективность труда» более широкое, чем производительность предполагает не только соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта.[5 с.111]
Социальный эффект выражается в степени удовлетворения спроса населения на товары и качестве обслуживания, в сокращении издержек потребления. Повышение эффективности труда в розничной торговле ведет к достижению наилучших результатов в труде, выражающихся в наиболее полном и качественном удовлетворении спроса населения на товары при минимуме издержек обращения и потребления.
Эффективность труда характеризуется системой показателей. К ним относятся:
производительность труда;
уровень затрат труда на единицу товарооборота (число штатных единиц на 1 тыс. или на 1 млн. р. товарооборота);
прибыль на одного работника;
уровень расходов на оплату труда;
сокращение издержек потребления;
высокое качество торгового обслуживания;
оптимальное использование рабочего времени.
Уровень и динамика производительности труда находятся в зависимости от многих факторов, обусловленных организационными, техническими и экономическими условиями развития производства и торговли.
На конечные результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия, фирмы большое влияние оказывает эффективность использования трудовых ресурсов.
Важнейшим показателем эффективного использования трудовых ресурсов является производительность труда — средняя сумма товарооборота, приходящаяся на одного работника в единицу времени (день, месяц, квартал, год), исчисленная путем деления объема розничного товарооборота торгового предприятия на среднесписочную численность работников. Этот показатель обычно называют выработкой на одного работника. Измерение производительности труда в розничной торговле в стоимостном выражении связано с тем, что работники магазинов реализуют товары различного ассортимента, неодинаковой трудоемкости и с разным уровнем розничных цен. В этих условиях затруднено использование натуральных показателей производительности труда, хотя в специализированной продовольственной розничной торговле (торговля плодоовощами, хлебом и хлебобулочными изделиями и др.) возможно применение и натуральных измерителей.
Стоимостному методу измерения производительности труда присущ недостаток, заключающийся в том, что показатель среднего оборота на одного работника не отражает изменений в ассортименте реализуемых товаров и в уровне цен на товары. Поэтому для определения реальной динамики производительности труда необходимо в процессе анализа исключить влияние изменений в структуре товарооборота и в уровне цен с помощью индексов трудоемкости и цен.
Индекс трудоемкости товарооборота определяется как отношение количества человеко-дней или человеко-часов, требуемого для реализации товаров на определенную сумму, например на 1 млн р., при фактической структуре товарооборота в отчетном периоде к количеству человеко-дней или человеко-часов для реализации товаров на ту же сумму при структуре товарооборота в базисном периоде.[9 с.121]
Исключение при расчетах влияния изменений в структуре товарооборота и в уровне розничных цен на производительность труда позволяет в целом правильно оценить динамику производительности труда и увязать объем товарооборота с численностью торговых работников.
Показатель производительности труда нельзя рассматривать изолированно от затрат времени населения на покупку товаров. Он включает две характеристики: количественную — сумма товарооборота на одного работника в единицу времени и качественную — культура торгового обслуживания.
В современных условиях качество торгового обслуживания – важнейшая характеристика торговли.
На уровне хозяйствующего субъекта целесообразно сохранить определенные качества торгового обслуживания. Под понятием «качество торгового обслуживания » нами подразумевается создание на конкретном торговом предприятии наиболее благоприятных условий для выбора и покупки населением нужных товаров и оказания предусмотренных услуг. Культура торгового обслуживания, по нашему мнению, является составляющей и понятия «качество торгового обслуживания», и понятия «культура торговли». Она определяется степенью развития прогрессивных форм и методов продажи, качеством условий, созданных для покупателей, качеством управления торговым обслуживанием, умело преподносимой рекламой и информацией, профессионализмом кадров, выполнением обязанностей продавцами, культурой общения, организацией изучения спроса.
Основным условием высокой культуры торгового обслуживания является постоянное наличие в продаже всех необходимых населению товаров. Рост материального благосостояния народа и его покупательской способности вызывает необходимость расширения ассортимента, повышение качества и питательной ценности продовольственных товаров, воспитание эстетического вкуса и разумных потребностей населения в пищевых продуктах с учетом физиологических норм [9, с.71] .
Сторонники мнения о непроизводительном характере труда этой категории работников в качестве основного довода приводят то соображение, что в розничной торговле не создается продукт в материально-вещественной форме.