Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:26, курсовая работа
Цель работы: исследование методики ведения учета денежных средств на счетах в банках на БУК ПОП «Учобщепит».
Введение………………………………………………………………………….……4
1 Общие положения и задачи учета денежных средств …………………………....6
2 Порядок открытия, переоформления и закрытия счетов в банках ……………..13
3 Документация и учет движения денежных средств на расчетном, валютном и специальных счетах в банках ……………………………………………………….16
4 Международная практика учета денежных средств на счетах в банках ………25
5 Совершенствование учета денежных средств в условиях применения современных информационных технологий ………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………………..35
Список использованных источников ………………………………………………37
Приложение А. Денежный чек ……………………………………………………..39
Приложение Б. Платежное поручение № 681 ……………………………………..40
Приложение В. Платежное поручение № 986 ……………………………………..41
Приложение Г. Платежное поручение № 53835 …………………………………..42
Приложение Д. Платежное требование №001671 ……………………………...…43
Приложение Е. Выписка с расчетного счета ………………………………………44
Приложение Ж. Журнал-ордер по счету 51 «Расчетный счет» …………………..45
Приложение И. Главная книга по счету 51 «Расчетный счет» …………………...46
- эмитировать электронные деньги только после получения их стоимости, обеспечивать их возмещение по требованию держателя в форме наличных де- нег или депозитного перевода [15, с. 86].
Существуют некоторые законодательные ограничения использования электронных денег предприятиями. Так, в соответствии с Правилами осуществления операций с электронными деньгами от 26.11.2003 г. № 201 юридические лица и индивидуальные предприниматели могут принимать электронные деньги от юридических лиц и предпринимателей только в оплату горюче-смазочных материалов, мойки, стоянки, мелкого вынужденного ремонта транспортного средства, на телефонную, факсимильную и иные средства связи.
Список предприятий, осуществляющих операции с электронными деньга- ми, должен быть расширен. В состав таких предприятий необходимо включить
те, которые занимаются оказанием услуг и розничной торговлей. Используя мировой опыт, необходимо развивать электронную коммерцию и сопутствующий ей электронный денежный оборот, что позволит приблизить товар к покупателю и упростить процесс его реализации, сократив при этом продолжительность оборота товаров и увеличив выручку от реализации товаров.
Рассмотрим, какие возможности дает использование электронных денег в деятельности торговых предприятий.
Операция использования электронных денег определена как передача электронных денег держателем другому лицу в оплату за товары, работы, услу- ги, а также при совершении иных гражданско - правовых сделок в соответствии с
7
законодательством Республики Беларусь. При этом, держатель – это «физиче- ское лицо, в распоряжении которого находятся электронные деньги». Таким об- разом, операция использования электронных денег может осуществляться толь- ко физическими лицами. Данные лица являются покупателями, которые могут внести наличные деньги для приобретения электронных денег и открытия элек- тронного кошелька либо покупки электронных денег в целях пополнения уже имеющегося электронного кошелька для оплаты за товар, а именно, направить сумму электронных денег из своего электронного кошелька в электронный ко- шелек торгового предприятия. Торговые предприятия, юридический лица Рес- публики Беларусь без получения специальных разрешений (лицензий) осу- ществляют прием электронных денег, эмитированных банками Республики Бе- ларусь, как средства платежа за реализуемые товары. Таким образом, необхо- димо законодательно дополнить требования по распределению электронных денег, частично сформированных торговыми предприятиями.
Задача торгового предприятия состоит в стимулировании покупателя к со- вершению покупки именно у него. Одной из таких форм стимулирования может являться частичное формирование стоимости электронных денег на счете поку- пателя за счет чистой прибыли торгового предприятия. Торговое предприятие определяет адресность использования данных электронных денег: покупатель может использовать их только в данном торговом предприятии ил в торговых предприятиях, входящих в общую систему – торговую площадку. Такая пло- щадка сформирована в Гродненском регионе на базе ОАО «Торговый дом «Не- ман». Каждое торговое предприятие, входящее в данную систему, создает для каждого потребителя его персональный магазин. В нем потребитель получает персональный ассортимент товаров и услуг и персональные цены.
Посредством специальных стимулирующих механизмов в таком магазине регулируется общий ценовой уровень, а также формируются специальные цены по отдельным группам товаров, предлагаются индивидуальные рекламные ак- ции, персональные сервисные возможности и т.д. Все изложенные персональ- ные возможности внутри персонального магазина конкретного потребителя формируются в зависимости от огромного количества факторов, перечень кото- рых может устанавливаться решением администрации магазина или админист- рацией района , города и т.д. В общем случае можно исходить из того, что уро- вень цен в персональном магазине зависит от количества совершенных потре- бителем покупок в этом магазине или сети магазинов, если при активации тех- ноологии электронных денег магазин интегрировался в ту или иную торговую сеть или подсеть системы. Цены по отдельным группам товаров могут форми- роваться в зависимости от иных обстоятельств, согласно принятому списку кри- териев.
Особого внимания заслуживает сценарий использования электронных де- нег, когда критерии для активации ценовых механизмов будет устанавливать не администрация торгового предприятия или работодатель потребителя, а ад- министрация района или региона. В этом случае можно говорить о создании нового инструмента регулирования финансовых потоков, например, адресной
8
социальной финансовой помощи: средства торгового предприятия направляют- ся в банк на электронный кошелек малоимущих граждан, и они могут совер- шить покупку электронными деньгами по льготным ценам в данном торговом предприятии. При правильной настройке инструмента расчетов эффективность воздействия может быть настолько высока, что в короткие сроки способна по- влиять не только на эффективность продаж товаров или услуг, но и на ситуацию на региональных рынках.
Таким образом, сформированный концептуальный подход к исследованию форм расчетов электронными деньгами может составить основу регулирования сферы электронных платежей, позитивно повлиять на эффективное функционирование национальной платежной системы. Создание благоприятного правового поля будет способствовать росту оборота электронных платежей и привлечению в этот сектор большого капитала.
При учете денежных средств на счетах в банках на предприятии руково- дствуются следующей нормативно- правовой документацией:
1 Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3 с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Республики Беларусь от 14 июня 2010 г. № 132-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Бе- ларусь, 2010 г., № 147, 2/1684). Отношения, регулируемые банковским законо- дательством, составляют систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Банков- ское законодательство определяет принципы банковской деятельности, право- вое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реоргани- зации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются так- же гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Банковским Кодексом.
2 Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г. № 3321-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 г. №302-3). В Республике Беларусь общие вопросы организации и ведения бух- галтерского учета определены Законом «О бухгалтерском учете и отчетности». Закон обобщил опыт бухгалтерского учета в современной экономике, раскры- тый применительно к белорусским традициям и действующему в республике гражданскому праву. Законом определены: субъекты бухгалтерского учета; об-щие вопросы государственного регулирования и организации учета; права и обязанности лиц, отвечающих за ведение учета; вопросы оценки имущества и обязательств; порядок документирования и регистрации хозяйственных опера- ций; порядок проведения инвентаризаций; состав, принципы составления, по- рядок представления, публикации и хранения отчетности. Он определяет в ос- новном юридические и правовые стороны организации бухгалтерского учета и составления отчетности.
3 Инструкция о банковском переводе. Утверждена постановлением Прав-
9
ления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. ( с учетом из- менений и дополнений, внесенных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 августа 2010 г. № 370 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №225, 8/22776). Инструкция определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских руб- лях и иностранной валюте в форме банковского перевода и обязательна для исполнения Национальным банком Республики Беларусь, его структурными подразделениями, банками, их филиалами (отделениями), структурными под- разделениями банков, их филиалов (отделений), осуществляющими операции по банковскому переводу, и небанковскими кредитно-финансовыми организа- циями, другим юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.
4 Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на террито- рии Республики Беларусь, Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 г., №4 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правления Национального банка Республики Бела- русь от 12 октября 2010 г. № 428). Порядок внесения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь уста- навливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых опера- ций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях, а также организацию контроля за соблюдением правил ведения кассовых операций.
5 Об утверждении инструкции об организации исполнения платежей с те- кущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утверждено Постановление Правления Национального бан- ка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 63, (с учетом изменений и дополне- ний, внесенных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13 сентября 2010 г. № 388 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №235, 8/22787). Осуществление платежей в счет неотложных нужд производится юридическим лицом, его обособленным подразделением или индивидуальным предпринимателем за счет денежных средств, забронированных банком на его текущем (расчетном) счете.
6 Об утверждении Правил ведения кассовых операций в наличной ино- странной валюте на территории Республики Беларусь, утверждено постановле- нием Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2004 г. №98 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правле- ния Национального банка Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 145 (На- циональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 253, 8/19676). Инструкция предусматривает порядок ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, устанавли- вает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций в на- личной иностранной валюте, а также организацию контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций в наличной валюте.
10
7 Об открытии банковских счетов, Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 3 апреля 2009 г. № 40. Постановление устанавливает порядок открытия банковских счетов.
8 О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 г. № 694 с учетом дополнений от 09.07.2003г. № 922. В соответствии с данным постановлением утверждены государственная программа и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей рес- публике с соответствующими показателями других стран. Выполнение про- граммы требует изучения и внедрения международно-признанных стандартов, нормативов и директив учета и отчетности.
9 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 г. № 38 «Инструкция по заполнению типовых форм первичных учет-ных документов по оформлению кассовых операций». Настоящая Инструкция определяет порядок заполнения типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций КО-1 «Приходный кассовый ордер», КО-1в «Приходный кассовый ордер», КО-2 «Расходный кассовый ордер», КО-2в «Рас- ходный кассовый ордер».
10 Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Рес-публики Беларусь от 24 августа 2007 г. №166 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 01 июня 2010 г. № 195 (Национальный реестр правовых актов Республики Бела-русь, 2010 г. , № 147, 8/22438). Правила организации наличного денежного об- ращения в Республике Беларусь разработаны на основании статей 26 и 30 Бан- ковского кодекса Республики Беларусь . Правила обязательны для выполнения центральным аппаратом Национального банка Республики Беларусь, главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям, специа- лизированным управлением Национального банка Республики Беларусь и бан- ками Республики Беларусь и определяют порядок их работы на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях.
11 Постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 199 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету, активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностран- ной валюте , и признании утратившим силу постановления Министерства фи- нансов Республики Беларусь от 17 июля 2000 г. № 78» с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 февраля 2010 г. №17 ( зарегистрировано в Национальном реест- ре - № 8/22044 от 18.03.2010г.).
12 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 №89 «Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтер- ского учета» ( с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 05.01.2011г. №1). Настоящая Инструкция по
11
применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливает для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанков- ских финансово-кредитных организаций; организаций, финансируемых из рес- публиканского и/или местных бюджетов на основе бюджетной сметы, имею- щих текущий счет в учреждениях банка и ведущих бухгалтерский учет в соот- ветствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов ор- ганизаций, финансируемых из бюджета) и индивидуальных предпринимателей единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что успешное развитие любого государства зависит от того, насколько эффективно организованно движение денежных потоков от экономических субъектов в бюджетные фонды, а затем из бюджетных фондов – предприятиям, организациям, учреждениям и населению в ходе реализации государственной финансовой, промышленной и социальной политики.
Информация о работе Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия