Анализ отгрузки и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - углубленное изучение, закрепление и обобщение теоретического и практического материала по ведению бухгалтерского учета отгрузки и реализации продукции, методики отражения этих операций в учёте.
Объектом курсового исследования выступает ООО «Базискапитал».
Предметом – учет отгрузки и реализация готовой продукции на производственных предприятиях.

Содержание

Введение 3
1 Реализация продукции и ее роль в экономическом развитии
промышленного предприятия 5
1.1 Реализация как важнейший показатель работы промышленного
предприятия 5
1.2 Методы определения выручки от реализации продукции 6
1.3 Значение и задачи учёта отгрузки и реализации продукции 8
1.4 Нормативно-правовое регулирование учёта отгрузки и реализации продукции 8
2 Учёт отгрузки и реализации продукции на промышленном предприятии 10
2.1 Документальное оформление и учёт отгруженной продукции 10
2.2 Учёт и распределение расходов на реализацию продукции 12
2.3 Учёт реализованной продукции, определение и учёт финансовых результатов от реализации продукции 13
2.4 Международные стандарты и зарубежный опыт учёта отгрузки и реализации продукции. 18
2.5 Совершенствование учёта отгрузки и реализации продукции в условиях развития системы автоматизированной обработки учётной информации 21
3 Анализ отгрузки и реализации готовой продукции 24
3.1 Анализ динамики и выполнения плана отгрузки и реализации продукции 24
3.2 Анализ выполнения договорных обязательств по реализации продукции 25
3.3 Факторный анализ объема реализации готовой продукции 25
Заключение 30
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Анализ отгрузки и реализации продукции.docx

— 78.06 Кб (Скачать)

Валовая продукция - это стоимость  всей произведенной, продукции и  выполненных работ, включая незавершенное  производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает  с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих  ценах. В условиях рыночной экономики  этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством  и потребителем. От того, как продается  продукция, какой спрос на нее  на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют  и натуральные показатели объемов  производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным  видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как  и стоимостные, применяются для  обобщенной характеристики объемов  производства продукции, например, на ОООО «Базискапитал» используют такой показатель, как пара обуви.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов  выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным  использовать натуральные или условно-натуральные  измерители.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

3.2 Анализ выполнения договорных  обязательств по реализации продукции

 

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Для    анализа    выполнения   плана    по    объему    реализации    продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках:

    • по себестоимости
    • по отпускным ценам.

Балансовое управление имеет вид:

 

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзапII, (3.1)

 

где   РП - объем реализованной продукции;

ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции  на  начало и  конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции  за период.

 

Анализ реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам  продукции. При этом определяется коэффициент  выполнения договорных обязательств (Кд):

 

Кд = (ВП0 - ВПн):ВП0, (3.2)

 

где   ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;

ВПн - недопоставка продукции по договорам.

 

3.3 Факторный анализ объема реализации готовой продукции

 

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и  выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции:

Если выручка на предприятии  определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет  иметь вид:

 

ГПн + ТП = РП + ГПк, (3.3)

 

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс выражается так:

 

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк, (3.4)

 

где ГПн, ГПк - соответственно остатки  готовой продукции на складах  на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции  за отчетный период;

ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции  на начало и конец.

 

Баланс товарной продукции  составляется в отпускных ценах  без налогов и отчислений от выручки. Для сопоставимости показателей, отраженных в разных формах отчетности используют коэффициенты пересчета.

 

Таблица 9  - Баланс товарной продукции (вариант «по оплате»)

 

Показатели

Фактически, руб.

В действующих ценах

По себестоимости

Остаток готовой продукции на складах  и в товарах,  отгруженных на начало отчетного года

3886410706

2833541233

Реализация 

4997546174

3586604250

Остаток готовой продукции на складах  и в товарах, отгруженных на конец  отчетного периода

5140097141

3687837777

Итого расход с остатком

10137643315

7274442027


 

Примечание — Источник: собственная  разработка на основе Приложения А, Приложения Б, Приложения В, Приложения Г

 

Факторы изменения объема реализации рассчитываются балансовым приемом. При этом следует помнить, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец года, оказывают влияние, обратное знаку изменения самих этих показателей.

 

Таблица 10  - Анализ факторов изменения объема реализации, руб.

 

Показатели

По плану

По отчету

Влияние факторов на объем реализации (+/-)

1

2

3

4

Остаток готовой продукции на начало года

152000000

164000000

+12000000

Выпуск продукции

5121550000

5293097414

+171547414

 

Окончание таблицы 10

1

2

3

4

Остаток готовой продукции на конец  года

300000000

317000000

+17000000

Отгрузка продукции

4973550000

5140097414

+166547414

Остаток товаров, отгруженных:

 

А) на начало года

80000000

85000000

+5000000

Б) на конец года

170000000

186000000

+16000000

Разные поступления (списания), кроме  реализации

-

-

-

Реализация продукции за год

4883550000

4997546174

+113996174


 

Примечание — Источник: собственная  разработка на основе Приложения А, Приложения Б, Приложения В, Приложения Г

 

Данные  таблицы показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло  в результате роста выпуска продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продукции и товаров, отгруженных на начало года, и снижения остатков товаров, отгруженных на конец года. Отрицательное влияние на объем реализации оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.

 

3.4 Выявление и мобилизация резервов  роста реализации готовой продукции

 

Определение величины резервов за счет эффективного использования  трудовых ресурсов:

 

Р ВПрм = Р РМ Ччф, (3.5)

 

Р ВПфэ = Р Фэ Ччф, (3.6)

 

где Р ВПрм , Р ВПфэ , Р - резерв роста  валовой продукции за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда  рабочего времени и увеличения среднечасовой  выработки;

Р РМ - резерв увеличения за счет количества рабочих мест;

Р Фэ - резерв увеличения за счет фонда  рабочего времени, сокращения потерь.

Резерв увеличения производства продукции за счет эффективного использования  основных фондов:

 

Р ВПоф =Р Ччф, (3.7)

 

Р ВПт = Р Т  Ччф, (3.8)

 

где Р ВПоф, Р ВПт, Р - соответственно резерв увеличения производства за счет увеличения количества оборудования, времени его работы и выпуска  продукции на один машино-час;

Р - резерв увеличения за счет количества основных фондов;

Р Т - резерв увеличения за счет времени  работы оборудования;

Вчф - среднечасовая фактическая  выработка;

Тв - возможный фонд рабочего времени.

Резервы увеличения производства продукции за счет эффективного использования  материальных запасов:

А) за счет дополнительного  поступления материала. Дополнительное количество j-го материала разделить  на норму расхода (Нр) данного ресурса (i) и умножить на плановую цену единицы продукции (результаты суммировать по всем видам продукции):

 

Р ВП ± мр =  ( Р Мi / Hpji)ЧZiпл, (3.9)

 

где Р ВП ± мр - резерв увеличения производства за счет дополнительного  поступления материалов;

Р М - дополнительное количество j- го материала;

Zпл - плановая цена;

Б) за счет сокращения нормы  расхода j-го материала на единицу i-го материала планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции (Р Hpji) умножить на планируемый  к выпуску объем производства i-го вида продукции (VВПiпл), разделить  на плановую норму расхода (Hpji) и  умножить на плановую цену данного  изделия (Ziпл):

 

Р ВПнр = ((Р Нрji ЧVвпiпл) / Нрji Ч Ziпл), (3.10)

 

где Р ВПнр - резерв роста выпуска  продукции за счет снижения нормы  расхода;

В) за счет сверхплановых  отходов. Увеличение отходов материалов сверх плана (Р Отх) разделить  на норму их расхода на единицу i- го вида продукции (Нpiпл) и умножить на плановую цену единицы соответствующего вида продукции (Ziпл). Результаты суммировать:

 

Р ВПотх =( Р Отxj / Нрjiпл)ЧZiпл, (3.11)

 

где Р ВПотх - резерв увеличения выпуска  продукции за счет снижения отходов.

Максимальный резерв, установленный  по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут  выявлены резервы в таком же размере  по другим группам ресурсов.

Далее нужно обобщить выявленные резервы увеличения производства и  реализации продукции. Для этого  построим еще одну аналитическую  таблицу:

Резервы увеличения выпуска  продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех  пор, пока не будут выявлены резервы  в таком же размере и по другим группам ресурсов.

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые  остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной  покупателям. При этом следует учитывать  спрос на тот или другой вид  продукции и реальную возможность  ее реализации.

 

Заключение

 

В данной курсовой работе рассмотрена  система учета выпуска и реализации готовой продукции, которая на данный момент используется на территории Республики Беларусь.

В процессе работы был изучен, закреплен и обобщен материал по ведению бухгалтерского учета  отгрузки  и реализации продукции, методика отражения этих операций в  учёте, а также применены  для  исследования данного вопроса на производственном предприятии ООО «Базискапитал».

Как известно, хозяйственная  деятельность любого предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных  хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических  ресурсов), производства продукции  и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Поэтому  большую роль в достижении главной  цели деятельности любого предприятия  – получения максимальной прибыли  при минимальных затратах – играет четкая организация учета и анализа  готовой продукции на предприятии.

В курсовой работе раскрыта сущность реализации продукции, ее влияние  на формирование доходов и получение  прибыли организации; изучен синтетический  и аналитический учет отгрузки и  реализации продукции; исследована  организация и проанализирован  бухгалтерский учет отгрузки и реализации продукции в ООО «Базискапитал».

Таким образом, процесс  реализации завершает кругооборот  хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять  обязательства перед государственным  бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать  производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает  платежи, ухудшает финансовое положение  предприятия.

Вопросам организации  бухгалтерского учета отгрузки и  реализации готовой продукции в  методических и учебных материалах традиционно уделяется достаточно внимания. Тем не менее, актуальность и важность этой темы для формирования, детализации и группировки бухгалтерской  информации о движении готовой продукции, необходимой для принятия управленческих решений, очевидна.

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Закон «О бухгалтерском учёте и отчётности»   от 18.10.1994г. №3321-XII   (в редакции Законов Республики Беларусь от 25.06.2001г. №42-З, от 17.05.2004г. №278-З, от 26.12.2007г. №302-З);
  2. Постановление Министерства финансов РБ № 62 от 17.04.2002 года (в редакции постановления Министерства Финансов РБ № 152 от 12.11.2003);
  3. Закон РБ «О налогах на доходы и прибыль» от 22.12.1991г. № 1330( в редакции Закона № 449-3 от 13.11.2008г);
  4. Закон РБ « О налоге на добавленную стоимость» № 1319 от 19.12.1991 года (в редакции законов РБ 16.11.1999 № 324, от 11.05.2000 № 374, от 20.06.2000 № 403, от 29.12.2000 № 3, от 08.01.2002 № 86, от 24.07.2002 № 134, от 28.12.2002 № 167, от 01.01.2004 № 260, от 18.11.2004 № 338, от 31.12.2005 № 80, от 29.12.2006 № 190, от 26.12.2007 № 302, от 13.11.2008 № 449);
  5. Закон РБ "О предприятиях в Республике Беларусь"(1993г, №13-14);
  6. Налоговый Кодекс РБ № 71-З от 29.12.2009;
  7. Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержден постановлением Министерства финансов РБ от 30.05.2003 № 89 с изм. и доп. на 26.03.2009 № 33;
  8. Н.В. Кожарская, В.В.Кожарский «Основы бухучета» Мн, Современная школа, 2006;
  9. Рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учета, 2-е изд., перераб., Мн, ООО «Информпресс», 2004;
  10. Н.И.Ладутько «Бухгалтерский учет в промышленности: учебно-практическое пособие» 2-е изд., Мн, ФУАинформ, 2006;
  11. А.С.Чечеткин «Организация учета и аудита: учебное пособие» Мн, ИВЦ Минфина. 2006;
  12. Д.А.Панков « Бухгалтерский учет и анализ в зарубежных странах: Учебное пособие» Мн, «Экоперспектива», 1998. ;
  13. А.П. Михалкевич «Бухгалтерский учет в зарубежных странах: Учебное пособие» Мн, ООО «Мисанта», ООО «ФУАинфором», 2003;
  14. П.Я. Попковская, М.А. Снитко «Теория бухгалтерского учёта», Мн, «РИПО», 2010;
  15. П.Г.Пономаренко «Бухгалтерский учет в потребительской кооперации», 2-е изд., том 2, Мн, «Вышэйшая школа», 2005.
  16. О.А.Левкович, И.Н.Тарасевич «Бухгалтерский учет: Учебное пособие» 6- е изд., переработанное и дополненное, Мн, Амалфея, 2010;
  17. «Главный бухгалтер» № 17 (май), 2008// Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: утв. Постановлением Министерства финансов РБ от 30.11. 2007, № 180
  18. «Финансы, учет, аудит» № 10, 2006//Е.Б.Малей «Организация аналитического учета реализации продукции.

Информация о работе Анализ отгрузки и реализации продукции