Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:33, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является практическое применение методики анализа финансового состояния ООО «Эльдорадо» и разработка предложений по его улучшению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО 6
СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Сущность финансового анализа. Особенности анализа финансового состояния малого предприятия 6
1.2 Сущность и методика оценки финансового состояния предприятия 10
1.3 Методы прогнозирования банкротства 19
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ЭЛЬДОРАДО» 28
2.1 Краткая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ динамики и структуры имущества и его источников 30
2.3 Оценка типа финансовой ситуации на предприятии 37
2.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости 38
2.4 Анализ платежеспособности предприятия 41
2.4.1 Анализ ликвидности активов 41
2.4.2 Анализ ликвидности баланса 42
2.5 Анализ вероятности банкротства предприятия 44
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 51
3.1 Совершенствование управлением дебиторской и кредиторской задолженностями 51
3.2 Управление финансовыми потоками предприятия 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

Работа содержит 1 файл

АФС Эльдорадо от 15 ноября_0.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

     Предприятия, испытывающие финансовые затруднения, управляют в основном не денежной наличностью, а взаимными неплатежами. Баланс любого неплатежеспособного предприятия, как прибыльного, так и убыточного, имеет характерный отличительный признак —  при символических суммах денежных средств на расчетном счете и в кассе значительные суммы помещены в кредиторскую и дебиторскую задолженность. При этом если предприятие прибыльно, то по большей части дебиторская задолженность будет превышать кредиторскую; если предприятие убыточно, то соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью будет обратным.

     Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности, рынка данной продукцией, принятой на предприятии системой расчетов и др.

     Управление  дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом для кризисных предприятий важна не столько сама продолжительность оборота дебиторской задолженности, сколько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности. Ускорение оборачиваемости в принципе рассматривается как положительное явление.

     Управление  дебиторской задолженностью включает группировку долгов по «возрасту» и степени уверенности в их погашении. Балансовая группировка предполагает выделение двух групп: долги, которые могут быть погашены в течение 12 месяцев, и долги, которые будут погашены в срок более 12 месяцев. Для оперативного управления такая группировка является слишком укрупненной, поэтому наиболее распространенная классификация предусматривает группировку до 30, 60, 90, 120, свыше 120 дней.

     По  степени надежности дебиторскую  задолженность следует разделить на три группы: надежные долги, сомнительные долги и безнадежные долги. Первая группа оставляется на балансе и управляется вышеописанными способами. Под вторую группу создается резерв по сомнительным долгам за счет прибыли до налогообложения. В третью группу долги относятся официально только по истечении установленного законом срока, однако в неофициальном порядке финансовая служба должна сформировать эту группу сразу, как только определится бесперспективность получения долгов. Это нужно для правильного планирования будущих прибылей и убытков.

     Управление  дебиторской задолженностью предполагает отбор покупателей, если у кризисного предприятия есть возможность выбора. Критерии отбора — платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной дисциплины. Однако гораздо более реальным рычагом является определение условий оплаты продукции (работ, услуг).

       Методы воздействия на должников наиболее обобщенно можно классифицировать следующим образом.

  1. Правовые методы. К правовым методам воздействия на должников являются претензионная работа, досудебная переписка и подача иска. В том случае, если должник оказался недобросовестным: занимался фиктивным предпринимательством, подделкой документов и прочими уголовно-наказуемыми деяниями, то судебное разбирательство будет решено в пользу предприятия. Однако, учитывая состояние российской правовой системы, кредитор рискует получить не деньги, а лишь еще одно постановления суда. Если же должник является «добросовестным неплательщиком», юридические разбирательства могут оказаться достаточно эффективными в плане возврата денежных средств, однако, после такого воздействия предприятие может навсегда потерять клиента.
  2. Экономические методы. К ним следует отнести финансовые санкции (штраф, пеня, неустойка) и залоговые отношения.

       Залог является наиболее действенным рычагом  влияния на должника, так как может быть продан по заниженной цене. Если нарушает условия оплаты постоянный покупатель, первой экономической санкцией против него может стать приостановка дальнейших поставок или последующее его бойкотирование со стороны других поставщиков. Однако следует учитывать и тот факт, что приостановка поставок может привести к дальнейшему усугублению финансового состояния должника или к его банкротству. Поэтому правильное применение экономических санкций должно основываться на знании тех причин, по которым должник не платит.

  1. Психологические методы.

    Простейшим  психологическим методом является — постоянные напоминания по телефону (факсу, почте и т. п.) различной эмоциональной окраски (в зависимости от ситуации). Должник должен знать о том, что кредитор обеспокоен задержкой платежа и готов предпринять решительные меры по его возврату.

    Более сложный — использование различных  средств массовой информации (СМИ) или распространение информации о задержках платежей среди смежных поставщиков и других заинтересованных лиц. Многие фирмы понимают, что имиджевые потери иногда дороже денежных. При этом психологическое влияние оказывается очень эффективным для добросовестных дебиторов.

       Развитие  рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, то есть ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия; денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

       Основными формами рефинансирования дебиторской  задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями; форфейтинг.

     Наиболее  распространенной ошибкой руководителей кризисных предприятий является их нежелание терять на дисконте при продаже долгов. В результате чего, предприятие впоследствии рискует списать на убытки всю сумму дебиторской задолженности как потерю от безнадежных долгов.

     Самым трудным участком работы финансовой службы кризисного предприятия является управление кредиторской задолженностью, Политика в области кредиторской задолженности заключается в управлении длительностью финансового цикла. Финансовый цикл, или период обращения денежной наличности, представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. Финансовый цикл может быть сокращен за счет как ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, так и замедления оборачиваемости кредиторской задолженности. Последнее обстоятельство является едва ли не единственным реальным рычагом для кризисного предприятия в условиях острой нехватки финансовых ресурсов.

     Основными методами управления кредиторской задолженностью в условиях финансового кризиса на предприятии являются ее реструктуризация и  конвертация.

     Под реструктуризацией кредиторской задолженности  понимают предоставление отсрочек и рассрочек по уплате долгов. Она может осуществляться на основе частных договоренностей предприятия с кредитором, на основе решения суда или мирового соглашения в рамках судебного разбирательства.

     Конвертация кредиторской задолженности может  быть осуществлена путем дополнительной эмиссии акций предприятия на сумму его кредиторской задолженности, с последующей передачей их кредиторам по договоренности.

     Снизить потребность в кредиторской задолженности  можно путем привлечения краткосрочного и долгосрочного кредитования, использования лизинга для финансирования внеоборотных активов, оптимизации производственных запасов и дебиторской задолженности.

     Повышение коэффициентов ликвидности возможно двумя путями: либо увеличением оборотных активов при неизменной сумме краткосрочных долгов, либо снижением краткосрочных долгов.

     Первый  путь может быть практически реализован, если у предприятия, наряду с краткосрочной задолженностью, появляются другие источники покрытия: увеличивается собственный капитал или привлекаются долгосрочные займы.

     Второй  путь предполагает абсолютное уменьшение краткосрочной задолженности в условиях, когда невозможно увеличить собственные или долгосрочные заемные источники. Практически это должно означать, что предприятие реализует часть неиспользуемы внеоборотных активов, запасов или получает дебиторскую задолженность и направляет эти средства на погашение краткосрочных долгов.

       Однако  при планировании мероприятий, направленных на повышение финансовой устойчивости и ликвидности следует учитывать, что данные мероприятия могут оказывать негативное влияние на эффективность деятельности предприятия. Поэтому каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно быть рассмотрено как с позиции рентабельности данного вида активов, так и с позиции оптимальной структуры капитала.

     Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.

     Однако  балансовые остатки дебиторской  и кредиторской задолженности могут  служить лишь отправной точкой для  исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами и кредиторами на финансовое состояние. Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.

     Таким образом, оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.

     По  существу, выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности. Поступление денежных средств от продаж определяет возможности предприятия по погашению долгов кредиторам. Как правило, большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей. Установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам — главная задача управления движением дебиторской задолженности.

     Управление  движением кредиторской задолженности — это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей.

     Следовательно, практически речь идет об одновременном управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.

     В конечном счете все это позволяет  ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками потребность предприятия  в денежных средствах и достаточный  уровень его платежеспособности.

Информация о работе Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия