Жилищная политика как составная часть социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. В условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, зависящим от финансовых возможностей семей и от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 29.56 Кб (Скачать)

1. Жилищная политика  как составная  часть социальной  политики 

     Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. В условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, зависящим от финансовых возможностей семей и от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья.

     Жилищный  вопрос возникает тогда, когда жилищные неурядицы отдельных людей воспринимаются не только как их личная проблема, но как проблема, затрагивающая интересы всего общества, а жилищная политика возникает как система мер, призванная в интересах всего общества служить смягчению этой проблемы. Только в рамках такого подхода можно установить ту или иную дату рождения жилищного вопроса и жилищной политики.

     Нельзя сказать, что до XIX века вообще не предпринималось никаких мер по урегулированию вопросов, связанных с жильем. Так, весьма долгую историю имеет регулирование строительной деятельности. Уже законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 годы до Рождества Христова) предусматривали, что если дом разваливался и под его развалинами погибал хозяин, то строитель предавался смерти [3]. В правление царя Синнахериба (705-681 годы до Рождества Христова) в столице Ассирии Ниневии были проведены линии, по которым должны быть расположены дома (сейчас их называют красными линями). Однако упомянутые мероприятия трудно назвать «жилищной политикой» в современном смысле слова, так как они были направлены вовсе не на решение «жилищного вопроса», а на другие цели. Любое строение должно быть достаточно прочным. Любой большой город, нуждается в упорядочении планировки. Нуждается большой город и в коммунальной деятельности, направленной на создание необходимых для жизни условий, и города древности не были исключением из этого правила, иначе они просто бы вымерли от болезней и эпидемий. Все упомянутые выше меры косвенным образом приводили и к улучшению жилищных условий, но не ставили перед собой такой цели.

     Наиболее  ярко эта особенность городов  древности может быть продемонстрирована на примере Рима, в котором «жилищный вопрос» был известен приблизительно со времен Катона, хотя не уцелело ни одного акта, свидетельствующего о вмешательстве республиканской власти в дела своих подданных. Императорский период создает начало квартирного законодательства. Оно касается предписаний относительно высоты домов, ширины улиц (при Цезаре Августе), а иногда и вопроса о цене [3]. Однако целью этих мероприятий было в первую очередь создать величественный образ столицы Римской империи. Были построены знаменитый водопровод, бани (которые античную эпоху были центрами общественной жизни), другие общественные здания, большое внимание уделялось облагораживанию образа центра мира. В рамках этой деятельности скромные мероприятия по ограничению высоты домов и установлению минимальной ширины улиц носили явно второстепенный характер.

     Необходимость проведения жилищной политики привлекла  внимание к анализу экономических  причин возникновения жилищного  вопроса и путей его решения. Большая часть исследователей стояла на позициях признания рыночной экономики, однако в XIX веке возник марксизм – радикальное учение, отрицающее право на существование сложившегося социального строя и лежащей в его основе рыночной экономики.

     Последовательное  отрицание классиками марксизма  рыночных отношений не встретило поддержки в обществе за исключением собственно социал-демократических кругов, хотя к критике недостатков рабочего жилья многие относились сочувственно. Работа Ф.Энгельса «К жилищному вопросу» до сих пор включается во все западные библиографии по жилищному вопросу. Однако достаточно радикальные предложения по выведению рыночных отношений из целых сфер экономической деятельности в XIX веке высказывались и авторами, далекими от марксизма.

     Так, широкое распространение получила идея аграрной реформы, предусматривающая отмену частной собственности на землю полностью или только в городах. Сам В.В. Святловский, не принадлежа к политическим радикалам, писал: «не предрешая вопроса о всей национальной территории, я полагаю, что земля в пределах современных городов и поселков должна находиться у частных лиц только на праве пользования, а не владения, чем в значительной мере может быть задержано дальнейшее повышение цен на жилище» [3]. Вопрос о земельной собственности и земельной политике, хотя и связан тесно с жилищным вопросом, но им не исчерпывается, и заслуживает специального рассмотрения.

     Предлагались  и проекты радикальной жилищной реформы, предлагавшие правительству взять квартирное дело в свои руки, и самому строить все необходимое жилье. Однако большая часть исследований была направлена не на революционную ломку сложившихся отношений, а на совершенствование рыночных механизмов или внесения в них путем проведения жилищной политики необходимых корректив.

     Поскольку цена жилья как товара на рынке  определяется соотношением спроса и  предложения, регулирование может  быть направлено или на спрос, или  на предложение, или и на то, и  на другое. В соответствии с разницей в экономических подходах к решению жилищного вопроса сформировались две большие школы – Неоманчестерская школа и Новая Экономическая Административная школа [3].

     Согласно  утверждениям авторов XIX – начала XX века, Неоманчестерская школа сосредоточила свое внимание на проблеме спроса, а Новая Экономическая Административная школа – на проблеме предложения. Придерживается этого мнения и выдающийся русский муниципальный специалист М.Д. Загряцков, сторонник Новой Экономической Административной школы. Утверждение это верно, если понимать его в контексте экономической политики laissez-faire – экономического либерализма, основанного на требовании свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.

     Не  следует думать, что представители  неоманчестерской школы были сторонниками выдачи работникам субсидий для найма жилья. Различие между неоманчестерской и новой административной школами заключалось в первую очередь в ответе на вопрос обладает ли жилье как товар такими свойствами, которые принципиально отличают его от других товаров? [3] В зависимости от ответа на этот вопрос неизбежно рознятся и экономические рекомендации: или это общеэкономические меры, или меры специальные, учитывающие эти особенности жилья как товара.

     Неоманчестерская  школа считала, что такого принципиального  различия нет, и отличие жилья  от других видов товара не больше, чем  различие других товаров между собой, поэтому жилищная нужда является «болезнью роста», которая будет  преодолена по мере общего развития экономики. Любое регулирование предложения создаст только препятствия для свободной хозяйственной деятельности людей, для выравнивания спроса и предложения, которое и должно привести к улучшению ситуации на рынке жилья.

     Сама  суть спроса в том, что он не может  быть предметом регулирования, что  человек вправе в соответствии со своими взглядами и потребностями  тратить свои деньги на то, что он считает нужным. Спрос должен быть предоставлен игре свободных рыночных сил. Поэтому неоманчестерцы выступали за уничтожение ограничений, препятствующих, по их убеждению, свободному развитию предложения.

     Новая административная школа считает, что  такое принципиальное отличие есть, отсюда и предлагаемые этой школой меры активного регулирования. Именно новой административной школе мы обязаны научными исследованиями экономических свойств жилья как товара. А ответ на вопрос об особенностях жилья как товара, несмотря на свою кажущуюся простоту, вовсе не прост.

     Первый  ответ – особенность жилья  в том, что оно является предметом  первой необходимости. Однако к этому  ответу следует отнестись с осторожностью. Конечно, если бы жилье не являлось предметом первой необходимости, не возник бы и жилищный вопрос: ведь никто не объявляет общественной проблемой то, что небогатые люди не могут приобретать брильянты. Однако пища и одежда также являются предметами первой необходимости, а именно развитие свободного рынка привело к тому, что снабжение европейцев этими товарами в XIX веке улучшилось. Вообще ограничение рыночных отношений сферой предметов роскоши характерно скорее для раннего средневековья с его натуральным хозяйством.

     Капиталистический уклад потому и завоевал мир, что  сделал более доступными именно те товары, которые являются предметами первой необходимости, и, следовательно, имеют массового потребителя.

     Второй  особенностью дома является его большая  стоимость, связанная с длительным сроком жизни, и тем, что строительство дома ведется на заемные деньги. Авторы уже уделили внимание этой стороне жилищного вопроса, однако и это свойство жилья является следствием других его свойств.

     Главная особенность дома как товара заключается  в том, что его  стоимость в значительной степени связана с местоположением, то есть с приростом городской ренты. Согласно известной формуле, чистый доход = рента + процент на капитал + предпринимательская прибыль. Процент на капитал связан с общим экономическим положением в стране, предпринимательская прибыль – с предпринимательскими умениями и навыками, а вот рента – исключительно с расположением дома [3].

     Жилищное  хозяйство – это отрасль народного  хозяйства страны, которая призвана создавать нормальные условия для жизни населения и деятельности организаций, расположенных на территории населенного пункта, путем развития, эксплуатации, обслуживания его технического, инженерного оборудования и других видов благоустройства [10, с. 134].

     Для большинства населения в мире жилье и жилищные услуги представляют собой самое большое богатство, обеспечивающее приемлемый уровень их жизни. Жилищная отрасль затрагивает интересы каждого человека, каждой семьи. Это помещает ее в ранг одного из самых ответственных и остросоциальных направлений экономических преобразований, происходящих в любой стране. От того, насколько продуманно и умело преобразования будут проводиться в жизнь, напрямую зависит социальная стабильность в обществе.

     Рынок жилья – это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации и купли жилья. Нет другого товара (разве что хлеб), который бы до такой степени определял жизнь каждой семьи. Эту сторону дела искусно использовали коммунисты, вообще « изгнав» жильё из товарного мира. Другие две причины – техническая сложность рынка жилья и тесная связь его с рынком земли. Жильё нельзя производить и продавать как пакеты с молоком: здесь мы имеем дело, по существу, уже с рынком капитала, частью инфраструктуры.

     В соответствии с Жилищным Кодексом Республики Беларусь жилищное хозяйство представляет собой отрасль экономики, обслуживающая жилищный фонд, его содержание и ремонт [4]. В свою очередь, жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений Республики Беларусь независимо от форм собственности [4]. Классификацию жилищного фонда представим в виде рисунка 1.1 [4].

    Республиканским жилищным фондом является часть жилищного фонда, находящаяся в республиканской собственности (собственность Республики Беларусь). Коммунальным жилищным фондом является часть жилищного фонда, находящаяся в коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). В свою очередь, жилищным фондом граждан признается часть жилищного фонда, находящаяся в собственности граждан, а жилищным фондом юридических лиц негосударственной формы собственности – часть жилищного фонда, находящаяся в собственности юридических лиц негосударственной формы собственности. 

     

Рисунок 1.1 – Классификация жилищного фонда 

     При значительной дифференциации доходов  некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государство проводит жилищную политику – часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан.

     При реализации этой политики государство  в качестве инструментов использует следующие меры [7, с. 89]:

  • льготы на строительство, покупку и оплату аренды жилья;
  • систему налоговых скидок (по налогу на недвижимость);
  • систему регулирования оплаты социального жилья;
  • государственные займы на строительство жилых домов;
  • субсидирование процентов по кредитам и выдачу прямых кредитов на строительство и приобретение жилья;
  • жилищные пособия для пенсионеров и семей с низкими доходами;
  • субсидии на ремонт, реконструкцию и улучшение жилья и т. д.

     Жилищная  политика также проводится в виде специальных программ по строительству жилья. Устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства страны определяется созданием эффективной и устойчивой инженерно-технической инфраструктуры населенных пунктов по производству и поставке услуг жизнеобеспечения населению и обеспечению жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.

     Таким образом, жилье является одной из первостепенных потребностей населения. Жилищный вопрос возникает тогда, когда жилищные неурядицы отдельных людей воспринимаются не только как их личная проблема, но как проблема, затрагивающая интересы всего общества, а жилищная политика возникает как система мер, призванная в интересах всего общества служить смягчению этой проблемы. Жилищная политика – часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан. Для большинства населения в мире жилье и жилищные услуги представляют собой самое большое богатство, обеспечивающее приемлемый уровень их жизни. Жилищная отрасль затрагивает интересы каждого человека, каждой семьи. Это помещает ее в ранг одного из самых ответственных и остросоциальных направлений экономических преобразований, происходящих в любой стране. От того, насколько продуманно и умело преобразования будут проводиться в жизнь, напрямую зависит социальная стабильность в обществе. 
 
 

Информация о работе Жилищная политика как составная часть социальной политики