Взаимодействие спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.

Содержание

Введение. 2
I. Рыночный спрос: экономическая сущность. 3
1.1. Рынок и закон спроса. 3
1.2. Изменение спроса. 7
1.3. Рыночное предложение и его факторы 11
1.4. Эластичность спроса 13
II. Взаимосвязь спроса и предложения 17
Заключение 22
Приложение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие спроса и предложения.docx

— 116.14 Кб (Скачать)

Предположим, что предложение  увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается).

Предположим теперь, что  предложение сокращается, а спрос  возрастает.

Наблюдаются два эффекта  повышения цены. Если уменьшение предложения  больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.

Возможны также случаи, когда предложение и спрос  изменяются в одном и том же направлении.

Сначала предположим, что  и спрос и предложения увеличиваются. Чтобы определить изменение равновесной цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.

Рассмотрим одновременное  уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается.

Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения  с одной стороны, и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется.

     Парадокс Гиффена. При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка (см. таблицу №3).

Количество блага должно было бы сократиться с Q1 до Q2, но спрос  возрос с Q1 до Q3.

Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки  на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации “цена — количество продукта” к другой комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение величины данного продукта.

 

1.3. Рыночное предложение и его факторы

 

Поведение на рынке продавцов, представляющих производство, выражается понятием «предложение». Объем (величина) предложения — это то количество продукта, которое продавец хочет и может предложить по определенной цене. Цена предложения — это цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара.

Закон  предложения  выражает  зависимость  объема  предложения  от цены товара. Совокупность взаимных изменений цены и объема называется кривой предложения. В противоположность падающей кривой спроса кривая предложения имеет возрастающий характер (или положительный наклон). Для конкретной цены закон предложения указывает на максимальное количество товара, которое продавцы хотят и могут предложить по этой цене. Для конкретного объема предложения закон предложения указывает на минимальную цену, которую продавец сочтет приемлемой за это количество товара.

Необходимо различать  изменение количества предложения  и изменение предложения. Если продавцы предлагают для продажи большее количество товара потому, что цена на него возрастает, то имеет место изменение количества предложения. Изменение количества предложения представляет собой движение точек вдоль кривой предложения, обусловленное изменением продажных цен товара.

Изменение предложения приводит к сдвигу кривой предложения в результате увеличения (уменьшения) издержек производства (цены предложения). Увеличение предложения в результате снижения из держек производства сдвигает кривую предложения вправо, и наоборот, уменьшение предложения под влиянием роста издержек производства сдвигает ее влево. Выделяют следующие неценовые факторы предложения:

1) цены экономических  ресурсов. Увеличение цен на ресурсы  приводит к росту затрат на производство и снижению предложения;

2) степень использования  достижений НТП. Именно НТП  в наибольшей степени дает возможность снижения издержек производства, а следовательно, увеличения предложения товаров (сдвига кривой предложения вправо вниз). И наоборот;

3) цены на альтернативные  товары. Чем больше производится  одного товара, тем меньшее количество альтернативных товаров по причине ограниченности ресурсов может быть произведено;

4) число продавцов. При  прочих равных условиях рост  числа продавцов увеличивает предложение. И наоборот, увеличение степени монополизации рынка сопровождается ростом цен и снижением объемов выпуска;

5) эффективность ожидания  продавцов. Рост производства  не всегда означает увеличение предложения. Если ожидается, что цены возрастут, то текущее предложение будет снижено, т. е. будет осуществляться задержка продажи с целью последующей реализации по более высокой цене.

 

1.4. Эластичность спроса

     Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут  приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию  ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным:

    

 
 


 

    

 
 


 

Если существенное изменение  в цене ведет к небольшому изменению  в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный:

Когда процентное изменение  цены и последующее изменение  количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью:

    

 
 


 

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным

    

 
 


 

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать  покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным:

    

 
 


 

    

    

     Факторы ценовой эластичности спроса :

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя , долговечности продукта.

    

 

 

II. Взаимодействия спроса и предложения.

 

Итак, на рынке сталкиваются интересы покупателей, олицетворяющих спрос, и интересы продавцов, представляющих предложение. Покупатели предлагают цену спроса, то есть максимальную цену, которую  они готовы заплатить при покупке  данного количества товара, а продавцы, в свою очередь, - цену предложения, то есть минимальную цену, за которую  они готовы уступить это же количество товара.

В условиях свободной конкуренции  предполагается, что каждый акт обмена совершается в результате добровольного  соглашения покупателя с продавцом  по устраивающей обоих цене, что ведут себя они рационально, то есть действуют в своих собственных интересах, пытаясь извлечь максимальную выгоду.

 

 

Для того чтобы представить  это графически, необходимо кривые спроса и предложения наложить друг на друга. Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения характеризуется  объемом и ценой товара, которая  устраивает и продавцов, и покупателей. Это точка равновесия Е (equilibrium).

Состояние рынка, при котором  спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным, оптимальным. Равновесными же называются цена и соответствующий  объем продаж (Pe, Qe).

Цена, по которой товар  реально продается или покупается, называется рыночной и, кстати, необязательно  совпадает с равновесной. Продажная (рыночная) цена может меняться от сделки к сделке, завися от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Hе совпадает с равновесным, как правило, и реальный объем продаж.

Для равновесного состояния  рынка характерно отсутствие у продавцов  и покупателей стимулов к изменению  своих решений относительно условий  купли-продажи. Однако равновесное  состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая  колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и  предложения заставляет развиваться  экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.

Существует два похода к проблеме экономического равновесия. При первом рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (частное  равновесие). При втором - равновесие всей экономической системы как  целого (общее равновесие). Выбор  приемов и методов анализа  зависит от целей исследования.

В принципиальном плане нарушение  рыночного равновесия может произойти  в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.

Рассмотрим следующую  ситуацию. Допустим, в результате влияния  каких-то рыночных сил продажная  цена поднялась выше равновесной, например, до уровня P1. Как бы ни поднялась рыночная цена выше равновесной (конечно, в разумных пределах), почти всегда найдутся покупатели, готовые заплатить эту цену. Hо объем спроса (Qd1) будет значительно меньше равновесного. Hаоборот, число желающих продать по этой цене

увеличится и, следовательно, объем предложения возрастет (до QS1). Hаглядно видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (QS1 - Qd1). Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители - сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется», и на рынке опять не восстановится равновесие.

В противоположной ситуации, то есть если рыночная цена (P2) почему-то спустится ниже равновесного уровня, возникает другое явление - недостаток товара. Желающих купить дешевый товар станет больше, объем спроса возрастет до Qd2. Количество же продавцов, готовых продавать по более низкой цене, сократится. Hа продажу будет выставлено гораздо меньше товаров, чем раньше. Объем предложения упадет до QS2. В условиях возникшего дефицита (Qd2 - QS2) появятся покупатели, готовые заплатить более высокую, чем сложившаяся продажная, цену. Ориентируясь на активный спрос, продавцы начнут поднимать продажную цену. Оживятся и производители, расширяя выпуск и быстро восполняя недостаток товара. С другой стороны, повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию.

До сих пор, говоря о  равновесии, о движении к равновесию, мы имели дело с «неподвижными» кривыми  спроса и предложения. Восстановление нарушенного равновесия через ценовой  механизм не приводило к сдвигу рассматриваемых  кривых. Однако нарушение равновесия возможно и по причинам, непосредственно  не связанным с отклонением рыночной цены от равновесного уровня. Речь идет о факторах, вызывающих сдвиг кривых спроса или предложения и тем  самым - нарушение равновесного состояния  рынка.

Эффект сдвига кривой спроса. Предположим, что в результате увеличения дохода или возникновения моды на какой-то товар спрос на него возрос. Это приведет к сдвигу вправо-вверх кривой спроса (рис. 16). Конкретно речь идет о том, что возрос объем требуемых на рынке товаров данного вида на каждом ценовом уровне. Если рыночная цена останется на какое-то время на прежнем равновесном уровне (Pe), то возникнет дефицит, поскольку объем спроса увеличится с Qe до Qd1, а предложение останется на том же уровне Qe.

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения