Взаимодействие спроса и предложения,рыночная цена

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Рынок - это форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен - ключевое звено рыночных отношений, т.к. именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложения товаров и услуг со спросом на них. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность и свободный обмен ресурсами.
Основные элементы рыночного механизма - цена, спрос, предложение.
Спрос - это количество продуктов, которые потребители готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу в течении определенного периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить. Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.

Содержание

Введение 3
1. Взаимодействие спроса и предложения 4
1.1. Влияние и зависимость спроса от предложения 4
1.2. Экономический кругооборот 6
1.3. Изменения, влияющие на спрос и предложение 8
1.4. Устойчивость рыночного равновесия 9
2. Эластичность спроса и предложения 10
2.1. Эластичность спроса 10
2.2. Измерение эластичности спроса 13
2.3. Факторы, влияющие на эластичность спроса 15
2.4. Эластичность предложения 17
2.5. Применение теории эластичности 18
3. Ценообразование на разных типах рынков 23
3.1. Чистая конкуренция 23
3.2. Монополистическая конкуренция 24
3.3. Олигополистическая конкуренция 24
3.4. Чистая монополия 25
3.5. Государство и рыночный механизм 26
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

_Взаимодействие спроса и предложенияя.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  образования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ государственный УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

 
 
 

рЕФЕРаТ

по  предмету: «экономика» 

  «Взаимодействие  спроса и предложения.

Рыночная  цена»

 
 
 
 
  Выполнила : студентка ВСО

группы 090754

Куксова И.А. 

Проверил преподаватеть:

Тхориков  Б.А. 

Белгород  2010г.  
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

     Рынок - это форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен - ключевое звено рыночных отношений, т.к. именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложения товаров и услуг со спросом на них. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность и свободный обмен ресурсами.

     Основные  элементы рыночного механизма - цена, спрос, предложение.

     Спрос - это количество продуктов, которые  потребители готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу в течении определенного периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить. Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.  
 

 

1. Взаимодействие  спроса и предложения

1.1. Влияние и зависимость  спроса от предложения

     Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное  количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой. 
 
 
 
 
 

       
 
 

     Избыточный  спрос или дефицит сопутствующий  ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить  более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производсьва данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.

     Избыточное  предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут 1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции и 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.

     В зависимости от государственного воздействия, регулирования,  степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

     Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном  рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства.

     Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции.

     Цена  спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

     Регулируемые  цены — это цены, устанавливаемые соответствующими  органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют: Предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут  устанавливать цену своей продукции или услуг.  Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном  уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта  рынка, утвердившего их.

1.2. Экономический кругооборот

     Экономический кругооборот — это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов.

     Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства  предъявляют спрос на потребительские  товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая,  в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом  спроса и предложения. При всей, условности схемы кругооборота  она отражает главное — в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

       
 
 
 
 
 
 
 

     Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах, которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг. Продажа этих благ и услуг составляют выручку фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, предпологает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (капиталл, труд, землю, предпринимательскую способность), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, проценты, прибыль). Таким образом реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов.

       
 
 
 
 
 
 

     Эта модель может быть уточнена при помощи включения оборотов внутри секторов. Простая модель кругооборота несколько  идеализирует  реальную действительность. Во-первых, она не учитывает накопления как экономических благ, так и  денежных ресурсов, а так же то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Например, если потребители начинают сберегать часть полученных доходов, влияние совокупного спроса уменьшается.

     Такие обстоятельства могут существенно  модифицировать модель кругооборота. Самым важным является здесь развитие кредитной системы. Во-вторых, схема абстрагируется от роли государства.

     Роль  государства в современном мире весьма многообразна, поскольку оно  влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита.

     Домашние  хозяйства и фирмы платят в  пользу государства налоги, получая  от него в свою очередь трансфертные платежи и субсидии.

     Кроме того, правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как  потребительского, так и производственного характера. В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной торговли.

     Модель  экономического кругооборота имеет  важное значение не только для понимания  механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.

1.3. Изменения, влияющие на спрос и предложение

Изменения (при прочих равных условиях) Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
1. Изменение цен конкурирующих товаров +     +
2. Введение новой технологии   + +  
3. Изменение моды на товары +     +
4. Изменение потребительских доходов +     +
5. Изменение цен на сырье   + +  

 

1.4. Устойчивость рыночного  равновесия

 

2. Эластичность  спроса и предложения

2.1. Эластичность спроса

     Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

    Если  обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер равен:

                                                                 (1)

    где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

    «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

    Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

    Показатель  ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

    Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен: 

    

,               

    Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

    Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

    При коэффициенте эластичности равном 1 говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

    На  рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а  снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30),  т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения,рыночная цена