Взаимодействие спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – анализ взаимосвязей и взаимодействия спроса и предложения, и как следствие процесса формирования рыночной цены.

Содержание

Введение 3
1. Содержание и характеристика спроса. Закон спроса 4
2. Содержание и характеристика предложения. Закон предложения 8
3. Взаимодействие спроса и предложения. Способы формирования рыночной цены товара 12
Заключение 16
Список использованных источников 18

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория (Взаимодействие спроса и предложения).docx

— 70.20 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1. Содержание и характеристика спроса. Закон спроса 4

2. Содержание и характеристика предложения.  Закон предложения 8

3. Взаимодействие спроса и предложения. Способы формирования рыночной цены товара 12

Заключение 16

Список использованных источников 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Любой хозяйственный механизм представляет собой совокупность элементов в их взаимосвязи, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов хозяйственных механизмов, а также организационную структуру экономической системы.

     Рыночный  механизм – это система основных взаимосвязанных элементов рынка: спроса, предложения, цены. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

     Важнейшей проблемой микроэкономики является механизм формирования цен. Фирма решает, что производить, как производить, для кого, т.е. основные микроэкономические показатели — цены и объем произведенной  продукции — складываются под  воздействием спроса и предложения.

     На  стороне производства выступает  предложение, на стороне потребления  – спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке  противостоят друг другу. Соотношение спроса и предложения играет исключительно важную роль, ибо именно оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

     Рынок как совокупность сделок продажи  и купли товаров (и услуг) можно  представить в виде следующей  формулы: «продавцы — товары —  рыночные цены — деньги — покупатели». Согласно этой формуле продавцы (с  их товарами) с помощью цен соединяются  с покупателями (с их деньгами).

     Приведенной формуле можно придать более  краткий вид: предложение — цена  — спрос.

     Цель данной контрольной работы – анализ взаимосвязей и взаимодействия спроса и предложения, и как следствие процесса формирования рыночной цены.

1. Содержание и характеристика спроса. Закон спроса

 

     Спрос – это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге; количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют возможность приобрести за некоторый период времени по определенным ценам.

     Основные  характерные черты спроса следующие:

    - покупатель (потребитель) всегда свободен в выборе товаров;

     - спрос предполагает готовность потребителя купить товар;

     - потребитель должен быть в состоянии купить товары, т.е. у него должны быть средства (деньги) для покупки;

     - спрос всегда связан с некоторой ценой;

     - в каждый определенный период времени возникает ряд цен. Каждой цене соответствует свой спрос.

     Различают индивидуальный, рыночный и совокупный спрос на товары или услуги.

     Если  индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос является суммированным, или агрегированным, отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Совокупный спрос – спрос всей массы покупателей на всю массу товаров.

     Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и  цена спроса.  Величина спроса – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги в данное время и в данном месте, называется ценой спроса.

     На  величину спроса влияет огромное количество факторов, среди которых наиболее значимыми являются:

     - вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, повышенный интерес людей к здоровому образу жизни может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты при тех же ценах;

     - доходы потребителей. Воздействие данного фактора является двойственным и зависит от характеристики товара. Для подавляющей группы качественных товаров (их принято называть нормальными) рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. Для товаров, имеющих сравнительно низкое качество {относительно худших), рост дохода приводит к частичному или полному отказу от их потребления и, как следствие, к сокращению спроса.;

     - число потребителей. При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар;

     - цены на другие товары. Изменение цен на взаимосвязанные товары также относится к группе неценовых факторов, так как предполагает неизменность цены основного товара;

     - экономические ожидания потребителей. Экономические ожидания представляют собой прогнозы экономических субъектов относительно возможных изменений цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д.

     Зависимость объема спроса от цен выражается законом спроса, согласно которому между ценой  и спросом существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.

     Зависимость между величиной спроса и ценой  описывается законом спроса, согласно которому между ценой (P) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.(см. формулу (1))

Qd = f(P)<0                                             (1)

     Зависимость между ценой и спросом можно  представить графически (рис. 1.1.).

     

     Рисунок 1.1. - Зависимость спроса от цены (кривая спроса) 

     Изображение соотношения между рыночной ценой  товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или  кривой спроса D. Суть закона состоит  в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, если на рынок поступает большее количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается  при повышении цены.

     Обратная  зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется  тремя причинами:

  1. Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит. Чтобы понять эффект дохода, необходимо вспомнить два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.
  2. Эффект замещения - влияние, которое изменение цены одного товара оказывает на структуру спроса. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами, и спрос на первый товар упадет.
  3. Действие закона убывающей предельной полезности. После определенного уровня дальнейшее увеличение количества приобретаемых товаров приносит все меньше радости, удовольствия или, как говорят экономисты – полезности. В экономической науке это явление называют законом убывающей предельной полезности. Согласно этому закону, приращение полезности от каждой последующей единицы блага меньше, чем от предыдущей.

     Для спроса на некоторые  продукты характерна относительная чуткость потребителя  к изменению цен. Небольшие изменения в цене приводят к значительным  изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты называют эластичным. В случае, если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок спрос называю неэластичным. Количественным измерением эластичности может быть соотношение процентного выражения количественного изменения спроса к процентному выражению изменения цены. 
 
 
 

2. Содержание и характеристика предложения.  Закон предложения

 

     Предложение - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

     Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

     Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав  их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много  товаров. Когда же цена существенно  возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить  предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между  рыночными ценами и количеством  товаров, которое производители  желают предложить покупателям.

     Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при  увеличении цены предложение растет, при снижении – падает (см. формулу (2)):

Qs = f(P)>0                                             (2)

     Зависимость между ценой и спросом можно  представить графически (рис. 2.1.).

     

     Рисунок 2.1. - Кривая предложения 

     Кривая  предложения S характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении  цены происходит движение вдоль кривой предложения.

     Если  кривая спроса устанавливает отношение  между ценами и тем количеством  товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения S характеризует  отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие  от кривой спроса кривая предложения  обычно поднимается вправо вверх. При  возрастании цены действует тенденция  к увеличению предложения.

     Как и в случае спроса, существуют неценовые  факторы, влияющие на объем предложения:

     1. Цены на ресурсы (чем они ниже, тем предложение больше). При неизменных ценах на продукт снижение цен на ресурсы приводит к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей, а в итоге увеличивает их возможности по покупке дополнительного количества ресурсов и увеличению объемов производства – увеличению предложения. Повышение цен на электроэнергию, бензин, воду и муку приведет к уменьшению предложения хлеба.

     2.  Технологии (позволяют снизить затраты ресурсов на единицу производимой продукции и ведут к увеличению предложения). Меньшее количество ресурсов, расходуемое на единицу продукции, при неизменных ценах на ресурсы и на продукт ведет к сокращению издержек на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей.

     3.  Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.

     3.  Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.

     4.  Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.

     5.  Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.

     Изменение предложения под влиянием неценовых  факторов приводит к сдвигам кривой предложения 

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения