Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – анализ взаимосвязей и взаимодействия спроса и предложения, и как следствие процесса формирования рыночной цены.
Введение 3
1. Содержание и характеристика спроса. Закон спроса 4
2. Содержание и характеристика предложения. Закон предложения 8
3. Взаимодействие спроса и предложения. Способы формирования рыночной цены товара 12
Заключение 16
Список использованных источников 18
Содержание
Введение 3
1. Содержание и характеристика спроса. Закон спроса 4
2. Содержание и характеристика предложения. Закон предложения 8
3. Взаимодействие спроса и предложения. Способы формирования рыночной цены товара 12
Заключение 16
Список
использованных источников 18
Любой хозяйственный механизм представляет собой совокупность элементов в их взаимосвязи, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов хозяйственных механизмов, а также организационную структуру экономической системы.
Рыночный
механизм – это система основных
взаимосвязанных элементов
Важнейшей проблемой микроэкономики является механизм формирования цен. Фирма решает, что производить, как производить, для кого, т.е. основные микроэкономические показатели — цены и объем произведенной продукции — складываются под воздействием спроса и предложения.
На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления – спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Соотношение спроса и предложения играет исключительно важную роль, ибо именно оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.
Рынок как совокупность сделок продажи и купли товаров (и услуг) можно представить в виде следующей формулы: «продавцы — товары — рыночные цены — деньги — покупатели». Согласно этой формуле продавцы (с их товарами) с помощью цен соединяются с покупателями (с их деньгами).
Приведенной формуле можно придать более краткий вид: предложение — цена — спрос.
Цель данной контрольной работы – анализ взаимосвязей и взаимодействия спроса и предложения, и как следствие процесса формирования рыночной цены.
Спрос – это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге; количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют возможность приобрести за некоторый период времени по определенным ценам.
Основные характерные черты спроса следующие:
- покупатель (потребитель) всегда свободен в выборе товаров;
- спрос предполагает готовность потребителя купить товар;
- потребитель должен быть в состоянии купить товары, т.е. у него должны быть средства (деньги) для покупки;
- спрос всегда связан с некоторой ценой;
- в каждый определенный период времени возникает ряд цен. Каждой цене соответствует свой спрос.
Различают индивидуальный, рыночный и совокупный спрос на товары или услуги.
Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос является суммированным, или агрегированным, отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Совокупный спрос – спрос всей массы покупателей на всю массу товаров.
Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса. Величина спроса – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги в данное время и в данном месте, называется ценой спроса.
На величину спроса влияет огромное количество факторов, среди которых наиболее значимыми являются:
- вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, повышенный интерес людей к здоровому образу жизни может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты при тех же ценах;
- доходы потребителей. Воздействие данного фактора является двойственным и зависит от характеристики товара. Для подавляющей группы качественных товаров (их принято называть нормальными) рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. Для товаров, имеющих сравнительно низкое качество {относительно худших), рост дохода приводит к частичному или полному отказу от их потребления и, как следствие, к сокращению спроса.;
- число потребителей. При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар;
- цены на другие товары. Изменение цен на взаимосвязанные товары также относится к группе неценовых факторов, так как предполагает неизменность цены основного товара;
- экономические ожидания потребителей. Экономические ожидания представляют собой прогнозы экономических субъектов относительно возможных изменений цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д.
Зависимость объема спроса от цен выражается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.
Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, согласно которому между ценой (P) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.(см. формулу (1))
Qd = f(P)<0
Зависимость между ценой и спросом можно представить графически (рис. 1.1.).
Рисунок
1.1. - Зависимость спроса от цены (кривая
спроса)
Изображение
соотношения между рыночной ценой
товара и денежным выражением спроса
на него называется графиком спроса, или
кривой спроса D. Суть закона состоит
в том, что если цена какого-либо
товара повышается при неизменности
других условий рынка, то спрос на
этот товар уменьшается. Или, если на
рынок поступает большее
Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется тремя причинами:
Для
спроса на некоторые продукты характерна
относительная чуткость потребителя
к изменению цен. Небольшие изменения
в цене приводят к значительным изменениям
в количестве покупаемой продукции. Спрос
на такие продукты называют эластичным.
В случае, если существенное изменение
в цене ведет лишь к небольшому изменению
в количестве покупок спрос называю неэластичным.
Количественным измерением эластичности
может быть соотношение процентного выражения
количественного изменения спроса к процентному
выражению изменения цены.
Предложение - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.
Оно
характеризует экономическую
Объем
предложения каждого
Связь
между уровнем цен и
Qs = f(P)>0
Зависимость между ценой и спросом можно представить графически (рис. 2.1.).
Рисунок
2.1. - Кривая предложения
Кривая предложения S характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.
Если
кривая спроса устанавливает отношение
между ценами и тем количеством
товаров, которое потребители желают
купить, кривая предложения S характеризует
отношение между рыночными
Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения:
1. Цены на ресурсы (чем они ниже, тем предложение больше). При неизменных ценах на продукт снижение цен на ресурсы приводит к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей, а в итоге увеличивает их возможности по покупке дополнительного количества ресурсов и увеличению объемов производства – увеличению предложения. Повышение цен на электроэнергию, бензин, воду и муку приведет к уменьшению предложения хлеба.
2. Технологии (позволяют снизить затраты ресурсов на единицу производимой продукции и ведут к увеличению предложения). Меньшее количество ресурсов, расходуемое на единицу продукции, при неизменных ценах на ресурсы и на продукт ведет к сокращению издержек на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей.
3. Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.
3. Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.
4. Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.
5. Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения