Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:01, реферат
Рынок-это форма организации общественного производства, которая обеспечивает
взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм
цен- ключевое звено рыночных отношений, т.к. именно он обеспечивает связь
между производителями и потребителями, продавцами и покупателями,
уравновешивая предложения товаров и услуг со спросом на них. Основных
субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние
хозяйства, бизнес (предприниматели) и правит
1.Взаимодействие спроса и предложения и цена рыночного равновесия.
2.Посторить график предложения по следующей шкале предложений.
Цена товара |
4 | 6 | 10 | 12 |
Количество предложенных товаров |
1 | 4 | 6 | 7 |
Рынок-это форма
организации общественного
взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм
цен- ключевое звено рыночных отношений, т.к. именно он обеспечивает связь
между производителями и потребителями, продавцами и покупателями,
уравновешивая предложения товаров и услуг со спросом на них. Основных
субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние
хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Важнейшими условиями
возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация,
экономическая обособленность и свободный обмен ресурсами.
Основные элементы рыночного механизма- цена, спрос, предложение.
Спрос- это количество продуктов, которые потребители готовы и в состоянии купить
по определенным ценам за его единицу в течении определенного периода. В основе
спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить.
Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и
количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет
характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса:
при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а
рост цены- к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою
справедливость
как для индивидуального
Цена за ед. продукции |
Количество покупаемой продукции | |||
Покупат. А | Покупат В |
Покупат.С | Рыноч.спрос | |
100 | 10 | 30 |
40 | 80 |
75 | 20 | 40 |
50 | 110 |
50 | 30 | 50 |
70 | 150 |
25 | 50 | 60 |
90 | 200 |
Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода
потребителя, и поэтому он в состоянии купить большее количество данного
продукта, чем прежде (эффект дохода). Более высокая цена приводит к
противоположному результату. Эффект замещения – выражается в том, что при
более низкой цене у человека появляется стимул приобрести более дешевый товар
вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители
склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.
Эту обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в
виде графика кривой.
График спроса показывает зависимость между ценой и количеством покупаемого
товара в каждый данный момент времени. При этом предполагается. что все
остальные условия остаются неизменными. Цена спроса –это максимальная цена,
которую согласен уплатить покупатель при покупке данного товара. Каждая точка
на кривой представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта,
которое потребитель решит купить по этой цене.
В реальной действительности «прочие равные условия» тоже подвержены динамике.
Если они меняются, то происходит изменение в спросе и перемещении самой
кривой спроса на графике.
Влияние определенных факторов приводит к тому, что по прежним ценам
покупатели готовы приобрести больше или меньше товаров. Если факторы
оказывают положительное воздействие на спрос, кривая смещается вправо, если
отрицательное- кривая смещается влево.
Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса.
1.Потребительские предпочтения.
Представления покупателей о полезности блага изменяются в благоприятном или
неблагоприятном направлении для определенного товара. Среди факторов,
изменяющих потребительские предпочтения выделяют:
¨ Изменение потребностей (это долговременные факторы воздействия- появлении
нового, усовершенствованного товара, приводит к возрастанию спроса на него и
понижению спроса на устаревшую модель).
¨ Мода (если товар входит в моду, то при сохранении прежней цены, объем
покупок будет увеличиваться).
¨ Реклама (очень сильное средство воздействия на потребительское
предпочтение – успех рекламы- смещение кривой спроса вправо, провал рекламы-
смещение кривой спроса влево).
2.Цена на другие товары.
Поскольку потребности взаимосвязаны между собой, то и блага, их
удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости друг от друга.
Блага, способные удовлетворить одну и ту же потребность, получили название
товаро-субститутов. Например, при увеличении цены на автобусные билеты,
часть пассажиров отдаст предпочтение другому виду транспорта
(железнодорожному), который стал относительно дешевле. Поэтому, при тех же
ценах на ж/д билеты, спрос на них увеличится.
Для товара характерно еще одно свойство - взаимодополняемость. Это означает, что
эффективное потребление одного из них возможно только при сочетании с другим.
Такие блага называются комплементарными. Резкое подорожание бензина
повлияет на спрос на автомобили.
3.Число покупателей. Увеличение числа покупателей повышает спрос, уменьшение-
снижает.
4.Ценовые ожидания
покупателей. Ожидания
возможности повышения цен в будущем, может побудить их покупать теперь же,
т.е. поднимет спрос на определенную группу товаров. Ожидание падения цен
приведет к падению спроса.
5.Доходы. При росте
доходов кривая спроса на
смещаться вправо, а на некачественные товары – влево.
Степень изменения спроса под воздействием того или иного фактора
характеризует коэффициент эластичности спроса. Он показывает, насколько
изменится спрос при изменении фактора на единицу. Использование коэффициентов
эластичности спроса позволяет на практике рассчитывать суммарное воздействие
различных факторов на рыночный спрос.
Покупателю на рынке противостоит продавец, который является стороной,
производящей и предлагающей товар.
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разное количество
продукта, которого производитель желает и способен произвести и предложить к
продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течении
определенного периода времени. В условиях товарной формы хозяйствования
производитель создает продукт не для собственного потребления, а для обмена,
рассчитывая, что взамен проданного товара он получит деньги, по меньшей мере
компенсирующие его затраты по привлечению дополнительных ресурсов. В каждый
данный момент
времени производитель в
продаже разные количества товаров. Однако переход от одного количества к
другому влечет за собой изменения в затратах ресурсов на единицу продукции.
Цена, по которой будет реализован товар, должна возмещать затраты
производителя. По мере роста цены производителю возмещаются все большие
затраты на единицу продукции, а следовательно, создаются условия для его
заинтересованности
в наращивании объемов
представить зависимость величины предложения от цены продукта.
Цена за ед. продукции |
Количество предлагаемой продукции | |||
Поставщик А | Поставщик В |
Поставщик С | Рыночное предложение | |
25 | 20 | 10 |
30 | 60 |
50 | 45 | 30 |
75 | 150 |
75 | 60 | 50 |
90 | 200 |
100 | 65 | 55 |
100 | 220 |
Количество товара, предлагаемого к продаже, находится в прямой зависимости от
цены за его единицу. Эта связь называется законом предложения.
Кривая на графике предложения представляет собой совокупность точек,
координаты которых соответствуют определенной цене и характерной для нее
величине предложения. Изменение цены, при прочих равных условиях, перемещает
точку на графике предложения, увеличивая или уменьшая тем самым величину
предложения.
Изменение центы товара влияет на величину предложение, перемещая
соответствующую точку на кривой предложения. Неценовые факторы изменяют само
предложение, смещая кривую на графике вправо или влево. Среди них обычно
выделяют следующие: