Совокупный спрос и совокупное предложение. Их взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть экономическое содержание совокупного спроса, совокупного предложения, и описать их взаимодействие. То есть, описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании совокупного спроса и предложения, описать зависимость спроса и предложения от влияющих на них факторов.
Задачи данной работы: ознакомиться с сущностью и законами совокупного спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложении

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА……………………………………………………………………..
1.1 Совокупный спрос и его факторы…………………………………… 1.2 Влияние различных эффектов на совокупный спрос……………… ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………….
2.1 Совокупное предложение и его факторы…………………………… 2.2 Взаимодействие совокупного спроса и совокупного
предложения……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

Работа содержит 1 файл

Совокупный спрос и предложение.docx

— 171.04 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный  Технический Университет

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Совокупный спрос  и совокупное предложение. Их взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

Проверила: Штанько А.Н.

 

Выполнили: ст.гр. Э-11-2

                                                                                          Штель Н., Щурова К.

 

 

 

 

 

 

Караганда 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………                                                                                                           

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА  И ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА……………………………………………………………………..                       

1.1 Совокупный спрос и  его факторы……………………………………                                                          1.2 Влияние  различных эффектов  на совокупный спрос………………                         ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И  ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………….           

2.1 Совокупное предложение  и его факторы……………………………                                           2.2 Взаимодействие совокупного спроса  и совокупного 

предложения………………………………………………………………. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..                                                                                                     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Степень активности национальной экономики постоянно варьируется. Объёмы производства товаров и услуг  возрастают вследствие роста производительности труда, увеличения основного капитала, а также новых технологических  достижений.

Однако периодически возникают  ситуации, когда фирмы оказываются  не в состоянии реализовать произведённые  товары и услуги и сокращают объёмы производства. Вследствие этого реальный ВВП страны и другие показатели доходов снижаются. В чём заключаются причины краткосрочных колебаний экономической активности? Имеет ли государство возможность предотвратить периоды падения доходов и возрастания безработицы или повлиять на их производительность? Большинство экономистов используют в анализе краткосрочных флуктуаций модель совокупного спроса и совокупного предложения.

Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в  отличие от модели спроса и предложения  для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы:

Почему вообще увеличиваются  или уменьшаются цены?

Почему общий уровень  цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие?

Что определяет все равновесное  количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем  национального производства?

Почему реальный объем  национального производства уменьшается  в определенные периоды по сравнению  с предшествующим уровнем, а в  другие быстро увеличивается?

Для такого ответа нужно  объединить все отдельные рынки  страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных  цен в единую совокупную цену, или  уровень цен. То же нужно сделать  и для производства, собрав воедино  равновесное количество отдельных  товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального  производства.

Цель данной работы - раскрыть экономическое содержание совокупного  спроса, совокупного предложения, и  описать их взаимодействие. То есть, описать соображения, которыми руководствуются  покупатели и продавцы при формировании совокупного спроса и предложения, описать зависимость спроса и  предложения от влияющих на них факторов.

Задачи данной работы: ознакомиться с сущностью и законами совокупного  спроса и предложения; рассмотреть  графические интерпретации изменения  объема и характера спроса и предложения  в зависимости от цены и неценовых  факторов; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложении

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА  И ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА

 

1.1. Совокупный спрос и его факторы.

 

Совокупный спрос и  совокупное предложение относятся  к основным показателям, характеризующим  состояние экономики страны. Они  определяются соответственно общей  суммой индивидуальных спросов и  предложений [16 с.245].

Совокупный спрос –  общая сумма спросов на конечную продукцию, или сумма планируемых  расходов на отечественные товары и  услуги [16 с. 246].

Совокупный спрос AD (от английского aggregate demand)– экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.

Важнейшим из всех макроэкономических показателей является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который  отражает масштабы национального производства товаров и услуг в данный период.

Валовой внутренний продукт (GDP) - это совокупная рыночная стоимость  всей конечной продукции (товаров и  услуг), произведённой в экономике  страны за год, независимо от источника  использованных ресурсов.

Другим показателем, отражающим масштабы национального производства, является показатель валового национального  продукта.

Валовой национальный продукт (GNP) - это совокупная рыночная стоимость  всей конечной продукции (товаров и  услуг), произведённой в экономике  страны за год, исключая стоимость продукции, произведённой на предприятиях, принадлежащих  иностранцам.

Таким образом, разница между  ВВП и ВНП небольшая, - это чистая стоимость продукции (чистый доход), созданной на территории страны с  помощью ресурсов, принадлежащих  иностранцам. Чистый доход рассчитывается как разница между доходом  от факторов производства, поступившим  в страну извне, и дохода от факторов производства, выплачиваемого страной  остальному миру.

Совокупный спрос имеет  две формы: натурально-вещественную и стоимостную.

Натурально-вещественная форма  совокупного спроса отражает потребность  в товарах и услугах. Его структура  может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов  и услуг непроизводственного  потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

Совокупный спрос в  стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в  экономике. Он отражает связь между  объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного  спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

1) совокупный спрос домохозяйств  – потребительский спрос (C);

2) спрос фирм на инвестиции (I);

3) спрос на товары и  услуги со стороны государства  (G);

4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

Чтобы определить объем совокупного  спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Из структуры совокупного  спроса выделяют формулу:  AD = C + I + G + Xn.

В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула  основного макроэкономического  тождества (ВНП по расходам). Их отличие  заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.

 Графически модель  совокупного спроса представляется  в виде кривой с отрицательным  наклоном, которая характеризует  обратную зависимость между объемом  покупаемого реального ВНП и  уровнем цен. На рис.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 



 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Кривая совокупного  спроса.

 

Изменение общего уровня  цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых  факторах) влияет на объем совокупного  спроса и обуславливает движение по кривой AD.

 

 

1.2 Влияние  различных  эффектов на совокупный спрос.

 

К ценовым факторам относятся  следующие:

1) Эффект реального богатства  или эффект Пигу.

Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового  богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная  способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную  способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса  уменьшается.

 Рассмотрим деньги, которые  хранятся в бумажнике и на  банковском счете. Их номинальная  стоимость фиксирована, но реальная  стоимость денег – величина  переменная. Когда цены на товары  и услуги снижаются, ценность  денег возрастает, т.к. появляется  возможность приобрести большее  количество продуктов и услуг.  Таким образом, при снижении  общего уровня цен потребители  ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к  увеличению расходов, т.е. они  предъявляют более высокий спрос  на товары и услуги. Особое  значение эффекту богатства придавал  экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтому данную закономерность иногда называют эффектом Пигу [8 с. 682].

2) Эффект процентной ставки  или эффект Кейнса.

Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому  покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.

 Уровень цен – одна  из детерминант количества денег, на которые предъявляется спрос. Чем ниже уровень цен, тем меньшее количество денег необходимо иметь домашним хозяйствам для приобретения товаров и услуг. Следовательно, при снижении уровня цен домашние хозяйства стремятся уменьшить запасы наличных денег, отдавая в ссуду часть из них: например, приобретая приносящие процентный доход облигации или помещая их в банк на сберегательный счет. А банк использует новые денежные фонды для увеличения объема кредитов. Т.к. домашние хозяйства стараются обратить часть своих денежных средств в приносящие процентный доход активы, ставка процента снижается. Более низкие процентные ставки, в свою очередь, поощряют к заимствованию как фирмы, желающие инвестировать капитал в новые заводы и оборудование, так и домашние хозяйства, которые вкладывают средства в новое жилищное строительство. Таким образом, более низкий уровень цен ведет к снижению процентной ставки и поощряет увеличение расходов на инвестиционные товары, следовательно, спрос на товары и услуги возрастает. Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), поэтому его иногда называют эффектом Кейнса [8 с. 682].

3) Эффект импортных товаров  или эффект Флеминга.

Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.

Как было сказано выше, снижение уровня цен в США ведет к  уменьшению значения ставки процента. Некоторые американские инвесторы  в поисках более высоких доходов  будут вкладывать капитал за границей. Например, при падении процентной ставки облигаций правительства  США взаимный фонд мог бы продать  имеющиеся у него облигации и  приобрести ценные бумаги правительства  ФРГ. Поскольку паевой инвестиционный фонд перемещает активы за границу, предложение  долларов на рынке обмена иностранной  валюты возрастает. Увеличение предложения  долларов приводит к обесцениванию  национальной денежной единицы США  по отношению к другим валютам (то есть количество денежных единиц иностранной  валюты, которое можно приобрести на американский доллар, уменьшается). В результате снижения курса доллара, произведенные в США товары (относительно импортной продукции) становятся относительно более дешевыми. Данное изменение  относительных цен ведет к  увеличению экспорта товаров и услуг  из США и сокращению импорта. Чистый экспорт (разность экспорта и импорта) также увеличится. Таким образом, когда падение уровня цен в США приводит к снижению процентных ставок, реальный обменный курс национальной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт США, вследствие чего происходит повышение предъявляемого на товары и услуги объема спроса. Этот эффект обменного курса был отмечен экономистами Робертом Манделлом и Маркусом Флемингом [8 с. 682-683].

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Их взаимодействие