Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа
В условиях рыночной экономики производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
Введение…………………………………………………………………..……..….......3
Глава 1. Спрос и предложение как экономические категории
1.1 Сущность спроса и предложения………………………………….……...4
1.2 Законы спроса и предложения…………………………………….…..…..12
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактор развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса
и предложения на цену……………………………………………….…....24
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения…………….30
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и
предложения……………………………………………….………..…….36
Заключение……………………………………...………………………………..…....39
Список использованной литературы……………………………………….…..........42
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им.И.И.Ползунова»
Институт интенсивного образования
-----------
ресурсный центр
Курсовая работа защищена с оценкой _____________
Руководитель работы _____________ Ю.П. Кожекин
«__» ____________
2009 г
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Студент группы -------------
Консультант – -----------
Змеиногорск
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Спрос и предложение как экономические категории
1.1 Сущность спроса и предложения…
1.2 Законы спроса и предложения…………………………………….…..…
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактор развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса
и предложения на цену………………………
2.2
Кривые совокупного спроса и
совокупного предложения…………….
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и
предложения……………………………………………….
Заключение……………………………………...………
Список использованной
литературы……………………………………….…...
Введение
В
условиях рыночной экономики производители
и потребители для
Как известно, равновесие означает такой вариант выбора в экономике, который бы устраивал всех субъектов экономической деятельности. Оптимальный выбор в экономике предполагает сбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, то есть сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, а следовательно, спроса и предложения.
Особенность
рыночного механизма в
Задачи,
стоящие перед нами, сводятся к
следующему: ознакомиться с сущностью
экономических категорий и
Предметом
курсовой работы выступает совокупность
экономических отношений, возникающих
между производителями и
Работа
состоит из введения, двух разделов,
первый из которых раскрывает спрос
и предложение как
Наиболее популярными источниками, послужившими отправной точкой для наших рассуждений стали: «Курс экономики» Б.А. Райзберга, «Принципы экономикс» Н.Г. Мэнкъю,«Экономика» С.Фишер и др., «Экономика» А.С.Булатов, «Экономическая теория (политэкономика)» В.И. Видянина, Г.П. Журавлевой, из которых взято большинство определений.
Глава 1. Спрос и предложение как экономические категории
Понятие спроса
Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.
Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене 1.
Спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги2.
Таким образом, спросом называется количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар3.
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.
Итак, мы согласны, что в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.
Мы знаем, что на величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.
Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях.
Отметим, что между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.
Предположим, что при цене 5 руб. за сдобную булочку всеми потребителями будет куплено на рынке 9 единиц этого товара, при цене 4 руб. – 10 единиц, при цене 3 руб. – 12 единиц, при цене 2 руб. – 15 единиц и при цене 1 руб. – 20 единиц. Если цены за единицу товара (P) отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос (Q), - по оси абсцисс, то получим график кривой изображенный на рисунке 1.
Спрос не остается неизменным. При этом необходимо различать изменения величины спроса (объема спроса) и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, которые принимались ранее постоянными:
1. Изменение вкусов покупателей. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
2. Изменение числа покупателей. Пример: сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
3. Изменение дохода. Пример: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низкой категории, как капуста, репа, восстановленные автомобильные шины, ношеная одежда.
4. Изменение цен на товары-субституты и комплементарные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары). Пример: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видео кассеты.
5. Изменение в ожиданиях потребителей. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания более высоких в будущем цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на кофе.
А, например, увеличению спроса на нефть в США в настоящее время способствуют организационно-технические (низкий уровень налогообложения энергоресурсов), демографические (рост численности населения) и технологические (рост моторизации) факторы [25 с. 146]4.
Графически изменения объема спроса выражаются в «движении по кривой спроса». Изменение же спроса выражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении. Это представлено на рисунке 2.
Так при изменении цены с P1 до P2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1 вправо в положение D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1.
Рисунок 2 – Изменение величины спроса изменение спроса
Условные обозначения:
1 – изменение объема спроса;
2 – изменение спроса.
Целесообразно отметить, что спрос на различные товары различается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса.
Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса или количества приобретаемого товара (в %) к снижению цен (в %), расчет производится по формуле (1) [23 с. 109].
P%
где
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара (Q) от колебания рыночных цен (Р). Качественно можно выделить три варианта этой зависимости. Когда снижение цены (Р) вызывает такое увеличение (Q), что общая выручка (Р х Q) возрастает, то говорят об эластичном спросе или о том, что эластичность спроса больше единицы. Когда же снижение цены (Р) в точности компенсируется соответствующим рынком (Q), так что общая выручка (Р х Q) остается неизменной, то речь идет о единичной эластичности спроса или о том, что эластичность спроса равна единице. И, наконец, когда снижение цены (Р) обусловливает незначительный рост (Q) так, что общая выручка (Р х Q ) падает, то мы имеем дело с неэластичным спросом, или с тем, что эластичность спроса меньше единицы (но больше нуля).