Условия определения равновесия фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование процесса принятия фирмой решения об объемах производства, определение кривой предложения фирмы. Нам необходимо обратиться к предложению производителей и изучить их поведение, так же мы попробуем выяснить какими являются способы эффективной организации производства. Нам необходимо изучить, как описывается технология производства фирмы, т.е. процесс преобразования факторов производства (таких, как труд и капитал) в готовую продукцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ……………………. .…… 5
1.1. Производство. Факторы производства……………………………………..5
1.2. Производственная функция…………………………………………… ….8
1.3. Теория предельного продукта……………………………………………...10
1.4. Взаимозаменяемость факторов производства. Условия минимизации затрат……………………………………………………………………………..15
2. УСЛОВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ……………………25
2.1. Издержки производства…………………………………………........…….25
2.2. Определение оптимального объема производства, позволяющего максимизировать прибыль………………………………………………… …..30
2.3. Кривая предложения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах…………………………………………………………………….……32
2.4. Выбор оптимального размера фирмы……………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

       2.3. Кривая предложения  фирмы в краткосрочном  и долгосрочном  периодах 

       Будет ли конкурентная фирма увеличивать  или уменьшать объем производства продукции, зависит от соотношения  цены и предельных издержек. Взаимосвязь между предельными издержками и объемом выпуска отражает кривая предельных издержек [18, с. 174]. Часть кривой предельных издержек, которая расположена выше минимальной точки на кривой средних переменных издержек, представляет собой кривую предложения фирмы в краткосрочном периоде. Предложение фирмы — прежде всего ее готовность производить определенный объем продукции [10, с. 97]. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде показывает объем выпуска, который будет предлагать фирма при каждом возможном значении цен, чтобы максимизировать прибыль [10, с. 175].

         Фирмы будут наращивать выпуск продукции до точки, в которой цена равна предельным издержкам, и прекратят производство, если цена будет ниже средних переменных издержек. Следовательно, для ненулевого объема производства кривая предложения фирмы совпадает с той частью кривой предельных издержек, которая лежит выше кривой средних переменных издержек. Так как кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек в точке минимума последней, кривая предложения фирмы совпадает с кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимальных  средних переменных издержек. При любой P, большей, чем минимум AVC, максимизирующий прибыль объем производства может быть  рассчитан по графику. Например, на рис.2.3. при цене P1 предложение составит q1, а при цене Р2 — q2. Если цена P меньше (или равна) минимальных затрат AVC, максимизирующий прибыль объем производства равен нулю. На рис. 2.3 вся кривая  предложения представляет собой поперечно заштрихованные участки вертикальной оси и кривой предельных издержек [17, с. 292]. 

       Рис. 2.3. Кривая краткосрочного предложения

         конкурентной фирмы

       Кривые  предложения в краткосрочном  периоде для конкурентных фирм  возрастают по той же  причине, что и кривые предельных издержек, —  из-за сокращающейся отдачи от одного или нескольких факторов производства. В результате увеличение рыночной цены побуждает фирмы, уже находящиеся на рынке, увеличить объем производства. Более высокая цена делает дополнительное производство прибыльным, а также увеличивает валовую прибыль фирмы, так как она распространяется на всю произведенную фирмой  продукцию [17, с. 292].

       В долгосрочном периоде важнейшим  фактором, определяющим решение фирмы  об объеме предложения, являются долгосрочные средние издержки. Кривая долгосрочных средних издержек (LAC) более пологая, чем кривая средних издержек краткосрочного периода (SAC). Это объясняется тем, что фирмы имеют возможности для изменения величины тех ресурсов, которые являются постоянными в краткосрочном периоде.

       В отличие от краткосрочного периода, где число фирм является постоянным, в долгосрочном периоде оно может  быть изменено. Поэтому кривая долгосрочного  предложения отражает не только различный  объем производства, но и разное число фирм [18, с. 175]. 

       2.4. Выбор оптимального  размера фирмы 

       Особый  вариант развития фирмы связан с  увеличением масштаба производства. Например, когда объемы используемых факторов производства увеличиваются, но при этом изменяются и объемы ( в сторону увеличения) выпускаемой продукции [11, с. 311].

       Реакцию объема производства на изменение масштаба производства называют эффектом масштаба, который может быть положительным, отрицательным и постоянным. Он в  значительной степени зависит от применяемой технологии.

       Положительный эффект масштаба производства имеет место тогда, когда объем производства растет быстрее, чем изменяется его масштаб. Это эффект массового производства. Его называют также экономией, обусловленной массовым производством. На рис. 2.4 положительный эффект масштаба отражает отрезок кривой, на котором LAC снижается. 

       

       Рис. 2.4. Кривые средних и долгосрочных издержек отрасли 

       Данный  эффект обусловлен факторами, которые  действуют в направлении снижения средних издержек производства:

       1) специализация труда рабочих;

       2) специализация труда управленческого  персонала;

       3) эффективное использование капитала [18, с. 176].

       Постоянный  эффект масштаба производства означает пропорциональное изменение объема производства и масштаба. На рис. 2.4 постоянную отдачу при росте объема производства отражает отрезок, на протяжении которого средние долгосрочные издержки остаются неизменными.

       При отрицательном эффекте масштаба производства объем производства растет медленнее, чем объем используемых ресурсов. Возникновение отрицательного эффекта в основном связано с трудностями управления крупномасштабными предприятиями. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно [19, с. 171]. На графике отрицательный эффект масштаба — поднимающийся вверх отрезок кривой выбора фирмы  LAC, на котором долгосрочные средние издержки растут.

       Эффект  масштаба имеет важное значение для  экономического положения предприятия. Те фирмы, которые сумели воспользоваться экономией, обусловленной положительным эффектом масштаба производства,     занимают  устойчивое  положение  на  рынке  своей  отрасли [18, с. 177].

       Эффект  масштаба производства оказывает существенное влияние на структуру каждой отрасли. Это влияние можно выявить с помощью формы кривой долгосрочных средних издержек. Если кривая  долгосрочных  издержек имеет пологий наклон, положительный эффект масштаба является положительным. В этом случае эффективным будет производство на крупномасштабных предприятиях. Такая ситуация имеет место в отраслях тяжелой промышленности, автомобилестроении. Когда положительный эффект масштаба не велик, а отрицательный возникает очень быстро, эффективными в отрасли будут относительно небольшие предприятия. При продолжительном постоянном эффекте масштаба одинаково  жизнеспособными будут крупные  и  малые фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Зная  производственные возможности фирмы, руководители должны решить, как производить. Соотношения между факторами производства могут быть различными при обеспечении одного и того же количества выпускаемой продукции. Например, можно производить определенное количество продукции, используя много труда и очень мало капитала, или большое количество капитала и очень мало труда, или же какое-либо иное сочетание обоих факторов.

       При определении оптимального выбора масштаба производства и объемов вовлекаемых  факторов производства фирма должна учитывать ряд важных моментов:

       1) Выделим основное свойство изокванты.  Технологические параметры производства определяют совокупность тех возможных вариантов сочетания труда и капитала, которые представлены как точки изоквантой кривой. Изокванта выступает как геометрическое место технических решений, направленных на достижение фиксированного объема производства за счет альтернативных сочетаний основных факторов производства.

       2) Теперь выделим основное свойство  изокосты. Бюджетная линия показывает, какой суммой денежного капитала  располагает предпринимательская  фирма и какой объем факторов производства она может приобрести на рынке с учетом сформировавшихся там цен на ресурсы.

       3) Наличие единственной точки касания  бюджетной линии и изокванты  (производственная функция) означает, что весь денежный капитал  фирмы израсходован на реализацию инвестиционного проекта, достигнут запланированный объем выпуска продукции.

       4) Положение равновесия для производителя  достигается в точке, при которой  предельная норма технологического  замещения факторов производства  равна обратному соотношению  цен на эти факторы.  Предельная норма технологического замещения, выраженная через предельную производительность факторов производства (MP), обращает наше внимание на то, что предпринимательская фирма будет готова заменить  один фактор производства на другой лишь при условии обеспечения равенства снижения объема производства по одному фактору  и выигрыша объема производства по другому фактору.

       5) Производитель вынужден сочетать  основные факторы производства  таким образом, чтобы добиться  равенства предельных производительностей, взвешенных через цены самих факторов производства: MPK /PK = MPL /PL .

       Такое равенство обеспечивается только в  точке касания изокосты и изокванты. Такая точка есть точка оптимального выбора объема производства.

       Приведенные рассуждения описывают процесс принятия решений на уровне фирмы в части предложения продукции на краткосрочном временном интервале. Они могут быть обобщены следующим образом:

       Кривая  предложения фирмы, ориентированной  на максимизацию прибыли  на краткосрочном  временном интервале в условия совершенной конкуренции, совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей над точкой ее пересечения с кривой средних переменных издержек.

       Для того, чтобы фирма на рынке совершенной  конкуренции находилась в состоянии  долгосрочного равновесия, требуется выполнение следующих основных условий:

       1. Фирма не должна иметь побудительных  мотивов к увеличению или снижению  объемов выпуска при наличии  заданных размеров производственного  предприятия. Это означает, что  краткосрочные предельные издержки должны быть равны краткосрочному предельному доходу. Иными словами, условия краткосрочного равновесия является также и условием долгосрочного равновесия.

       2. Каждая фирма должна быть удовлетворена  размерами имеющегося у нее  предприятия.

       3. Не должно существовать мотивов, побуждающих новые фирмы к вхождению в отрасль или старые — к выходу.

       Все три условия долгосрочного равновесия можно в обобщенном виде сформулировать в виде следующего уравнения: 

                                                          краткосрочные

                              предельные              средние                долгосрочные

                 цена =    издержки       =       полные          =         средние

                                                              издержки                    издержки 

       Если  не выполняется хотя бы одно из этих условий, то у фирм появляются веские причины менять свои планы. Если цена не равна краткосрочным предельным издержкам, то фирмы пожелают изменить уровень выпуска продукции, оставив  неизменными размеры предприятий. Если краткосрочные средние полные издержки не равны долгосрочным полным издержкам, фирмы вознамерятся изменить размеры предприятий. Если цена ниже долгосрочных средних издержек, фирмы захотят уйти из этой отрасли; наконец, если цена превосходит долгосрочные издержки, то у фирм, не относящихся к отрасли, появится желание войти в нее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1. Борисов,  Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф. Борисов. - М.: Новая волна, 1996. - 320 с.

    2. Вечканов, Г.С. Микроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2001. - 256 с.

    3. Гальперин,  В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин,  С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - СПб.: Экономическая школа, 2003. - 164 с.

    4. Давыденко,  Л.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский: под общ. ред. Л.Н. Давыденко. - Минск: Выш. шк., 2002. - 366 с.

    5. Давыденко,  Л.Н. Экономическая теория: учеб  пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. - Минск: Выш. шк., 2007. - 352 с.

Информация о работе Условия определения равновесия фирмы