Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:45, лекция
Сущность и виды монополии. Монопольное равновесие. Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. Поведение фирмы-монополиста в долгосрочном периоде .
Тема 8 Поведение фирмы в условиях монополии
План лекции:
Ключевые слова: монополия, естественная монополия, административная монополия, экономическая монополия, монопольное равновесие, фирмы-монополиста в краткосрочном периоде, фирмы-монополиста в долгосрочном периоде.
Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Совершенная монополия представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Наиболее благоприятным на рынке чистой монополии является положение равновесия монополиста. Этот крайний случай, как бы редко он ни встречался в своей наиболее чистой форме, легко поддается графическому анализу.
Для того чтобы проследить за состоянием монопольного равновесия, рассмотрим графическое изображение рынка чистой монополии:
Рис.1.4.1 Равновесие монополиста
G - цена на основе предельных издержек
F - регулируемая цена
Е - монопольная цена
В условиях монополии цена устанавливается на слишком высоком уровне. Положения равновесия максимальной прибыли для монополиста определяется точкой Е, находящейся выше точки пересечения кривых MR и МС длительного периода и на одной вертикали с ней. При этом Р превышает МС, а монопольная прибыль показана виде заштрихованного прямоугольника. Контроль над монополией в интересах общества снизит цену до уровня F, где линия спроса пересекается с линией средних долговременных издержек, ликвидировав тем самым, сверхприбыль. Но более важно, что этот контроль приближает цену к уровню предельных издержек в точке G, в которой общественные издержки и выгоды для общества более или менее уравновешиваются.
На рис. 1.4.1 показано длительное равновесие монополиста. Его оптимальная цена превышает средние издержки, и поэтому он постоянно получает "монопольную прибыль". Его Р также выше его МС. Почему? Потому, что понижающаяся кривая его спроса (источник его контроля над ценами) равносильна тому, как это уже было объяснено, что его предельный доход будет ниже цены.
Максимальная прибыль, когда MR=MC, предполагает, что Р выше МС. Мы снова осознаем, что эта разница между ценой, в которую вещи обходятся обществу, и предельными издержками их производства означает, что общественные ресурсы распределяются не наилучшим образом.
Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли, или же по другим причинам, может объявить монополию "общественно полезным предприятием" и установить контроль над ее ценами. Положение равновесия, лишающее монополию сверхприбыли, определяется на рис. 1.4.1 точкой Р. Здесь Р и АС равны. При равновесии в условиях контроля в точке Р разница между ценой и предельными издержками меньше, чем в точке Е при отсутствии контроля; но в этом случае понижающихся издержек эта разница все же останется, если только государство не пустит в ход свои налоговые рычаги для покрытия дефицита, который возникает, если Р снизится до уровня МС в точке О.
Поведение фирмы-монополиста в
краткосрочном периоде.
Обратимся к ситуации, когда на рынке существует
только один продавец некоторого товара,
причем товар этот не имеет близких заменителей,
рынки которых могли бы оказывать существенное
влияние на рынок данного товара. Допустим
также, что в рассматриваемой отрасли
(в отличие от отрасли с совершенной конкуренцией)
существуют некие барьеры, сильно затрудняющие
или вовсе не позволяющие вход в отрасль
новых фирм (наличие государственной разрешительной
системы на право ведения данного вида
деятельности; контроль единственной
фирмы над некоторым специфическим ресурсом,
необходимым для производства товара
и т. д.). Такая рыночная структура называется
в экономической теории чистой монополией.
Отметим, что некоторые условия совершенной
конкуренции (наличие большого числа покупателей,
доля каждого из которых мала) предполагаются
имеющими силу и для случая чистой монополии.
Заметим, что чистая монополия на практике
встречается крайне редко - ведь большинство
реальных рынков занимает место где-то
между этими двумя полярными типами экономических
структур. Однако для того, чтобы анализировать
реальные рынки, нам необходимо прежде
разобраться - как ведет себя фирма в двух
крайних случаях: при весьма большом числе
конкурентов и при полном их отсутствии.
Перейдем теперь к анализу поведения фирмы-монополиста
в коротком периоде. Рассмотрим вначале
спрос на продукцию монополиста и его
предельную выручку. В условиях совершенной
конкуренции цена на продукцию фирмы никак
не зависит от объема выпуска этой фирмы,
а следовательно, с точки зрения фирмы
кривая спроса предстает как горизонтальная
линия, параллельная оси абсцисс. Иначе
обстоит дело в случае монополии. Ведь
для монополиста в качестве кривой спроса
предстает кривая рыночного спроса на
данный товар, имеющая, как обычно, отрицательный
наклон (Рис. 1).
Рис. 1 Изменение
общей выручки монополиста при
увеличении объема выпуска.
Один из основателей современной экономической
теории А. Курно начал свой анализ монопольной
ситуации со следующего допущения: предположим,
что монополист вообще не имеет затрат.
Каким в этом случае будет объем продаж
монополиста?
Следуя аксиоме рациональности производителя,
разумно предположить, что монополист
выберет такой объем, при котором прибыль
(а в нашем случае она равна выручке ввиду
отсутствия затрат) будет максимальной.
Это означает, что для ответа на поставленный
Курно вопрос необходимо знать, как изменяется
общая, а следовательно, и предельная выручка
при изменении объема выпуска.
Общая выручка равна произведению
объема продаж на цену, по которой этот
объем будет продан: ТR = РQ.
В свою очередь цена, по которой будет
продан данный объем, - это цена спроса:
P = PD(Q).
Пусть объем продаж увеличился от значения Q1 до Q2 и вследствие этого цена снизилась с Р1 до Р2. Приращение общей выручки
(1) DTR = P2Q2 - P1Q1.
Это изменение складывается
под действием двух обстоятельств.
С одной стороны, вследствие роста
объема продаж выручка увеличивается
на величину P1(Q2 - Q1). С другой стороны,
снижение цены уменьшает выручку
на величину Q2(P1 - P2). Таким образом, приращение
общей выручки можно
(2) DTR = P1(Q2 - Q1) - Q2(P1 - P2) = P1DQ1 + P2DQ2.
Эти рассуждения иллюстрирует рис. 1. Площадь прямоугольника OP1AQ1 изображает начальное значение общей выручки, а прямоугольника OP2BQ2 - ее конечное значение. Приращению выручки, вызванному ростом объема, соответствует прямоугольник Q1ACQ2, а уменьшению из-за снижения цены - прямоугольник Р2Р1СВ2.
Считая приращение объема
малым, мы можем приближенно оценить
предельную выручку отношением
(3) MR " DTR / DQ = P1 +
Q2DP / DQ.
Точное значение MR получим,
перейдя к пределу при или, что
равносильно, выполнив дифференцирование
общей выручки:
MR = dTR / dQ = d(PQ) / dQ,
Откуда(4) MR = P + QdP / dQ,
Анализ выражений (3) и (4) показывает, что
второе слагаемое в правой части равенств
всегда будет меньше нуля, поскольку кривая
спроса имеет отрицательный наклон, а
следовательно, предельная выручка всегда
будет меньше цены товара.
Таким образом, при увеличении объема
продаж монополист получает от каждой
новой проданной единицы все меньшую добавочную
выручку. В какой-то момент очередное увеличение
объема продажи еще на одну единицу товара
уже не дает дополнительной выручки, а
затем предельная выручка становится
отрицательной. Кривая предельной выручки
монополиста представлена на рис. 2, а.
Эта линия пересекает ось абсцисс при
Q max. Понятно, что при объеме выпуска Q max
общая выручка будет максимальной (рис.
2, б). Иными словами, общая выручка монополиста
достигает своего максимального значения,
когда МR = 0.
Рис. 2 Выручка монополиста.
а - предельная; б
- общая.
Для определения объема продаж, при котором
достигается максимальная общая выручка,
можно использовать и показатель эластичности
спроса (h).
Ценовая эластичность спроса характеризуется
соотношением между относительными изменениями
спроса и цены: (5) xP[D] = (dQ/dP)∙P/Q.
Для нормальной кривой спроса, когда с
увеличением цены объем спроса уменьшается.
Однако реакцию спроса на изменение цены
удобнее характеризовать положительным
коэффициентом эластичности, равным абсолютной
величине эластичности : (6) h = |xP[D]|.
Если 0 < h < 1, то спрос называют неэластичным,
а если h > 1, то эластичным.
В общем случае эластичность спроса является
переменной величиной.
Произведя несложные преобразования формулы
(4), получим
(7) MR = P + (dP/dQ)∙Q/P =
P(1 + (dP/dQ)∙Q/P) = P(1 + 1/xP[D]) = P(1 - 1/h).
Из этого выражения видно, что при h >
1, т. е. в области эластичного спроса, предельная
выручка положительна, а при 1 > h > 0 она
отрицательна. При
h = 1 предельная выручка равна нулю, т.е.
общая выручка достигает своего максимального
значения .
Отбросим теперь сделанное выше предположение
об отсутствии затрат и определим, какой
объем выпуска выбирает максимизирующий
прибыль монополист. Вообще говоря, в любой
рыночной структуре фирма, стремящаяся
к максимуму прибыли, достигает этого
максимума, когда ее предельная выручка
равна предельным затратам. Покажем это.
Прибыль по определению представляет
собой разность между общей выручкой и
общими затратами:
(8) П(Q) = TR(Q) - TC(Q).
Условием максимума функции (Q) является
равенство ее производной нулю: (9) dП/dQ = dTR/dQ - dTC/dQ
= 0,
т. е. при оптимальном объеме выпуска (10) QE MR(QE) = MC(QE).
При совершенной конкуренции мы сталкиваемся
с частным случаем условия максимума прибыли
(10). Поскольку при совершенной конкуренции
MR = Р, условие максимума прибыли представало
перед нами в виде P = MC(QE).
При монополии же, как отмечалось выше,
MR(Q) < P(Q). Поэтому при объеме выпуска,
максимизируем прибыль монополиста,
(11) MR = MC < P,
т.е. монополист всегда устанавливает
цену, превышающую предельные затраты.
Поведение фирмы-монополиста в долгосрочном периоде
Итак, фирма-монополист может
в коротком периоде как наслаждаться
чистой экономической прибылью, так
и терпеть убытки (в зависимости
от условий спроса и затрат). Это
же утверждение справедливо, впрочем,
и для фирмы, действующей в
условиях совершенной конкуренции.
Рассмотрим теперь, как обстоит дело
в длительном периоде.
В условиях совершенной конкуренции в
длительном периоде может изменяться
не только масштаб производства на действующих
фирмах, но и само количество фирм, функционирующих
в отрасли. Совместное действие этих процессов
неизбежно приведет к тому, что каждая
фирма выбирает для себя такой объем производства,
который обеспечивает минимально возможный
при данных условиях уровень долгосрочных
средних затрат, причем реализует фирма
свою продукцию по цене, в точности равной
минимально возможной величине долгосрочных
средних затрат:
Р = LAC min.
Таким образом, устремление всех фирм
отрасли к максимальной прибыли сводится
в конечном счете всего лишь к борьбе за
выживание, где самое большее, чем может
довольствоваться фирма в длительном
периоде, - нулевая экономическая прибыль.
Это следствие свободы входа в отрасль
и выхода из нее. Прибыль в данном случае
играет роль лишь краткосрочного сигнала
к входу в отрасль новых фирм (а убыток
- к выходу из отрасли).
С совершенно иной картиной мы сталкиваемся
в условиях монополизированного рынка.
Ведь фирма здесь сама и есть отрасль,
вход в которую для других фирм закрыт
с помощью тех или иных входных барьеров.
Это не означает, конечно, что монополия
не может вводить в действие новые заводы.
Но заводы эти суть просто подразделения
фирмы-монополиста, а отнюдь не самостоятельные
субъекты рынка, служащие своим собственным
интересам (извлечение максимальной прибыли),
как в случае совершенной конкуренции.
Фирма-монополист, конечно, может (и обязательно
будет) изменять масштаб своего производства
в длительном периоде с тем, чтобы добиться
максимально возможной величины прибыли.
При этом ничто, очевидно, не мешает монополисту
устанавливать такой объем выпуска, чтобы
и в длительном периоде получать положительную
экономическую прибыль, если только характер
спроса и затрат таков, что получение этой
прибыли в принципе возможно. Рассмотрим
рис. 6, где показан оптимум монополии в
длительном периоде.