Условия потребительского равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Экономический анализ спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем.
В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец- покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.92 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Заочный факультет  Национального университета

Пищевых технологийв  г Симферополе

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине : «Микроэкономика»

Студентки группы 1УА специальность «Бухгалтерский учет и аудит»

Галяминой Екатерины  Вадимовны

Вариант №12

 

Шифр: 1839

 

 

_____________________________Подпись  преподавателя____________

(отметка о проверке  работы)

 

 

 

 

 

 

1.Условия потребительского  равновесия.

Экономический анализ спроса является универсальным средством, которое может быть применено  к широкому кругу разнообразных  проблем.

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок  всегда представлены парным отношением «продавец- покупатель», которое в  превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом  и предложением.

Спрос и предложение товаров  являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от этого  взаимодействия зависит ответ, что  производить, для кого производить  и по какой цене продавать произведенную  продукцию, чтобы извлечь необходимую  прибыль для дальнейшего развития. Именно соотношение между спросом  и предложением порождает колебания  рыночных цен.

В рыночной экономике понятие  «спрос» наряду с понятием «предложение»  относится к числу фундаментальных. Распространена даже шутка, что попугая, умеющего произносить слова «спрос»  и «предложение», можно считать  образованным экономистом.

Как известно, самые распространенные, обобщающие термины настолько емки и многогранны, что не поддаются  точным определениям, это в полной мере относится и к термину  «спрос».

Общие представления о  спросе стали частью повседневного  языка и опыта. Например, цены на курортах летом выше, чем зимой. Это  связано с тем, что летом спрос  выше, чем зимой.

Понятие спроса и его виды, элементы формирования

Спрос - это платежеспособная потребность, сумма денег, которую  покупатели могут и намерены заплатить  за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос нельзя отождествлять с  потребностью как таковой: если человек  нуждается в каком-то благе, но у  него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышает платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью  удовлетворены. Таким образом, платежный  спрос - это спрос на товары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей. Он отражает обеспеченную деньгами часть потребностей населения  в конкретных количествах товаров  и объемах услуг определенного  назначения.

Спрос - это потребность, выраженная в денежной форме. Объем  спроса - это количество товара, которое  покупатели желают приобрести за некоторый  период времени (день, месяц, год и  т.д.). “Желание приобрести” здесь  означает, что покупатели действительно  имели бы желание и возможность  заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось  в наличии. Именно спрос определяет, что покупать на рынке и в каком  количестве. Спрос- это важнейший  ориентир для предложения.

Важно различать объем  спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем  покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно. Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, неценовых детерминант, включающих, доходы покупателей и  их вкусы, накопленное имущество, инфляционные и дефляционные ожидания покупателей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Поэтому спрос очень подвижен и изменчив. Есть и другие неценовые факторы (возраст покупателей, национальные особенности и т.д.), которые способны влиять на объем спроса. Их необходимо выявлять, прежде чем начинать внедрять на рынок тот или иной товар.

Различают:

1) индивидуальный спрос,  т.е. платежеспособные потребности  отдельного покупателя в том  или ином товаре, он зависит  от размеров денежных средств,  находящихся на руках населения,  в сберкассах, от различных выплат  и наследства, размеров рынка,  цены, полезности и качества товаров,  субъективных вкусов и предпочтений;

2) суммарный спрос индивидуальных  покупателей; 

3)совокупный спрос, выраженный  в деньгах, который формируется  на национальном уровне. он представляет собой реальный объем товаров, который готовы купить при определенном уровне цен все хозяйствующие субъекты;

4) отраслевой спрос, который  формируется на мезоуровне и представляет собой спрос со стороны других отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли.

По степени охвата товаров  различают: а) микроспрос, т.е. спрос на отдельные виды товаров, б) макроспрос, т.е. спрос на более или менее крупные группы товаров.

По степени удовлетворения спроса выделяют:

а) реализованный спрос,

б) неудовлетворенный спрос, который определяется количеством  денег, которые не могут быть обменены на товары в силу их отсутствия в  продаже,

в) скрытый неудовлетворенный  спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего в продаже, приобретаются  другие товары или его вид, худший по качеству.

По характеру спроса различают:

а) падающий спрос,

б) полноценный спрос,

в) растущий спрос,

г) чрезмерный спрос,

д) нерегулярный спрос,

ж) нерациональный спрос.

Элементы формирования спроса. На размеры и структуру спроса влияют:

а) цена продукта или услуги,

б) доходы населения,

в) число покупателей,

г) наличие товара,

д) вкусы покупателей,

е) мода,

ж) реклама,

з) цены на сопряженные товары,

и) система налогообложения,

к) возможность и условия  кредита,

л) гарантийный и постгарантийный сервис,

м) сезонный фактор,

н) демографические факторы,

о) географические особенности,

п) национальные и исторические особенности,

р) профессиональная структура работающего населения,

с) имущественная дифференциация населения,

т) валютный курс,

у) меры по стимулированию спроса и др.

Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры:

а) демонстрация товаров,

б) предложение о возврате денег, если товар не понравился,

г) удобство упаковки и доставка товара,

д) премии и конкурсы и др.

Объем спроса зависит от многих факторов.

Одним из основных является цена на данный товар. Устойчивая повторяющаяся  взаимосвязь между объемом спроса и ценой, имеющая обратно пропорциональный характер называется законом спроса.

Закон спроса - величайший закон  мировой экономики, ибо он придает  поведению покупателей и продавцов  объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития -- ведь спрос может “благодарно” увеличиваться при снижении цены или “возмущенно” уменьшаться при  росте цены только при отсутствии дефицита; там же, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует  производитель; а ведь подлинный  рынок -- это равноправие спроса и  предложения.

Закон спроса выражает следующую  функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц):

С=F(Ц)

где F- показатель количественной зависимости.

Чем выше цена товара, тем  меньше спрос на него со стороны  покупателей.

Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос. Математически это означает, что  между величиной спроса и ценой  существует обратно пропорциональная зависимость .

Природа закона спроса по существу проста.

Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше его  цена, и наоборот.

Конечно, реальная картина  намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрети взамен данного товара иной, заменяющий его.

Но в целом закон  спроса отражает генеральную тенденцию  свертывания объема закупок с  ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.

В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, которая  заключается в том, что большие  объемы конкретного товара покупаются по более низкой цене, чем более  высокой.

Подтверждение этому - кривая спроса.

Во-вторых, подчинения потребления  принципу убывающей предельной полезности, в соответствии с которой последующие  единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения.

Например, второй телевизор  не так полезен в доме, как первый, поскольку основные потребности  удовлетворены.

В-третьих, действие закона спроса связанно с эффектом дохода, выражающегося в том, что при  прочих равных условиях и постоянном доходе покупатель по более низкой цене может обрести больше данного  товара.

Напротив, более высокая  цена приводит к снижению покупательского  спроса

Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое  изображение, которое показывает связь, функциональную зависимость между  величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса (график 1).

Кривые на графике показывают: при повышении цен платежеспособная потребность людей сокращается, и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

Кривые спроса позволяют  установить не только объем спроса, соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар.

Смещение кривых спроса происходит под влиянием изменений доходов  людей. Когда доход возрастает, спрос  на большинство товаров увеличивается, и, наоборот, при уменьшении дохода спрос снижается. Эти товары экономисты называют нормальными. Но есть и товары-исключения, на которые с возрастанием дохода спрос падает, а с уменьшением - растет.

Среди товаров низшей категории  есть так же удивительные товары, величина спроса на которые растет с увеличением  цены (т.е. кривая спроса является растущей). Спрос на многие товары в экономике  зависит от ситуации на рынке других товаров. Например, если цена на зеленый  салат возрастет, а на капусту  останется без изменения, потребители  перейдут на салаты из свежей капусты  и, соответственно, кривая спроса на нее  сдвинется вправо. Такие салаты, как салат и капуста, называются заменителями. Есть и такие товары, на которые спрос растет одновременно, например, если снизится цена на лыжи, по всей вероятности, возрастет спрос  на спортивную зимнюю одежду. Такие  товары называют дополняющими.

Итак, сдвиг кривой спроса может произойти в результате:

1. изменения вкусов потребителей;

2. изменения ситуации (спроса, предложения, цены) на рынке заменителей  или дополняющих товаров.

Теоретически вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся  закону спроса, величина спроса на которые  возрастает при увеличении цены. Их называют товарами Гиффена. Предпринималось много попыток обнаружить такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цен на товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считать товарами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность предпосылок, заложенных в основу закона спроса.

Закон спроса -- и великий регулятор рыночной экономики: обратная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавца. Вот почему закон спроса следует считать и самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике. Закон спроса не содержит конкретного инструмента, рецептов построения кривых спроса. Однако он играет огромную роль в раскрытии природы, толковании рыночных процессов и объяснения поведения продавцов и покупателей на рынке.

Обратную зависимость  между ценой продукта и величиной  спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего  величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной -- это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена -- это независимая переменная, а величина спроса -- зависимая переменная. Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих пределах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

Информация о работе Условия потребительского равновесия