Фирма в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Совершенная конкуренция характеризуется существованием множества мелких фирм, производящих однородную продукцию: барьеров в отрасли нет; свободный доступ к информации; доля отдельных фирм на рынке мала, и поэтому отсутствует контроль над ценой, которая устанавливается рынком в результате взаимодействия его механизмов: спроса и предложения.

Совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение имеет не только практическое применение знаний по несовершенной конкуренции в приложении к этим рынкам, но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём.

Таким образом, целью данной курсовой работы является: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Из этой цели были поставлены такие основные задачи исследования:

- определение сущности совершенной конкуренции;

- изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;

- особенности спроса и предложения на таком рынке;

- равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде;

- особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками.

Для решения поставленных задач были использованы учебные пособия и книги по Экономической теории, статьи из интернета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава1. Экономика фирмы……………………………………………………..4

1.1. Экономическая природа фирмы……………………………………………4

1.2. Модели рынка: характерные признаки, достоинства и недостатки (сравнительный анализ)…………………………………………………………12

1.3. Особенности спроса на продукцию фирмы в условиях

совершенной конкуренции……………………………………………………...14

Выводы по главе 1……………………………………………………………….17

Глава 2. Равновесие (оптимум) фирмы на рынке……………………………..18

2.1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде: максимизация прибыли

и минимизация убытков………………………………………………………....18

2.2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде……………………………...23

2.3. Особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками……………………………..26

Выводы по главе 2……………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….30

Библиографический список……………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Экономич. теория курсач печать.doc

— 5.00 Мб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный энергетический

университет имени В. Ленина»

 

Кафедра общей экономической теории

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Фирма в условиях совершенной конкуренции

 

 

 

 

              Выполнил: студентка ФЭУ

гр. 2-54з

Тихомолова Н. А.

Проверил: докт. экон. наук

кафедры ОЭТ

Терехова Н.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава1.              Экономика фирмы……………………………………………………..4

1.1. Экономическая природа фирмы……………………………………………4

1.2. Модели рынка: характерные признаки, достоинства и недостатки (сравнительный анализ)…………………………………………………………12

1.3. Особенности спроса на продукцию фирмы в условиях

совершенной конкуренции……………………………………………………...14

Выводы по главе 1……………………………………………………………….17

Глава 2.              Равновесие (оптимум) фирмы на рынке……………………………..18

2.1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде: максимизация прибыли

и минимизация убытков………………………………………………………....18

2.2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде……………………………...23

2.3. Особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками……………………………..26

Выводы по главе 2……………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….30

Библиографический список……………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Совершенная конкуренция характеризуется существованием множества мелких фирм, производящих однородную продукцию: барьеров в отрасли нет; свободный доступ к информации; доля отдельных фирм на рынке мала, и поэтому отсутствует контроль над ценой, которая устанавливается рынком  в результате взаимодействия его механизмов: спроса и предложения.

Совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение имеет не только практическое применение знаний по несовершенной конкуренции в приложении к этим рынкам, но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём.

Таким образом, целью данной курсовой работы является: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Из этой цели были поставлены такие основные задачи исследования:

-              определение сущности совершенной конкуренции;

-              изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;

-              особенности спроса и предложения на таком рынке;

-              равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде;

-              особенности предложения продукции отрасли с постоянными, возрастающими и понижающимися издержками.

Для решения поставленных задач были использованы учебные пособия и книги по Экономической теории, статьи из интернета.

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ.

1.1. Экономическая природа фирмы

Фирма является одним из основных субъектов рыночной экономики и представляет собой организацию, которая владеет предприятиями и управляет их хозяйственной деятельностью.

Предприятия – это учреждения, выполняющие функции по производству, распределению товаров и услуг и доставке их потребителю. Предприятия выступают в различных организационных формах (в форме завода, фабрики, шахты, фермы, магазина и т.п.)[1]

Фирмы, включающие в свой состав более одного предприятия, могут выступать как объединения трёх типов:

1.                 горизонтального типа, охватывающего предприятия, находящиеся на одной стадии производства;

2.                 вертикального типа, охватывающего предприятия, находящиеся наразличных стадиях производственного процесса;

3.                 конгломератов – объединения предприятий, оперирующих в различных отраслях производства.

В экономической науке существуют различные подходы к объяснению экономической природы фирмы, или, иными словами, к объяснению причин существования фирм в экономике.

Так, одни учёные рассматривают фирму как последствие развития кооперации и разделения труда (К. Маркс), другие считают, что фирма – это результат минимизации риска и неопределённости (Ф. Найт), третьи связывают появление фирм с необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р. Коуз).

Последний подход в современных условиях получил наибольшее распространение. Согласно Р Коузу и его последователям, в основе деятельности фирмы лежит «пучок контрактов» между владельцами ресурсов. С определённой долей условности все ресурсы могут быть разделены на 2 группы:

1.    специфические ресурсы, ценность которых в данной фирме выше, чем за её пределами;

2.    общие ресурсы, ценность которых одинакова и в пределах данной фирмы, и за её пределами;

3.    интерспецифические ресурсы, ценность которых реализуется лишь внутри определённой коалиции и посредством её; это уникальные, взаимосвязанные ресурсы, которые не могут существовать друг без друга.

Экономическую основу фирмы, по Р. Коузу, составляет долгосрочный контракт между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме обусловливает экономию трансакционных издержек и возможность получения владельцами фирмы квазиренты – экономической прибыли.[2]

Наличие многообразных способов минимизации трансакционных издержек предопределяет, по мнению представителей неоинституционального подхода, многообразие видов фирм.

Основные формы деловых предприятий

Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.[3]

 Частнопредпринимательская фирма — это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности).

Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т. е. контролирует поведение всех остальных членов команды. Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.

Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских организациях или в рекламном бюро и т. д. роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники.

Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

1) простота организации (учреждения, управления и т. д.);

2) свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.);

3) сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).

 Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:

1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

2) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);

3) существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

 Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

Основнные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников.

Бывает, что все партнеры принимают активное участие в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами встречаются и партнеры, играющие пассивную роль.

В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).

Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают рядом недостатков (скудность финансовых средств, неограниченная ответственность и др.).

К ним, однако, добавляются новые. Главными из них являются разделение функций (в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов) и угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

 Иногда по типу партнерства организованы большие трудовые коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все — владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права.

Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). Проедание средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.

Корпорация. Третьим, основным видом делового предприятия является современная (открытая) корпорация.

Корпорация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

Корпорация — общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации.

Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).

Более глубокая специализация, широкое привлечение высококвалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.

Корпорация — это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юридического лица).

Корпорация существует независимо от ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.

Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками.

Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления.

Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью команды ослабляются.

Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими. Возможности оппортунистического поведения расширяются. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в чрезвычайно рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т. д.).

Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства акционеров в повседневные дела компании возрастает. Возникает угроза «поглощения» данной фирмы другой и полной смены команды (во всяком случае, ее верхнего эшелона).

К тому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского труда, что может в перспективе привести к резкому сокращению их доходов.

Другим крупным недостатком деятельности современной корпорации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций. В результате большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые государству.

Регулируемая и государственная фирмы. Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т. е. регулирует остаточный доход.

Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования и т. д.), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.

Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государственная собственность означает отсутствие права на свободную продажу имеющихся правомочий.

Таким образом, деятельность менеджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний.

Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.

 Неприбыльные (некоммерческие) организации – широко распространенная форма в условиях современной рыночной экономики.

К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, госпитали, колледжи, общества милосердия и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли.

Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности — продажи товаров и услуг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций.

Однако это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционеров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или сформированных в соответствии с уставом данной организации. Если в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело.

Кооперативы образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми.

В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором — контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.

1.2. Модели рынка: характерные признаки,

достоинства и недостатки (сравнительный анализ)

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:[4]

-              множественность продавцов – мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;

-              свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);

-              полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;

-              отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами;

-              наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

-              отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования;

Наряду с выше перечисленными условиями на совершенно конкурентных рынках действуют и другие, а именно:

-              существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;

-              отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;

-              исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;

-              предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

-              способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

-              вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

-              создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

-              обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

-              нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.

Недостатки:

-              не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

-              отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

-              не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

-              не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

-              не гарантирует право на труд, на доход на отдых;

-              не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее (экзогенно) заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

В действительности, совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение имеет не только практическое применение знаний по несовершенной конкуренции в приложении к этим рынкам, но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.[5]

1.3. Особенности спроса на продукцию фирмы

в условиях совершенной конкуренции

Поскольку в условиях совершенной конкуренции фирма отрасли в границах изменения объемов ее выпуска не оказывает существенного влияния на цену товара и реализует любое количество товара по неизменной цене, спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы горизонтальна. Это означает, что отдельная фирма не может установить более высокую цену, ограничивая объём производства; не может она и снизить цену на товар, чтобы увеличить объём продаж.[6]

Для отрасли, т.е. для всех фирм, производящих определённую продукцию, объём продаж может быть увеличен путём установления более низкой цены на товар. Все фирмы в отрасли, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять на общий объём предложения и, следовательно, на рыночную цену. Однако, если только одна фирма увеличивает или уменьшает объём выпуска продукции при неизменных объёмах производства у всех других конкурирующих фирм, то это не оказывает существенного влияния на общий объём предложения товара и рыночную цену.[7]

Кроме того, каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки равны цене товара Р, т.е. МR = АR = Р, поэтому кривые спроса, средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены товара.

 

Совокупный (валовой, общий) доход (TR) - общая выручка от продажи определённого объема продукции:

TR = P×Q,              (1.1)

где Q – количество продукции;

Р – цена продукции.

Предельный доход – (МR) прирост дохода, связанный с выпуском и продажей каждой дополнительной единицы продукции:

MR = ∆TR / ∆Q              (1.2)

Средний доход  (AR) валовой доход, деленный на количество проданных товаров:

AR = TR / Q              (1.3)

МR и AR будут равны между собой и равны цене (Ро).

Зависимости изменения перечисленных показателей от объема выпуска (продаж) продукции изображены на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Спрос, предельный доход и валовый доход фирмы

в условиях совершенной конкуренции

На рис. 1.1. видно, что валовой доход увеличивается прямо пропорционально объему продаж конкурентного производителя, а кривые среднего и предельного доходов совпадают между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

Из данной главы видно, что совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется существованием множества мелких фирм, производящих однородную продукцию: барьеров в отрасли нет; свободный доступ к информации; доля отдельных фирм на рынке мала, и поэтому отсутствует контроль над ценой, которая устанавливается рынком в результате взаимодействия его механизмов: спроса и предложения.

Так как конкурентная фирма является «принимающей цену», её доход пропорционален объёму выпуска продукции. При этом увеличение объёма производства какой-либо фирмой существенно не изменит отраслевой выпуск и не окажет влияние на цену товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАВНОВЕСИЕ (ОПТИМУМ) ФИРМЫ НА РЫНКЕ.

2.1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде:

максимизация прибыли и минимизация убытков

Коротким периодом называется такой период, в течение которого производственные мощности каждого предприятия (размеры и число заводов, фабрик, других производственных единиц) фиксированы, но выпуск может быть увеличен или снижен за счёт изменения объёма использования переменных факторов. Общее число предприятий в отрасли остаётся неизменным.[8]

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и, стремясь к равновесию, приспосабливает объём производства к рыночному спросу посредством изменения величины используемых переменных ресурсов.

Фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить:

-              экономическую прибыль;

-              убыток, который меньше её постоянных издержек.

Фирме следует производить такой объём продукции, при котором максимизируется прибыль или минимизируются убытки.

Существуют два подхода к определению уровня производства, при ко­тором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или ми­нимальные убытки:

1.              первый основан на сравнении валового дохода и валовых издержек;

2.              второй предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек.[9]

1.              Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками.

В краткосрочном периоде валовые издержки фирмы состоят из переменных и постоянных затрат. В этом периоде фирма будет иметь убытки, равные постоянным издержкам, даже если производство будет нулевым. Возможно, не существует ни одного уровня производства, при котором фирма получала бы прибыль, но она все-таки могла бы производить при условии, что, поступая так, понесет убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, с которой столкнется при закрытии. Поэтому конкурентной фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, меньший, чем ее постоянные издержки. При этом фирма должна стремиться производить такой объем продукции, который или максимизирует ее прибыли, или минимизирует убытки.

Таким образом, в деятельности фирмы в краткосрочном периоде возможны три ситуации:

максимизация прибыли;

минимизация убытков;

уход с рынка.

Прибыль фирмы будет максимальна при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Фирма будет минимизировать свои убытки, производя такой объем продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину. Однако, если нет производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки, фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде путем закрытия (рис. 2.1., 2.2).

Рис. 2.1 Случай максимальной прибыли

Qo – объём производства, максимизирующий прибыль

Рис. 2.2 Случай минимизации убытков

Q1 – объём производства, минимизирующий убытки

2.              Принцип сопоставления предельного дохода и предельных издержек. При данном подходе конкурентной фирме следует сравнивать предельный доход (MR) и предельные издержки (МС) каждой последующей единицы продукции.

Поскольку в условиях совершенно-конкурентного рынка цена складывается независимо от отдельной фирмы и воспринимается ею как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продукта (МС = Р). Если же МС < Р, то производство можно увеличивать, если МС > Р, то такое производство осуществляется в убытке и его следует прекратить. Однако, как было показано ранее, в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным доходам (Р = MR), следовательно, фирма может увеличивать производство до точки, пока предельные издержки не будут равны предельному доходу (МС = MR). Именно эта точка, где МС = MR, является точкой, определяющей оптимальный объем производства. Итак, фирма максимизирует прибыли или минимизирует убытки, производя такой объем продукции, где предельный доход равен предельным издержкам.[10]

Рис. 2.3 Достижение максимальной прибыли предприятия

Совокупный доход представляет собой прямую, выходящую из начала координат, а совокупные  издержки получаются суммированием на графике кривых постоянных и переменных издержек. (рис. 2.3). Соединив оба графика, можно понять, в каких пределах варьируется деятельность предприятия, приносящая доход. Максимальная прибыль производится, когда разрыв между TR и ТС наибольший (отрезок АВ).

Точка С и точка D являются точками критического объема производства.

До точки С и после точки D совокупные издержки больше совокупного дохода (ТС > TR): такое производство экономически убыточно.

В интервале от точки С до точки D предприятие получает прибыль. Задача предприятия - закрепиться в ближайшей окрестности т. А. В этой точке угловые коэффициенты дохода (MR) и издержек (МС) равны.

Таким образом, условие максимизации прибыли - это равенство предельного дохода и предельных издержек (MR=MC).

Рис. 2.4. Издержки и прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

 

Сопоставление MR и МС можно осуществить и непосредственно.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная, фирма может увеличивать производство, пока не сравняются предельные издержки (МС) и рыночная цена продукции (Р).

Если МС < Р, то производство можно расширять.

Если МС > Р, то производство убыточно и его следует прекратить.

На рис. 2.4 совокупный доход (TR=PQ) соответствует площади прямоугольника OMKN, общие издержки ТС -площади ORSN, а максимум общей прибыли (p=TR-TC) представляет собой площадь прямоугольника MRSK.

В условиях краткосрочного равновесия выделяют 4 типа фирм (см. рис. 2.5).

Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается оставаться в деле лишь недолгое время, т.е. краткосрочный период. В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие средние переменные издержки (AVC), но и средние общие (АТС), т.е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС=Р).

В случае снижения цен фирма перестает быть конкурентоспособной, т.к. не может покрывать текущие средние переменные издержки (AVC) и будет вынуждена покинуть отрасль и оказаться за ее пределами (запредельная фирма, где AVC>P).

Рис. 2.5. Типы фирм в условиях краткосрочного равновесия

Если АТС<Р, то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.

2.2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде фирмы, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, стремятся оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки. Если типичная фирма в отрасли получает экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это привлечет в отрасль новые капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия будут расширять производство.[11]

Цель дальнейшего анализа - описать приспособления конкурентной фирмы к изменяющимся условиям и определить условия долгосрочного равновесия фирмы.

В долгосрочном периоде для отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками. С целью увеличения получаемой прибыли фирма стремится снизить средние издержки, поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры при изменении объемов производства. В графической интерпретации это будет выглядеть как переход с одной краткосрочной кривой средних издержек (например, AТС1) на другую (АТС2) рис. 2.6.

Рис. 2.6. Долгосрочные средние издержки фирмы

Если положительный эффект масштаба производства исчерпывается быстро, а отрицательный не вступает в действие до тех пор, пока не будут достигнуты значительные масштабы производства, то долгосрочные средние издержки (LATC) остаются неизменными на протяжении продолжительного отрезка горизонтальной оси (рис. 2.7, а).

Если положительный эффект масштаба является продолжительным, а отрицательный – отдалённым, то кривая АТС снижается на протяжении большого отрезка горизонтальной оси (рис. 2.7, б).

Если положительный эффект масштаба производства быстро исчерпывается и быстро сменяется отрицательным эффектом, то минимальные издержки предприятия по производству единицы продукции достигаются при относительно малом объёме производства (рис. 2.7, в).

Рис. 2.7. Различные типы кривых долгосрочных средних

издержек предприятия:

а – при исчерпании положительного эффекта масштаба производства и отсутствии отрицательного эффекта;

б – при продолжительном положительном эффекте масштаба производства и отдалённом отрицательном эффекте;

в – при смене положительного эффекта масштаба производства отрицательным эффектом.

Рассмотрим теперь, как изменяется равновесие фирмы в долгосрочном периоде при изменении числа фирм в конкурентной отрасли. Если в краткосрочном периоде цена превышает средние общие издержки фирмы, то возможность получения экономической прибыли привлечет новые фирмы в отрасль. Но это расширение отрасли будет увеличивать предложение продукции до тех пор, пока цена не снизится и не сравняется со средними общими издержками. Напротив, если цена товара первоначально меньше средних общих издержек, неизбежность убытков обусловит отток фирм из отрасли. Общий объем предложения продукции на рынке будет сокращаться, снова повышая цену до равенства со средними общими издержками. Следовательно, в долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних общих издержек фирмы.

В условиях совершенной конкуренции равновесие достигается, когда экономическая прибыль равна нулю. При такой ситуации нет стимулов для расширения или сокращения объема производства, а также у новых фирм нет мотивов для вступления в отрасль, а у старых - для выхода из нее.[12]

2.3. Особенности предложения продукции отрасли с постоянными,

возрастающими и понижающимися издержками.

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм отражаются на ценах ресурсов следующим образом.

1. Если отрасль использует не специфические ресурсы (т.е. такие, на которые предъявляют спрос и другие отрасли), то цена ресурсов не меняется и издержки производства тоже не меняются (рис. 2.7)

Рис. 2.7. Кривая предложения отрасли с постоянными

издержками в долгосрочном периоде

2. Если дополнительный спрос на ресурсы приводит к рос­ту цены на них, то издержки возрастают (рис. 2.8.)

Рис. 2.8. Кривая предложения отрасли с возрастающими

издержками в долгосрочном периоде

3. Если в отрасли издержки снижаются, что обычно связано с положительным эффектом от масштаба производства, то спрос на ресурсы снижается и цена на них тоже снижается (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Кривая предложения отрасли с понижающимися

издержками в долгосрочном периоде

Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показано на рис. 2.10.

Положение равновесия фирмы в долгосрочном периоде выражается следующим образом: MR(P) = AC = MC

Иными словами, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде максимум прибыли фирмы достигается тогда, когда выполняется равенство MR = VC = P = AC

Это равенство позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, хотя конкурентная фирма может получить экономическую прибыль или убыток в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом равенства предельного продукта и предельных издержек (MR(P) = МС) в долгосрочном периоде.

Во-вторых, модель совершенно конкурентной экономики приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества в целях максимизации удовлетворения общественных потребностей:

а)              Р=АС: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, необходимый обществу, производился наименее дорогостоящим способом;

б)              Р=МС: ресурсы должны быть распределены между отраслями и фирмами так, чтобы получить наиболее необходимый обществу (потребителям) ассортимент продукции.

 

Рис. 2.10. Положение равновесия конкурентной фирмы

в долгосрочном периоде

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

Из главы 2 можно сделать следующие выводы:

1.              Фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объём производства, при котором  MR = MC = P. Максимум прибыли в этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если P =ATC, то фирма обеспечивает самоокупаемость производства, т.е. получает нулевую экономическую прибыль. Если P < ATC, то фирма несёт убытки.

2.              Кривая предложения конкурентной  фирмы в краткосрочном  периоде совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума AVC.

3.              На рынке с возможностью свободного входа и выхода экономическая прибыль в долгосрочном периоде равна нулю. Долгосрочное равновесие рынка предполагает, что все фирмы выбирают эффективную технологию и масштаб производства, цены равны минимуму средних совокупных издержек, а число фирм устанавливается достаточным для обеспечения объема спроса при данной цене.

4.              Изменение спроса имеет различный эффект в разных периодах. В краткосрочном периоде рост спроса повышает цены и приносит прибыль, а падение спроса снижает цену и ведет к убыткам. Но в долгосрочном периоде число фирм устанавливается на уровне, который приводит рынок к равновесию при нулевой экономической прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рынок совершенной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок

На рынке с условиями чистой конкуренции спрос на продукт отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным. При этом следует отметить, что это утверждение по отношению ко всем производителям какой либо отрасли не верно, так как все они вмести могут оказать влияние на объём производства, рыночную цену в отрасли производства.

На чисто конкурентном рынке фирма в точке равновесия устанавливает цену, которая будет равна предельным издержкам и одновременно равна средним издержкам. Равенство цены и средних издержек означает, что конкуренция вынуждает фирму на конкурентном рынке производить товар в точке минимума средних издержек и устанавливать цену, которая соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители выигрывают от наиболее низких цен на продукцию, при издержках преобладающих в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсутствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

Выбор конкурентной стратегии для фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции (или близком к нему) должен проводиться с учётом основных характеристик этого рынка, выбирая в основном из двух видов конкуренции - ценовой и неценовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.              Гальперин. В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Издательство: Экономическая школа, 2006. – 426 с.

2.              Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов/. — М.: Омега-Л, 2006. — 656 с.

3.              Максимова В.Ф. Микроэкономика. /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 246 с.

4.              Новикова И.В., Ясинский Ю.М., Тихонов О.А. и др.; под ред. Новиковой И.В.  и Ясинского Ю.М.  Микроэкономика: Учеб. пособие. – Мн.: Акад. упр. При президенте Респ. Беларусь, 2006. – 391 с.

5.              Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2005. — 576 с.

6.              Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 672 с.

7.              Селищев А.С. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2002. — 448 с.

8.              Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. — 4 е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт_Издат, 2006. — 374 с.

9.              Терехова Н.Р. Микроэкономика: Учеб. пособие / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2008. – 204 с.

10.              Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

3

 


[1]Терехова Н.Р. Микроэкономика: Учеб. пособие / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2008. – 204 с.

[2] Терехова Н.Р. Микроэкономика: Учеб. пособие / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2008. – 204 с.

[3]Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2005. — 576 с.

 

[4] Новикова И.В., Ясинский Ю.М., Тихонов О.А. и др.; под ред. Новиковой И.В.  и Ясинского Ю.М.  Микроэкономика: Учеб. пособие. – Мн.: Акад. упр. При президенте Респ. Беларусь, 2006. – 391 с.

 

[5] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2005. — 576 с.

[6] Максимова В.Ф. Микроэкономика. /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 246 с.

[7].Терехова Н.Р. Микроэкономика: Учеб. пособие / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2008. – 204 с.

[8] Гальперин. В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Издательство: Экономическая школа, 2006. – 426 с.

[9] Новикова И.В., Ясинский Ю.М., Тихонов О.А. и др.; под ред. Новиковой И.В.  и Ясинского Ю.М.  Микроэкономика: Учеб. пособие. – Мн.: Акад. упр. При президенте Респ. Беларусь, 2006. – 391 с.

 

[10] Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2006.

[11] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 672 с.

[12] Новикова И.В., Ясинский Ю.М., Тихонов О.А. и др.; под ред. Новиковой И.В.  и Ясинского Ю.М.  Микроэкономика: Учеб. пособие. – Мн.: Акад. упр. При президенте Респ. Беларусь, 2006. – 391 с.

Информация о работе Фирма в условиях совершенной конкуренции