Равновесие конкурентной фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Во время исследования были поставлены следующие задачи: определить, что собою представляет фирма и в чём её отличия от предприятия, почему существуют фирмы, какие бывают типы фирм и какие цели они преследуют; определить, какая конкуренция является совершенной и назвать её особенности, какое существует условие равновесия (максимизации прибыли) конкурентной фирмы; как ведёт себя фирма в условиях совершенной конкуренции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА 4
1.1. Понятие «фирма» и отличие фирмы от предприятия 4
1.2. Возникновение фирмы. Типы фирм 5
1.3. Цели фирмы 6
2. КОНКУРЕНЦИЯ 9
2.1. Понятие «конкуренция». Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………………………………………….9
2.2. Конкурентные стратегии фирм 10
3. ФИРМА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ. РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ 12
3.1 Фирма в условиях совершенной конкуренции 12
3.2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде……….. 13
3.3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде 19
3.4. Недостатки совершенной конкуренции……………………...…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

равновесие конкурентной фирмы.doc

— 181.00 Кб (Скачать)


28

 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования «Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

 

Факультет экономики и управления

 

Кафедра экономики и управления на предприятии

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету «Микроэкономика»

 

РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ

 

 

 

 

Автор работы

студентка 1 курса,

2 группы                                                                                

 

Руководитель

преподаватель                                                                       А.В. Бельчицкий

 

 

Гродно 2006

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ               3

1. ФИРМА               4

1.1. Понятие «фирма» и отличие фирмы от предприятия               4

1.2. Возникновение фирмы. Типы фирм               5

1.3. Цели фирмы               6

2. КОНКУРЕНЦИЯ               9

2.1. Понятие «конкуренция». Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………………………………………….9

2.2. Конкурентные стратегии фирм               10

3. ФИРМА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ. РАВНОВЕСИЕ  КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ               12

3.1 Фирма в условиях совершенной конкуренции               12

3.2. Равновесие  конкурентной фирмы в краткосрочном периоде……….. 13

3.3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде               19

3.4. Недостатки совершенной конкуренции……………………...…………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ               25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ               28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предметом исследования является равновесие фирмы в условиях конкуренции.

Объектом исследования является конкурентная фирма.

Целью исследования является изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Во время исследования были поставлены следующие задачи: определить, что собою представляет фирма и в чём её отличия от предприятия, почему существуют фирмы, какие бывают типы фирм и какие цели они преследуют; определить, какая конкуренция является совершенной и назвать её особенности, какое существует условие равновесия (максимизации прибыли) конкурентной фирмы; как ведёт себя фирма в условиях совершенной конкуренции. В процессе анализа принято выделять краткосрочную и долгосрочную модель максимизизации прибыли, следовательно необходимо проанализировать поведение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

              Анализ деятельности фирмы на рынке совершенной конкуренции очень важен, прежде всего с точки зрения методологии исследования, так как даёт возможность понять общие принципы поведения фирмы на рынке, оценить параметры эффективного распределения и использования ресурсов общества. Данный анализ имеет и практическое значение, поскольку в условиях экономики нашей страны многие малые предприятия функционируют в условиях, приближённых к условиям совершенной конкуренции (торгующие на рынках фермеры, торговля товарами на многочисленных оптовых рынках, услуги переводчиков, мастеров по ремонту квартир и т. д.).


1. ФИРМА

 

1.1. Понятие «фирма» и отличие фирмы от предприятия

 

              Фирма – это хозяйствующий субъект, который производит товары, оказывает услуги с целью удовлетворения общественных потребностей. Как хозяйствующий субъект, фирма обладает административной и экономической самостоятельностью, т. е. правами юридического лица, организационно-техническим единством, общностью целей деятельности. Как юридическое лицо, фирма имеет в хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

              В современных условиях фирма зачастую выступает синонимом предприятия. Но надо признать, что фирма отличается от предприятия по многим позициям.

              Во-первых, фирма может состоять из нескольких предприятий. Внутри фирмы обычно устанавливается чёткий внутренний распорядок, или система жёстких команд.

              Во-вторых, для фирмы характерна многопрофильная хозяйственная деятельность, т. е. ресурсы распределяются по нескольким направлениям хозяйственной деятельности. Это означает, что имеет место диверсификация производства. Предприятие, наоборот, чаще всего однопрофильно.

              В-третьих, предприятие далеко не всегда выступает как самостоятельное юридическое лицо. Наоборот, фирма всегда является юридическим лицом.

              Таким образом, если предприятие представляет собой форму организации производства, сложную систему кооперации и разделения труда, то фирма выступает как экономическая и предпринимательская форма современного производства. [1, с. 199]

 

 

1.2. Возникновение фирмы. Типы фирм

 

Фирма представляет собой организацию, объединяющую ресурсы для выпуска необходимых потребителю товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является, как правило, получение максимальной прибыли.

Явившись продуктом развития рыночных отношений, где координация действий участников осуществляется спонтанно через механизм цен и конкуренции, фирма представляет собой некую противоположность рынку. Внутри фирмы координация деятельности осуществляется по строго иерархическому принципу, т. е. по команде сверху, посредством директив, инструкций и правил.

В основе возникновения фирмы  и её организационной структуры лежит рациональность. Общество обращается к услугам фирменной организации, если это даёт возможность производить товары и услуги с меньшими затратами, чем при отсутствии такой организации, т. е. когда продавцы и покупатели действуют поодиночке. [2, с. 90]

Типы фирм. Рассмотрим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения.

Предпринимательская фирма представляет собою образование, которое принадлежит одному владельцу. Для неё характерны объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли.

Капиталистическая фирма – это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру. Для неё характерны разделение функций собственности от управления и наличие сложной иерархии целей.

Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников, главной целью которого является максимизация трудового дохода.

Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству. Более точно её можно определить как фирму, в которой определяющие решения в отношении её деятельности принимаются государством или его органами. Целевые ориентиры таких фирм устанавливаются государством, а их функционирование носит характер естественных монополий, когда объём предложения и цена регулируются государственными органами.

Директорская фирма представляет собою тип фирм, ключевые решения в которой принимаются управляющими. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами. [3, с. 111]

 

1.3. Цели фирмы

 

              Поведение фирмы может быть обусловлено интересами руководства, рыночными условиями, целями фирмы. Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о множественности целевых установок фирм, представляющих собой иерархическую систему, которая эволюционирует как во времени, так и в зависимости от складывающихся рыночных условий. Поэтому дать однозначное определение цели фирмы не представляется возможным.

              Целью фирмы может быть максимизация выручки, являющейся важным показателем результативности деятельности фирмы. Нацеленность руководства фирм на валовые показатели нередкое явление, поскольку часто именно с этим показателем связано вознаграждение руководства. Другой, часто проявляющей себя целью фирм является экономический рост. Являясь показателем делового успеха и для владельцев и для инвесторов, он не только способствует расширению возможностей фирмы для маневра и защиты от рыночной неопределённости (за счёт расширения доли рынка), но и выступает в качестве средства для достижения более отдалённых целей. Фундаментальным мотивом деятельности фирмы может быть выживание в долгосрочной перспективе, чего фирма может добиться посредством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность. Наконец, в условиях сложных корпоративных образований, имеющих несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики), целью может стать стремление к удовлетворённости, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон. Стремление к удовлетворённости есть признак рациональности поведения, так как фирма практически всегда сталкивается с конфликтностью целей, и главный для неё вопрос – обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспективе.

В неоклассической теории в качестве цели фирм постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой – задачу конкурентного взаимодействия фирм. К тому же, оно очень удобно для моделирования поведения фирм. Между тем по ряду причин можно усомниться в однозначности такой трактовки цели фирм. Во-первых, в условиях рыночной неопределённости максимизация прибыли как инструмент принятия решений малопригодна. Во-вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей, и максимизация прибыли как цель угасает. В-третьих, сами фирмы могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой цели, так как попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами, которые могут превысить ожидаемые выгоды.

Сказанное не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира фирмы. Ведь прибыль является показателем эффективности функционирования фирмы, источником вознаграждения предпринимателя и её развития. Уже в силу этого фирма вынуждена ориентироваться на получение прибыли, иначе будет вытеснена с рынка в процессе конкуренции как неэффективная структура. Поэтому, даже при наличии чётко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего её уровня прибыли в долгосрочной перспективе присутствует всегда.

              Целевые устремления фирм многообразны и изменяются как во времени, так и в зависимости от рыночных условий, однако, получение прибыли является определяющим условием долгосрочного функционирования фирмы. [3, с. 113]


2. КОНКУРЕНЦИЯ

 

2.1. Понятие  «конкуренция». Совершенная и несовершенная конкуренция

 

              Конкуренция – это процесс борьбы фирм за платежеспособный спрос, так как несмотря на многообразие форм проявления, суть отраслевого взаимодействия фирм сводится к одному – укреплению своего положения путём расширения контролируемой доли рынка. Однако содержание самого процесса конкуренции зависит от факторов, обусловливающих тип рыночной структуры и характер взаимодействия фирм отрасли. Главные критерии размежевания типов конкуренции связаны с объектностью конкурентных действий (продукт, цена, объём продаж) и принципами взаимодействия продавцов (учитывают или не учитывают поведение друг друга). Исходя из этого, различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию. [4, с. 129]

              Совершенная конкуренция – тип конкуренции, при котором фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по цене. Характерной особенностью совершенной конкуренции является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счёт повышения цены, и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики. Совершенная конкуренция представляет собою скорее теоретическую модель, нежели тип реального соперничества фирм. Во-первых, сами условия совершенно конкурентного рынка на практике мало осуществимы, так как обычно рынки не являются атомизированными, а продукция фирм чаще всего дифференцирована. Фирмы используют разные технологии, а капиталоёмкость современного производства такова, что сильно затрудняет межотраслевой перелив капитала. Во-вторых, посылка о пассивном приспособлении фирм к рыночным условиям и ценам не соответствует реальному характеру их деятельности, связанному с активным воздействием на окружающую среду. В-третьих, неполная доступность информации, а именно её асимметрия является движущим мотивом конкуренции. Наконец, если мы где и встретим условия, соответствующие требованиям совершенной конкуренции, то они будут всего лишь отражать результат процесса конкуренции, ничего не говоря о самом способе конкуренции. [4, с. 129]

              Несовершенная конкуренция – это способ соперничества, при котором обладающие рыночной властью фирмы конкурируют за объём продаж. Несовершенная конкуренция представляет собой способ соперничества фирм, имеющих разные размеры и издержки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также применяющих различные конкурентные стратегии. Экономическое содержание этого типа конкуренции состоит в том, что рыночное взаимодействие фирм представляет собою постоянно модифицирующийся процесс противодействия господству на рынке отдельных фирм. А его отличительной особенностью является использование преимущественно неценовых факторов конкуренции. Наиболее распространённые формы несовершенной конкуренции – это: а) монополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена уникальными особенностями их товара и б) олигополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена их рыночной долей. [4, с. 130]

 

2.2. Конкурентные стратегии фирм

 

              Завоевание и удержание конкурентного преимущества является едва ли не определяющей задачей фирмы, поскольку именно это обеспечит ей как надёжный источник получения прибыли, так и хозяйственную устойчивость в долгосрочной перспективе. Фирма имеет конкурентное преимущество, когда она лучше своих конкурентов преодолевает силы конкуренции, а её конкурентная стратегия является успешной, если фирма получает более высокую, нежели соперники, прибыль.

Информация о работе Равновесие конкурентной фирмы