Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:49, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить поведение фирмы в условиях олигополии, определить условия, обеспечивающие безубыточность и выход на максимальную прибыль.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность и особенности олигополии;
2. изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах;
3. исследовать виды и модели олигополии;
рассчитать издержки, определить условия максимизации прибыли
Введение...............................................................................................................4
1. Характеристика олигопольного рынка.........................................................6
2. Издержки производства..................................................................................9
3. Параметры равновесия фирмы на олигопольном рынке...........................12
3.1 Модель Курно..............................................................................................12
3.2. Модель картеля...........................................................................................15
3.3. Модель Бертрана........................................................................................16
3.4. Модель Штакельберга................................................................................19
3.5. Модель ценового лидерства......................................................................20
3.6. Модель ломаной кривой спроса................................................................22
3.7. Дилема олигополистов............................................................................. 24
Заключение........................................................................................................26
Список использованных источников..............................................................28
Курсовая работа
по дисциплине
Микроэкономика
на тему:
«Поведение фирмы в условиях олигополии»
2010
Задание:
Сфера деятельности предприятий: Добывающая промышленность
Организационно-правовая форма предприятий: Открытое акционерное общество
Наименование изделия, детали или услуг: Добыча нефти
Тип рыночной структуры: Олигополия
Издержки: TC1=30Q
TC2=20+4Q
Общая характеристика спроса Qd=100-0,5P
Определить условия, обеспечивающие безубыточность и выход на максимальную прибыль.
27
Содержание
Введение......................
1. Характеристика олигопольного рынка.........................
2. Издержки производства..................
3. Параметры равновесия фирмы на олигопольном рынке.........................
3.1 Модель Курно.........................
3.3. Модель Бертрана......................
3.4. Модель Штакельберга..................
3.7. Дилема олигополистов.................
Введение
Актуальность темы «Поведение фирмы в условиях олигополии» обусловлена тем, что в настоящее время олигополия является наиболее распространенным типом рыночной структуры. Большинство современных исследователей утверждают, что сегодня олигополия стала преобладающей формой рынка, при которой несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары; куда доступ для других фирм затруднён, и контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью фирм, и где действует сильная неценовая конкуренция. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства - все хозяйствующие субъекты стремятся сэкономить на издержках, получив бо'льшую прибыль.
Проблема поведения фирмы в условиях олигополии рассматривается в контексте изучения вопросов рыночного регулирования экономики, так как олигополии образовались в рыночной среде. Формирование олигополий произошло давно, существуют они достаточно успешно, и, по-видимому, будут существовать всегда. В этом определяется неизбежность присутствия олигополий в рыночной экономике.
Цель курсовой работы - изучить поведение фирмы в условиях олигополии, определить условия, обеспечивающие безубыточность и выход на максимальную прибыль.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность и особенности олигополии;
2. изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах;
3. исследовать виды и модели олигополии;
4. рассчитать издержки, определить условия максимизации прибыли.
5. произвести анализ полученных результатов.
Объект изучения – поведение фирмы в условиях олигополии.
Предмет исследования - процессы формирования, организации, действия, видоизменения и развития исследуемого объекта.
Методы изучения – анализ, синтез, аналогии, оценок, наблюдения, графического моделирования.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Материалы, использованные в работе, это: энциклопедические издания, книги, учебники, статьи из периодической печати, сведения их средств массовой информации, личный опыт автора и многое другое.
Олигополия является формой несовершенной конкуренции и может отрицательно влиять на экономическую ситуацию в стране, поэтому на уровне государства олигополиям уделяется большое внимание. Правительство любой страны принимает меры к регулированию деятельности олигополий. Базовым нормативно – правовым актом, регламентирующим вопрос государственного регулирования рынка олигополий, является Конституция РФ, закрепляющая за государством главные соответствующие направления. Развивают и детализируют проблему олигополий другие нормативно - правовые акты РФ, имеющие меньшую степень значимости: федеральные законы, указы, распоряжения и т.д.
Тема курсовой работы «Поведение фирмы в условиях олигополии» широко рассматривается многими исследователями и находит отражение на страницах практически всех книг по экономике, экономической теории и смежных наук. В рамках данной работы невозможно сделать обзор всей литературы по теме, поэтому мы использовали лишь основную, базовую из нее, которая наиболее соответствуют заданной тематике.
1. Характеристика олигопольного рынка
По одним данным, термин «олигополия» в научный аппарат ввел английский экономист Э. Чемберлин Другие – что его создателем был Т.Мор. Но сущность олигополии исследователи определяют одинаково.
Олигополия – это синоним конкуренции между немногими [33, с. 359]. Олигополия дословно означает «несколько продавцов» (греч. «oligos» – несколько, «poleo» - продаю, торгую). Это вид рыночной монополии.
Признаки олигополии:
1. Немногочисленность участников конкуренции - когда относительно малое число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Примеры классических олигополий: «большая тройка» в США – «Дженерал моторз», «Форд», «Крайслер»; в России – «МТС», «БиЛайн», «Мегафон». Два продавца - это дуополия. Верхней предел олигополии условно ограничивается 24 хозяйственными субъектами, а с числа 25 условно начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на «плотные» и «разряженные». К «плотным» относят отраслевые структуры от 2 до 8 продавцов. Если хозяйственных субъектов более 8, это разряженные монополии. Такая градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях «плотной» и «разряженной» олигополии. В первом случае в силу ограниченного числа продавцов возможны сговоры в отношении их поведения на рынке, а во втором случае это практически невозможно.
Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.
2. Размеры фирм в отрасли настолько велики, что объем производства каждой может влиять на отраслевое предложение. Тем самым оказывается влияние на рыночную цену, т.е. осуществляется рыночная власть.
3. Олигополии могут производить как однородные (гомогенные, ординарные), так и дифференцированные продукты. Однородность чаще преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартизированных продуктов. Многие стандартизированные продукты выпускаются в условиях олигополии - это сталь, цветные металлы, стройматериалы и т.п. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска многообразного ассортимента одних и тех же продуктов.
4. Вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами, т.е. доступ к рынку новым продавцам затруднен.
5. Спрос при олигополии очень похож на спрос при монополии.
Таким образом, важную роль в характере конкурентных отношений при олигополии играют объем и структура информации о конкурентах и условиях спроса: чем информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие рынка олигополии от совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются редко. Типично так называемое лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные следуют за лидером. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.
В современных условиях, когда действует антитрестовское законодательство и налицо недостатки и неопределенность рыночного поведения олигополистов, возникает соблазн тайного сговора, т.е. непосредственного или молчаливого согласия конкурентов однонаправленного рыночного поведения. Установление тайного контроля над ценами позволяет олигополистам снизить неопределенность, получать прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. В связи с наличием антитрестового законодательства открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, невозможно, что зафиксировано на высшем государственном уровне. Соглашения в таких случаях заключаются неординарно и устно на конфиденциальных встречах. В результате у потребителей, наблюдателей и контролирующих органов создается иллюзия ценовой конкуренции между олигополистами. Это достигается согласованными действиями фирм в рамках относительно долгосрочных периодов, которые, осуществляя поочередные манипуляции с ценами на свою продукцию, получают равновеликие прибыли на вложенный капитал каждым из олигополистов.
Поведение олигополистов в рамках тайных соглашений предопределяется необходимостью выбора золотой середины: они вынуждены слишком в больших масштабах максимизировать прибыль, и получение умеренной прибыли либо сведение ее к нулевому значению позволяет олигополистам блокировать проникновение в отрасль новых производителей.
Положительная оценка олигополий связывается с достижениями научно-технического прогресса. Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Олигополия близка к монополии, и можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и регулируется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и уходит из-под контроля государства и создает видимость конкуренции. В итоге это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества. Общая оценка олигополистических структур выявляет их неизбежность и реальность существования.
2. Издержки производства
Издержки производства — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.
Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «осадка» (англ. sunk costs). Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот. Актуальные издержки принимают в расчёт при принятии решений, издержки, «выпавшие в осадок» — нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.
Актуальные экономические издержки, в свою очередь, составляют из явных и вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага.
Экономические издержки принято делить на совокупные (общие), средние, маржинальные (предельные), а также на постоянные и переменные.
Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.
Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.
Издержки олигополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах
Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебаний спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо (рис. 1).