Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:38, реферат

Описание работы

Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Модель чистой монополии………………………………………………..4

Виды монополии……………………………………………………………9

Поведение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде………………………………………………………………………12


Поведение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде………………………………………………………………………16

2. Ценовая дискриминации……………………………………………………19

3. Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть…………………………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………....28

Работа содержит 1 файл

максимизация прибыли в условиях монополии.docx

— 311.56 Кб (Скачать)

В частности, мы можем использовать коэффициент  превышения цены над предельными  издержками. Данный способ определения  был предложен в 1934 г. экономистом  Абба Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера:

   (3)

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

Данный коэффициент  монопольной власти может быть также  выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Существует специальная формула  монополистического ценообразования:

 

   (4)

Данная формула  представляет собой универсальное  правило ценообразования для  любой фирмы с монопольной  властью, если учитывать, что Edp является коэффициентом эластичности спроса для отдельной фирмы, а не рыночного спроса.

Определить  эластичность спроса для фирмы, чем  для рынка, потому что фирма должна принять в расчёт реакцию своих  конкурентов на изменение цены. В  основном руководитель должен рассчитывать процентное изменение в сбыте  продукции фирмы на 1%. Этот расчёт может основываться на математической модели или же на интуиции и опыте  руководителя.

Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может определить соответствующую  накидку. Если эластичность спроса для  фирмы велика, данная накидка будет  минимальной (и мы можем сказать, что у фирмы небольшая монопольная  власть). Если эластичность спроса для  фирмы невелика, данная накидка будет  большой (фирма обладает значительной монопольной властью).

  (5)

Теперь подставим (5) в формулу (6):

    (6)

Напомним, что  теперь коэффициент эластичности спроса на продукцию отдельной фирмы, а не всего рыночного спроса.

Заметим также, что значительная монопольная  власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения  средних издержек и цены. Фирма  A может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у неё значительно выше средние издержки производства оптимального объёма выпуска

Источники монопольной власти фирмы. Выражение (6) показывает, что чем менее эластичен  спрос для фирмы, тем большей  монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается  в том, почему некоторые фирмы  сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие – с менее эластичной кривой спроса?

По меньшей  мере три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый из них – наличие товаров-заменителей. Чем больше у продукта некоторой фирмы товаров-заменителей и чем ближе они по своим качественным характеристикам к продукту нашей фирмы, тем более эластичен спрос на данный продукт, и наоборот. Так, например, у совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию совершенно эластичен по цене, потому что все другие фирмы на рынке продают точно такую же продукцию. Следовательно, ни одна из этих фирм не обладает монопольной властью. Другой пример: спрос на нефть слабо эластичен по цене, поэтому фирмы, занимающиеся добычей нефти, могут достаточно легко повышать цены на свою продукцию. Одновременно обратите внимание, что у нефти есть заменители, например, уголь или природный газ, если речь идёт о нефти как об энергоресурсе. Это приводит ещё к одному интересному выводу. У подавляющего большинства товаров или услуг существуют заменители, более или менее близкие. Неслучайно экономисты говорят, что мы живём в мире заменителей. Поэтому чистая монополия – явление в природе столь же редкое как снежный человек: все о нём слышали, все о нём говорят, но практически никто его не видел.

Вторым  определяющим фактором монопольной  власти является количество фирм, действующих  на рынке. При прочих равных обстоятельствах  монопольная власть каждой фирмы  снижается по мере того, как растёт число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем  труднее каждой из них поднять  цены и избежать потерь от уменьшения объёма реализации.

Конечно, имеет значение не просто общее число  фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если на две крупные фирмы приходится 90% объёма реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм – 10%, то у двух крупных фирм будет большая монопольная власть. Положение, когда несколько фирм захватывает значительную часть рынка называется концентрацией.

Мы можем  уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько  фирм, их руководители предпочтут, чтобы  в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может  только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии поэтому является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Монополия как  экономическое явление представляет собой обусловленный собственностью и властью тип экономических  отношений между ее субъектами, которые  реализуют собственный интерес  и влияют на общественное производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы  производства и исключительными  правами, обеспечивающими господствующее положение в определенной сфере (сферах) деятельности, контроль над  рынком и диктат своих условий, регулирование  цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение  конкуренции.

Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря  особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена  государством, местными органами власти.

В основе советского монополизма  лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим - административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.

Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими  формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление - вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.

Монопольная роль государства реализовывалась  через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им. Государственный сверхмоноиолизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей, определяло плановые задания - «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции. С помощью централизованного  планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждою товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.

Централизованная  система создавала идеальную  среду для воспроизводства монополизма  собственности, монополизма управления и технологического монополизма  предприятии (объединений). Это был  своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился  доминирующий в экономике государственный  сектор. Его составляющими выступали  ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а  также предприятия и организации, монополизивавшие выпуск отдельных товаров и услуг.

В командной  экономике преобладал искусственный  монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субьектов или их групп.

При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том. что. будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли./7/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников информации:

 

    1. Н.Я. Кажуро Основы экономической теории г.Мн.: «ФУАинформ», 2001г.

 

    1. Максимова В.Ф. Микроэкономика  М.: 1996г.

 

    1. Экономика фирмы под редакцией Т.В. Муравьевой, г.М.:, 2002г.

 

    1. Экономика предприятия в условиях рынка под общей редакцией профессора д.э.н. Руденко А.И., доц. Александрович Я.А., г. Мн.: 1993г.

 

    1. Д.М. Сорок, Н.Г. Заморенова, Е.Н. Белоусов Правовое регулирование хозяйственной деятельности, г. Мн.: 2000г.

 

    1. Экономическая теория для бакалавров: экономическое пособие /С.С. Носова, В.И. Новичкова, 2009 г.

 

    1. Фондовая Биржа/ Алехин Б.// Экономические науки. 1991. номер 8. с. 54-61.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть