Источник монопольной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Чистая монопсония – тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они заплати бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью . Обычно это происходит на рынках факторов производства. Например, три крупные автомобилестроительные компании в США, обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей.

Работа содержит 1 файл

монополия.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Введение.

На совершенном  конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или  покупатель в отдельности не может  повлиять на цену товара.

Цена определяется рыночными правилами предложения  и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать , а потребители ее принимают ,как заданную решая, сколько купить.

Предмет данной работы- монополия и монопсония. Они являются понятиями , прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия – это рынок со множеством продавцов и лишь одним покупателем.

Сначала обсудим  поведение монополиста. Так как  монополист является единственным производителем товара, кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое  к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и количество, максимизирующие прибыль , на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предположение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена( и больше, чем предельные издержки). Это связанно с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупает продукт, а те, кто покупают ,платят за него больше . Именно по этому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.

Монополия в  чистом виде- явление редкое ,но на многих рынках друг с другом конкурируют  лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и не редко связанным  с различными аспектами конкурентной стратегии.  Однако фирмы могут  влиять на цену и получать прибыль за счет установления придельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерение и ее воздействие на ценообразование.

Обратимся к  монопсонии. В отличии от цены на рынке свободной конкуренции цена, которую монопсонист платит , представляет собой функцию его спроса. Проблема монопсониста заключается в выборе качества , которое максимизирует чистую прибыль от покупки- ценность товара минус уплаченная за него цена.

Чистая монопсония – тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют лишь несколько  покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они  заплати бы в условиях свободной  конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью . Обычно это происходит на рынках факторов производства. Например, три крупные автомобилестроительные компании в США, обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей. Власть монополий и монопсоний – это две формы рыночной власти . Рыночная власть означает собственность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью( фактически на большинстве мировых рынков) , мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияние на фирмы и потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Монополия.

.

 Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует оббьем выпуска продукции, предназначенной для продажи.

Но это не означает , что монополист может  назначать любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере если его целью является максимизация прибыли.

Что бы максимизировать  прибыль, монополист должен в начале определить , как характеристики рыночного  спроса ,так и свои  издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе приятия фирмой экономического решения.

Располагая такими сведениями ,монополист должен принять  решения, об   объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса( это означает, что монополист может установить цену и определить оббьем производства в соответствие с характером кривой рыночного спроса) .

    1. Решение монополиста относительно объема производства

Какое количество товара должен произвести монополист? Что бы максимизировать прибыль. Фирма должна достичь такого объема продукции, при котором придельный доход равен придельным издержкам. В этом – решение проблемы и для монополиста кривая рыночного спроса является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получает монополист является функции объема производства. График максимизации прибыли при равенстве предельного дохода придельным издержкам.

 Предельного  дохода MR и кривые средних и  предельных издержек- АС и МС . Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске Q*, С помощь кривой спроса мы можем определить цену Р* ,которая соответствует данному количеству продукции Q*. Как мы можем проверить, что Q* .С  помощью кривой спроса мы можем определить Р* ,которая соответствует данному количеству продукции Q*.

Как мы можем  проверить, что Q*- обьем производства, максимизирующий прибыль? Предположим, монополист производит меньшее количество продукции – Q! И соответственно получаемую более высокую цену Р1, в таком случае определенный доход монополиста превышает предельные издержки и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль ( МR- МС), т. е . увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать оббьем производства, повышая свою совокупность прибыль в плоть до обьема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции равна нолю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль. Хотя и позволяет монополисту установить более  высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет  меньше, чем величину.

Больший оббьем производства Q2 также не является максими-зирующим прибыль. При данном объеме  предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество , чем Q2 , он увеличил бы совокупную прибыль ( на МС- МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше , сокращая убьем производства до Q*.Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q*вместо Q2 .Мы также можем показать алгебраически, что убьем производства Q* максимизирует прибыль. Прибыль равна разности между доходами и издержками , которые представляют собой функцию от Q;

?(Q) = R (Q)  - C ( Q)

По мере того как Q растет ,начиная с нуля ,прибыль  будет возрастать до тех пор ,пока не достигнет максимума, а затем  станет снижаться . Таким образом, убьем  производства Q максимизирует прибыль в том случае, когда приращение прибыли от дополнительного увеличения Q равна нулю ( т. е. ??/? Q= 0). Тогда

??/?Q= ?R/?Q - ?С/?Q = 0

Но ?R/?Q является предельным доходом , а ?С/ ?Q – предельными издержками ,и поэтому условием максимизации прибыли является

МR-МС= 0 или МR = МС. 

1.2 Правило « Большого пальца» для ценообразования.

Мы знаем, что  цена и убьем производства должны быть такими, чтобы придельный доход  равнялся предельным издержкам, но как  может практически руководитель фирмы правильно определить соответствующею  цену  и оббьем производства? Большинство руководителей располагают ограниченной информацией о кривых средних и предельных доходов, с которыми сталкиваются их фирмы. Они также располагают информацией о предельных издержках фирмы лишь для измеряющихся в определенных пределах объемах производства. Мы, следовательно, хотим перевести условие равенства предельного дохода и предельных издержек в универсальное правило ,которым легче пользоваться на практике.

Чтобы сделать  это , мы должны переписать формулу  предельного дохода следующим образом:

MR=?R / ?Q= ?(PQ) /?Q.

Отметим, что  дополнительный доход, получаемый в  результате  выпуска дополнительной единицы продукции, ?(PQ) /?Q.обладает двумя способами. Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене  Р, мы получаем доход : ( 1) . ( Р)= Р . Но фирма сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз , и поэтому производство и продажа данной дополнительной единицы приводят к небольшому снижению в цене ?(PQ) /?Q ,которое уменьшает доход от всей проданной продукции ( т. е.  изменение дохода) Q(?(PQ) /?Q.).

Таким образом:

МR= Р +  Q(?(PQ) /?Q.)= Р + Р (Q/Р)( ?P /?Q).

Правую часть  формулы мы получили, умножив выражение Q(?P /?Q.) на Р , а затем разделив его на Р. Вспомним ,что эластичность спроса выражается как Еd=(Р/Q) Q(?P /?Q). Таким образом  (Р/Q) Q(?P /?Q) есть выражение , обратное эластичности спроса 1/ Еd следовательно ,при обьеме производства ,максимизирующем  прибыль ,можно записать:

МR=Р=Р (1/ Еd).

Теперь ,так как  целью фирмы являются максимизация прибыли ,мы можем прировнять предельный доход к предельным издержкам:

Р+Р (1/ Еd).=МС,

Или

( Р- МС)/Р = - 1/ Еd (1)

Даная формула  представляет собой правило «  большого пальца» для ценообразования. Левая часть уравнения ( Р- МС)/Р  выражает превышение цены над предельными  издержками как процент от цены. Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине , обратной эластичного спроса , взятой с отрицательным знаком . Точно так же мы можем переписать это уравнение, чтобы выразить цену через предельные издержки:

Р= МС /(1+( (1/ Еd).( 2)

Например, если эластичность спроса равняется – 4, а предельные издержки 9 долл. На единицу  продукции , цена должна составлять : 9/(1-1/4)=9/0,75=12 долл.за единицу.

Как сравнить цену, устанавливаемую монополистом , с  ценой в условиях свободной конкуренции? На совершенном конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Монополист назначает цену, превышающую придельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Как показывает уравнение ( 1), если спрос чрезвычайно эластичен, Еd представляет собой большую отрицательную величину, а цена будет близка к предельным издержкам и, таким образом , монополизированный рынок будет очень похож на рынок свободной конкуренции. Фактически, когда спрос очень эластичен ,монополисту достается не значительная прибыль.

1.3 Смещение спроса.   

На конкурентном рынке существует прямая зависимость  между ценой и объемом предложения. Эта зависимость отраженна кривой предложения, которая совпадает  с кривой издержек производства для  отраслей в целом. Кривая предложения показывает, сколько будет производится продукции по каждой цене.

В условиях монополизированного  рынка кривая предложения отсутствует .Другими словами , нет пропорциональной зависимости между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что  решение монополиста по объему производства  зависит не только от

А) Зависимость  цены от изменения спроса при том  же объеме производства

В)Изменение  спроса при перемещенном объеме производства и постоянной цены.

Предельных издержек ,но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным измерениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения цены или же изменяться могут, как цена ,так и оббьем производства. Отрасль с конкурирующими производителями предлагает определенное количество продукции по каждой цене. Такой взаимосвязи нет для монополиста , который в зависимости  от того, как изменяется спрос, может предлагать разное количество продукции по одной и той же цене или одинаковое количество по разным ценам.

Налог на оббьем производства также влияет на монополиста  иначе , чем на ортосоль с конкурирующими производителями. Введения налога на единицу продукции в отросли с конкурирующими производителями приводит к увеличению рыночной цены на величину, которая несколько меньше налога, и что бремя налога несут как производители, так и потребители. При монополии, однако цена может возрастать на величину, превышающая размер налога.

Проанализировать  воздействия налога на монополиста  несложно. Предположим, каждая единица  продукции облагается определенным налогом в t долл., так что монополист должен платить продавцу t долл.за каждую проданную единицу продукции. Следовательно, предельные ( и средние ) издержки фирмы возросли на величину налога t . Если первоначальные издержки фирмы составляли  МС ,ее решение по оптимальному объему производства теперь выглядит так:

МК=МС+ t .

Здесь Q0 и Р0 –  соответственно убьем  производства и цена до обложения налогом,  Q1 и Р1 – оббьем выпуска цена после введения налога. Смещение кривой предельных издержек вверх приводит к уменьшению объема производства и повышению цены. Иногда цена растет на величину меньше налога ,но далеко не всегда. Это было бы не возможно на конкурентном рынке ,но может случиться на монопольном рынке , так как в последнем случае отношения цены к предельным издержкам зависит от эластичности спроса. Предположим например , что монополист сталкивается со спросом с постоянной эластичностью -2. Тогда согласно уравнению (2) цена будет равна двойным предельным издержкам. При налоге t предельные издержки увеличиваются до МС+ t  и цена возрастает до 2 ( Мс +t) =2 МC +2t, т. е. возрастает на удвоенную величину налога. 
 
 

Информация о работе Источник монопольной власти