Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:38, реферат

Описание работы

Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Модель чистой монополии………………………………………………..4

Виды монополии……………………………………………………………9

Поведение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде………………………………………………………………………12


Поведение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде………………………………………………………………………16

2. Ценовая дискриминации……………………………………………………19

3. Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть…………………………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………....28

Работа содержит 1 файл

максимизация прибыли в условиях монополии.docx

— 311.56 Кб (Скачать)

Случайная монополия имеет место тогда, когда кто – то непредвиденно  оказывается единственным производителем уникальной продукции.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия  отдельного предприятия;

2) монополия  как соглашение;

3) монополия,  основывающаяся на дифференциации  продукта.

Наиболее  распространенным способом монополизации  какой-то отрасли является объединение  крупных компаний. Компании, вошедшие в объединение, на рынке соответствующего товара предстают как единое целое, то есть как монополия. Такие объединения могут быть различными, варьируясь от весьма простых до очень сложных форм.

Наиболее  простыми монополистическими объединениями  являются временные соглашения между  отдельными компаниями, именуемыми пулами, рингами, конвенциями и т.п. Название таких объединений зависит от предмета соглашения. Это могут быть соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отношении конкурентов, не вошедших в данное объединение, о  правилах поведения на рынке данного  товара и т.д. Поскольку соглашения носят временный характер, то такие  монополистические объединения  являются неустойчивыми.

Более устойчивой формой монополии является картель - соглашение между отдельными компаниями о ценах на производимую продукцию, о рынках сбыта этой продукции, о  квотах на ее производство. Картельными  могут быть соглашения о ценах  на сырье, из которого производится продукция. Такие соглашения еще не означают полную монополизацию отрасли, так  как они заключаются между  компаниями, сохраняющими свою производственную и коммерческую самостоятельность  и выступающими на рынке в роли продавцов, согласовывающих свои действия друг с другом.

Качественно иной формой монополии является синдикат, представляющий собой объединение  отдельных компаний для создания совместных предприятий по сбыту  производимой продукции. Здесь в  полном смысле возникает монополия  в лице одного сбытового предприятия, которое получает возможность определять условия продажи товара, прежде всего  цену.

Следующей, уже завершенной формой монополии  является трест. Трест представляет собой объединение компаний не только для совместного сбыта, но

и производства каких-то товаров. Входящие в трест  компании лишаются не только сбытовой, но и производственной самостоятельности, превращаясь, по существу, в единую компанию.

В основе образования трестов лежит процесс  централизации производства, которая  может быть как горизонтальной, так  и вертикальной. Горизонтальная централизация  объединяет предприятия, относящиеся ко вторичному сектору производства, то есть к отраслям, производящим отдельные полуфабрикаты, заготовки, узлы, которые будучи соединены, образуют конечный продукт. С ним трест как монополист выходит на рынок. Вертикальная централизация объединяет предприятия, относящиеся ко всем секторам производства.

Предприятия первичного сектора заняты производством  сырья, которое перерабатывается и  превращается в готовый продукт  на предприятиях вторичного сектора. Услуги предприятий третичного сектора, входящих в трест, обеспечивают бесперебойное  производство и сбыт товаров. Такую  централизацию предприятий различных  секторов и отраслей производства называют также вертикальной интеграцией, а  тресты, основанные на ней, - комбинатами.

В современных  условиях распространенной формой объединений, способных монополизировать производство и сбыт товаров, является концерн.

Концерн - это объединение компаний путем  покупки их контрольных пакетов  акций какой-то одной компанией, ставшей головной. Вошедшие в концерны компании могут сохранять производственную и сбытовую самостоятельность, но они  лишены финансовой самостоятельности.

В концерн  обычно входят компании, относящиеся  к разным отраслям, но имеющие общие  технологические связи. Поэтому  концерн, как правило, является многопрофильным, то есть производящим различные виды товаров, при этом у них есть основной вид продукции, на рынке которого концерн обычно выступает как  монополист. Так, нефтеперерабатывающий  концерн кроме бензина как  основного продукта может производить  различные масла, оборудование для  бензоколонок, технику для бурения  нефтяных скважин и т.п.

Особенность конгломерата заключается в том, что он объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных  друг с другом. Такой принцип объединения  называется диверсификационным. Диверсификация представляет собой процесс внедрения какой-то одной, достаточно мощной компании в различные отрасли с целью установления над ними финансового контроля и получения устойчиво высоких доходов.

Конгломерат, как и концерн, создается путем  приобретения одной компанией контрольных  пакетов акций других компаний. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными  перспективами получения высокой  прибыли. Если у входящих в конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой компании конгломерат стремится освободиться. Поэтому по своему составу конгломерат в отличие от концернов не является постоянным. Но именно это непостоянство позволяет конгломерату иметь общую норму прибыли выше средней.

Исходя  из вида барьеров, существующих на рынке, монополии могут быть классифицированы как закрытые, естественные и открытые.

Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в отрасль, либо не допускают возможности использования чужой интеллектуальной собственности.

Естественная монополия образуется в отраслях, где долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок в целом.

Примером  естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь, почта  в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная  ростом масштаба производства, и в  то же время конкуренция неосуществима.

Открытая монополия характеризуется тем, что предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. При этом предприятие не защищено от проникновения конкурентов на рынок.

3. Предприятие-монополист  осуществляет полный контроль  над ценой. Оно может изменять  цены путем манипуляции количеством  его предложения.

В зависимости  от типа ценообразования выделяют простую  и дискриминирующую монополию.

Монополия, реализующая всю  свою продукцию по единой цене, называется простой.

Монополия, реализующая свою продукцию по разным ценам, называется дискриминирующей

4. Монополист обладает  достаточной информацией для  построения кривой спроса на  свою продукцию. Монополист не  имеет собственной кривой предложения,  поэтому для того, чтобы знать,  сколько производить продукции,  он должен ориентироваться на  спрос населения.

 

 

    1. Поведение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном  периоде

 

В краткосрочном периоде  предприятия располагают фиксированными производственными мощностями. Задача предприятия – выбор оптимального объема производства путем применения различного количества переменных ресурсов и оптимальной цены, исходя из динамики спроса на  продукцию.

Существует два подхода  к определению оптимального сочетания  «цена – объем производства»:

  1. «общий доход – общие издержки»;
  2. «предельный доход – предельные издержки».

 

 

  1. Согласно этому подходу необходимо сопоставить общие издержки и общий доход при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна, является оптимальным.

При данном подходе возможны 3 варианта поведения предприятий  при выборе оптимального объема производства:

1) максимизация прибыли;

2) минимизация убытков;

3) закрытие предприятия.

Предприятие максимизирует  прибыль, если существуют такие сочетания объема производства и цены, при которых общий доход (TR) больше общих издержек (TC) и возможно получение прибыли. Этот вариант поведения предприятия представлен на рисунке 3.

Максимальная прибыль  – наибольшая разница между общим  доходом и общими издержками. На рисунке 3 максимальная прибыль (наибольшая разница по вертикали между кривыми  общего дохода и общих издержек) – отрезок АВ, при этом оптимальный  объем производства – Q1.

 

R,C                                     TC


      ТR                          А                      


                                      

                                          TR


ТС                       


                                                  

                            Q1                          Q


Рисунок 1.1.3 – Вариант максимизации прибыли предприятием

 

Предприятие минимизирует убытки, если одновременно выполняются следующие два условия:

1) для любых сочетаний  объема производства и цены  общий доход меньше общих издержек;

2) существуют такие сочетания  объема производства и цены, при  которых общий доход (TR) больше  общих переменных издержек (TVC).

В этом случае предприятие  несет убытки при любом объеме производства, и оно выбирает такое  сочетание объема производства и  цены, при котором убытки минимальны.


      R,C                             TC          TVC


TC                          А


TR                            


                             В

TVC                                           ТR


 

                                                  


                                                     Q

                             Q1

Рисунок 2.1.4 – Вариант минимизации убытков предприятием

 

На рисунке 2.1.4 минимальные убытки (наименьшая разница по вертикали между кривыми общих издержек и общего дохода) – отрезок АВ, оптимальный объем производства – Q1.

Предприятие закрывается, то есть прекращает производство, когда при любых сочетаниях объема производства и цены общий доход меньше общих переменных издержек. В этом случае при осуществлении производства убытки предприятия будут равны сумме постоянных и части переменных издержек. Если же предприятие прекращает производство, то его убытки равны только величине постоянных издержек. Поэтому оптимальное поведение для предприятия – прекращение производства.

Случай закрытия предприятия  представлен на рисунке 3.1.4.

       R,C


                                TC          TVC


                                             

   

   

  А                                    TR


            В                                                    


    0                                                 Q

Рисунок 3.1.4 – Вариант закрытия предприятия

 

На рисунке 3.1.4 минимальные убытки (наименьшая разница по вертикали между кривыми общих издержек и общего дохода) – отрезок АВ, оптимальный объем производства – 0. Если предприятие будет производить больше продукции, то его убытки будут только возрастать.

Подход «предельный  доход – предельные издержки».

В соответствии с этим подходом оптимальным для предприятия  будет такое сочетание объема выпуска продукции и цены, при  котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC).

Информация о работе Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть